Советская живопись

Найти картину по теме или автору По цене от до рублей

Батальная живопись военного художника Марата Самсонова

26.05.2016

Марат Самсонов  «Автопортрет» 1991 г. Картон, масло. 59х89 см
Марат Самсонов «Автопортрет» 1991 г. Картон, масло. 59х89 см

Марат Самсонов – выдающийся советский баталист и видный график, незаурядный скульптор и портретист. Он был одним из немногих военных художников Студии имени Грекова, знающих армию изнутри. Участник боевых действий в 1941-1945 гг., выпускник военного училища, он преуспел в жанре батальной живописи и сумел воспитать целое поколение художников.

 

Жизненный путь

 

Родился Марат Самсонов в Иркутске в марте 1925 года. Семья кадрового военного часто переезжала из гарнизона в гарнизон. Смена впечатлений формировала мировоззрение двух талантливых живописцев, подраставших в семье Самсоновых  - Марата и на год младшего Евгения. Первые уроки рисования дал братьям Николай Уткин. В отличие от брата Евгения, Марат не получил специального художественного образования, он пошёл стезёй отца.

 Офицер Красной армии Иван Самсонов погиб в 1944 году, защищая Ленинград. Марат в начале 1940-х окончил Калининское техническое военное училище, успел повоевать, дослужиться до лейтенанта и принять участие в Параде Победы 1945 года на Красной площади.

Марат Самсонов  «Пленный немец»  Картон, масло. 50х34 см 1950-е годы
Марат Самсонов «Пленный немец» Картон, масло. 50х34 см 1950-е годы

 Тяга к творчеству привела его к военным художникам – в Студию имени М. Грекова, которая и стала «университетами» будущего баталиста. Уникальный в своем роде творческий коллектив существует с 1934 года и поныне под эгидой Министерства обороны России. Но мало кто из его членов имеет какое-либо отношение к армии. Марат Самсонов – исключение. Он профессиональный военный в офицерском звании, видел войну своими глазами.

Марат САМСОНОВ  «В минуту затишья»  1958 г. Холст, масло. 138 × 111 см. Студия военных художников имени М.Б. Грекова, Москва.
Марат САМСОНОВ «В минуту затишья» 1958 г. Холст, масло. 138 × 111 см. Студия военных художников имени М.Б. Грекова, Москва.

 В 1946 году Марат Самсонов представил свои работы в художественный совет студии. Их оценили. Мастера постарше опекали перспективного художника с редким самобытным даром. Одним из наставников Самсонова стал в то время руководитель студии Николай Жуков. Именно под его влиянием расцвёл талант Самсонова-баталиста.

 До конца жизни творчество Марата Ивановича Самсонова будет связано со студией им. Грекова. Здесь под началом опытных художников он примет богатейшие традиции русского искусства, отшлифует свой незаурядный талант, а вскоре начнёт передавать свои знания молодым художникам. Марат Самсонов дважды вставал во главе «грековцев» – с 1972 по 1990, и с 1998 по 2000 год.

Полковник Самсонов Марат Иванович, художественный руководитель Студии военных художников имени М.Б. Грекова. Фотография 1980-х гг.
Полковник Самсонов Марат Иванович, художественный руководитель Студии военных художников имени М.Б. Грекова. Фотография 1980-х гг.

 Марат Иванович много ездит в заграничные командировки – Болгарию, Монголию, Францию, Венгрию, Испанию, Италию. Из каждой из них он привозит зарисовки или готовые картины. В 1974 году побывал на стройке века. Впечатления от Байкало-Амурской магистрали вылились в серию полотен, в центре которых стоял рабочий человек.

Марат Самсонов  «Утро БАМа» 1984 год
Марат Самсонов «Утро БАМа» 1984 год

 Полковник в отставке М.И. Самсонов был кавалером ордена Красной Звезды, награждён двумя медалями «За боевые заслуги» и др. Многочисленные профессиональные звания и награды М.Самсонова:

 1960 г. - М. Самсонов принят в Союз художников СССР.

