Советская живопись

Найти картину по теме или автору По цене от до рублей

Григорий Гордон

Семидесятилетие — юбилей, ко многому обязывающий художника. Надо сосредоточенно и беспристрастно взглянуть на прошлое, подвести итог сделанному. И планы на будущее строить исходя из того, что еще жизненно необходимо сделать...


Ветеран Великой Отечественной войны, художник-коммунист, московский живописец Григорий Меерович Гордон отмечает свой юбилей персональной выставкой. Живопись и графика, представленные на ней, отразили все этапы его творческого пути. Начало этого пути можно отнести к году окончания вуза, к счастливой поре первых выставок, первых удач. Его дипломной работой были плакаты, посвященные героям-челюскинцам, но делом жизни, любимой профессией стала живопись. Не последнюю роль в этом выборе сыграло то, что учителями художника были замечательные живописцы С. Герасимов, А. Дейнека, Н. Удальцова, К. Истомин. Данные ими уроки мастерства, их серьезное, глубоко ответственное отношение к искусству и жизни наложили неизгладимый отпечаток на творческую личность Г. Гордона. «Каждый мазок — с натуры» — это категоричное, порой сдерживающее работу фантазии правило стало определяющим творческим принципом живописца. Портреты, пейзажи, натюрморты художника конкретны, жизненны, не переусложнены символическим подтекстом. Он стремится во всей полноте отразить своеобразие характера человека, неповторимость его облика, запечатлеть различные состояния окружающей природы, донести чувственную яркость и красоту многообразного мира вещей.


В жанре тематической картины Григорий Гордон также руководствуется законом верности натуре, принципом художественной правды. Его большие живописные композиции, такие, как «Обед на марше», «М. В. Фрунзе — организатор Советской власти в Минске», «Полководцы гражданской войны», «К. Маркс и Ф. Энгельс», «Групповой портрет композиторов» и другие, выполнены в манере подробного изобразительного повествования. Их большое достоинство заключается в чёткой, тщательной работе над характеристикой каждого персонажа. К этому художника подготовил многолетний труд в жанре портрета. Портретное творчество Григория Гордона привлекает отсутствием стилизации и нарочитости, раскованностью поз моделей, естественностью и жизненностью образов. Герои Гордона предстают перед зрителем занятыми любимой, повседневной работой, созерцающими природу, внимательно и серьёзно слушающими собеседника. Г.М. Гордон любит и умеет писать молодёжь. Красивые, открытые лица на его полотнах говорят о радости жизни, о доверии к людям. Внешняя статика поз нисколько не уменьшает внутренней энергии, живого задора и обаяния молодости. Запоминаются сосредоточенность, воля и вместе с тем женское очарование героини в «Портрете тренера Л. Берлизовой», светлый лиризм образов «Портрета Наташи», «Портрета студентки», «Девушки в красном», уверенность, достоинство и доброта человека труда в «Портрете бурятки».., Г. Гордон умеет увидеть и зафиксировать во многом определяющий характер человека «пластический элемент» позы, положения рук, выражения лица, поворота головы. В этой счастливой зоркости художника убеждают портретные зарисовки, сделанные с натуры и привлекающие именно своей незавершённостью; они сохраняют трепет быстрого обобщенного рисунка. Г.М. Гордону довелось рисовать замечательных людей — своих старших современников. Это художники — С. Герасимов, Б. Иогансон, Ф. Богородский, П. Соколов-Скаля, В. Бакшеев; артисты, писатели, учёные, общественные деятели — Н. Обухова, С. Гиацинтова, О. Абдулов, М. Пришвин, Л. Леонов, А. Игнатьев, Г. Петровский, Л. Ландау, Н. Семашко. Эти портреты соединяют в себе документальную точность с образностью. 

Портретная галерея живописца Г. Гордона была бы неполной без полотен, изображающих людей труда — рабочих, строителей, рыбаков. Художник еще в тридцатые годы на Азовском море писал небольшие жанровые композиции, посвящённые жизни рыбаков. Метростроевцы на этюдах, сделанных на строительстве станции «Краснопресненская», — это люди 40—50-х годов. Их облик исторически конкретен, типичен. Они настоящие герои своего времени. Конкретность, верность натуре ощутима и в произведениях другого рода, например в азовском этюде «Ремонт баркасов». Жанр и пейзаж объединены в этой работе, этюд пронизан радостным чувством общения с морем, ощущением простора, романтическим восприятием природы.Много поэзии и красоты и в небольшом этюде «Горячий Ключ», и в трогательном «портрете» старого дома на Масловке. Пейзажи Вильнюса, Клайпеды, Паланги доносят до зрителя обаяние этих городов Литвы.

Пейзажи Григория Гордона рождены встречами с Прибалтикой и Байкалом, Белым и Азовским морями, со старинными городами средней полосы России. Одна из любимых тем пейзажного творчества художника — водные просторы Родины. Этот мотив варьируется и в этюде рыбачьего причала в Керчи, и в лирическом пейзаже с дамбой в окрестностях Переделкина, и в панорамном виде «священного Байкала».., Точно переданное ощущение простора, шири, распахнутого пространства, присущее «водным» пейзажам Г. Гордона, в равной мере свойственно и серии, созданной в Переславле-Залесском (в частности, этюду с белостенным монастырем на горе, упирающимся в самое небо голубыми куполами). Даже в грозные годы Великой Отечественной войны художник, находясь сначала в распоряжении Главного Политического управления Красной Армии, затем (с 1943 года) в составе действующей армии 3-го Украинского фронта, всегда искал возможность рисовать. Он наблюдал солдатские будни, делал наброски эпизодов фронтовой жизни непосредственно на дорогах войны.

Рисунки фронтовика Григория Гордона, прошедшего славный путь нашей армии от Волги до Вены и награждённого орденами и медалями, запечатлели выразительные архитектурные пейзажи и бытовые сценки, увиденные в различных уголках Болгарии, Югославии, Румынии, Венгрии, Австрии.

Вновь окидывая взглядом то, что сделано более чем за сорок лет, отмечаешь плодотворность и самоотверженность труда художника. Портреты, пейзажи, натюрморты, фронтовые зарисовки Г.М. Гордона говорят о том, что художник нашёл свой путь в искусстве и остался верен ему на протяжении всей долгой творческой жизни.

 

Н.М. Иванов

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru СОВЕТСКАЯ ЖИВОПИСЬ