1965 г. – звание заслуженного художника РСФСР.

1967 г. – золотая медаль им. Грекова.

1974 г. - получает звание Народного художника РСФСР.

1975 г. – серебряная медаль АХ СССР.

1975 г. – член-корреспондент Российской Академии художеств.

1998 г. – академик РАХ.

 Даже отойдя от дел в студии, Марат Иванович Самсонов до конца жизни был публичным человеком. Когда художник был уже в годах, его картины выставлись во многих залах:

Марат Самсонов  «Портрет писателя Проханова Александра Андреевича»  Холст, масло. 80х90 см. 1970 г.
Марат Самсонов «Портрет писателя Проханова Александра Андреевича» Холст, масло. 80х90 см. 1970 г.

2001 г., Москва, галерея «Новый Эрмитаж» – выставка «Автопортрет»;

2004 г., Москва, Тушино – выставка, посвящённая годовщине Битвы на Курской дуге.

2005 г., Москва, Малый манеж – экспозиция к 70-летию студии им. Грекова;

2005 г., Москва, Академия художеств – выставка, посвящённая 60-летию Победы в ВОВ;

2005-2006 гг., Москва, представительство Саратовской области;

2005-2006 гг., Белгород, картинная галерея – выставка Студии военных художников им. Грекова;

2005 г., Москва, Дом ветеранов войн и Вооруженных сил – персональная выставка М.Самсонова.

Марат Иванович Самсонов в своей мастерской в Студии военных художников имени М.Б. Грекова. 1970 год.
Марат Иванович Самсонов в своей мастерской в Студии военных художников имени М.Б. Грекова. 1970 год.

О Марате Самсонове вспоминают, как о заядлом театрале. Многих из своих друзей-актёров Большого театра он запечатлел на портретах. Кроме живописи, увлекался классической музыкой. Среди его любимых композиторов Бетховен, Моцарт, Чайковский, Верди. Марат Иванович не имел вредных привычек, по его словам, «они – помеха для жизни и творчества».

Сын Самсонова Александр – также военный художник-грековец, другой сын, Алексей, был художником-модельером (трагически погиб в 2001 г.).

 Умер Марат Иванович в январе 2013 г. Похоронен в Москве на Троекуровском кладбище.

 

Характеристика творчества Марата Самсонова

 

Марат Самсонов  «Корабельный друг»  1961 г. Бумага, литография. 45,5х38 см Белгородский художественный музей
Марат Самсонов «Корабельный друг» 1961 г. Бумага, литография. 45,5х38 см Белгородский художественный музей

Работал Марат Иванович Самсонов в жанре гравюры (на дереве и на линолеуме), литографии. Писал портреты, жанровые и лирические полотна. Неузарядны его графические работы. Но главная в творчестве художника - военно-патриотическая тематика. Наиболее известны диорамы, панорамы, исторические полотна Самсонова.

Марат Самсонов за работой над диорамой «Штурм Перекопа» в Студии военных художников имени М.Б. Грекова. 1962 год
Марат Самсонов за работой над диорамой «Штурм Перекопа» в Студии военных художников имени М.Б. Грекова. 1962 год

Диорама Штурм Перекопа. (Фрагмент)
Диорама Штурм Перекопа. (Фрагмент)

 Батальный жанр – видимо, отпечаток Великой Отечественной, в которой Марат Самсонов успел поучаствовать совсем юным. Кроме того, художник в течение всей своей жизни интересовался историей военных действий, отдельными битвами Второй Мировой. Он часто общался с очевидцами интересующих его боев, ездил в части, участвовавшие в событиях тех лет.

Марат САМСОНОВ. Саша Чекалин. 1955 г. Холст, масло. 150×200 см. Центральный музей Вооруженных Сил РФ, Москва.
Марат САМСОНОВ. Саша Чекалин. 1955 г. Холст, масло. 150×200 см. Центральный музей Вооруженных Сил РФ, Москва.

 

Самые известные картины Марата Самсонова батального жанра:

 

1954 - «Сестрица»;

Марат Самсонов  «Сестрица»  Холст, масло. 138 × 111 см 1954 г.  Центральный музей Вооруженных Сил РФ, Москва
Марат Самсонов «Сестрица» Холст, масло. 138 × 111 см 1954 г. Центральный музей Вооруженных Сил РФ, Москва

1955 - «Возвращение из разведки»;

1960 - «На краю земли Севастополя»;

1973 - «Дороги войны»;

Марат САМСОНОВ  «Дороги войны»  1973 г. Холст, масло. 72 × 120 см. Центральный музей Вооруженных Сил РФ, Москва.
Марат САМСОНОВ «Дороги войны» 1973 г. Холст, масло. 72 × 120 см. Центральный музей Вооруженных Сил РФ, Москва.

1983 - «Год сорок первый»;

1984 - «Парад Победы на Красной площади»;

Марат Самсонов  «Парад Победы на Красной площади 24 июня 1945 года. 1984 г. Холст, масло. 220 × 250 см. Административное здание Министерства обороны РФ.
Марат Самсонов «Парад Победы на Красной площади 24 июня 1945 года. 1984 г. Холст, масло. 220 × 250 см. Административное здание Министерства обороны РФ.

1987 - «В боях за Отчизну»;

Марат САМСОНОВ  «В боях за Отчизну»  1987 г. Холст, масло. 190 × 300 см. Центральный музей Вооруженных Сил РФ, Москва
Марат САМСОНОВ «В боях за Отчизну» 1987 г. Холст, масло. 190 × 300 см. Центральный музей Вооруженных Сил РФ, Москва

1992 - «Весна 45-го года».

Позже в его работах появляется новое философское ощущение войны, но в каждом из них прочувствован образ героя-победителя, готового идти либо к смерти, либо к победе.

Батальная тема выражена не только в работах, посвящённых второй мировой войне. Художник обращается к иным эпохам. Известны другие его картины и диорамы:

 «Переход через Сиваш» - 1959;

Марат Самсонов  «Переход через Сиваш»  1959 г. Холст, масло.
Марат Самсонов «Переход через Сиваш» 1959 г. Холст, масло.

«Штурм крепости Очаков» - 1971;

Диорама «Штурм крепости Очаков русскими войсками в 1788 году» (1971 г., художник М. И. Самсонов).
Диорама «Штурм крепости Очаков русскими войсками в 1788 году» (1971 г., художник М. И. Самсонов).

«На Куликовом поле» - 1993;

Самсонов Марат Иванович  «На поле Куликовом. Благословление». 1993 г.
Самсонов Марат Иванович «На поле Куликовом. Благословление». 1993 г.

«Отступление Наполеона из Москвы» - 1993;

Марат Самсонов  «На старой Смоленской дороге»
Марат Самсонов «На старой Смоленской дороге»

«Великий русский князь Игорь» - 1996.

Перед написанием того или иного батального полотна Марат Иванович тщательно интересовался материалом и обязательно посещал места битв.

 Марат Самсонов преуспел и в жанре панорамного искусства. В коллективе соавторов работал над восстановлением "Бородинской битвы", он был одним из авторов «Сталинградской битвы» - первой советской панорамы.
Фрагмент диорамы «Сталинградская битва»
Фрагмент диорамы «Сталинградская битва»

 Интереснейшими работами являются более 200 графических репортажных зарисовок из Вьетнама (цикл «Героический Вьетнам сражается», созданный в 1980 г.). Эти рисунки Самсонов делал под бомбёжками.

Марат Самсонов  «Фронтовая дорога. Серия «Героический Вьетнам борется». 1969 г. Бумага, линогравюра. 55,5х78 см Белгородский художественный музей
Марат Самсонов «Фронтовая дорога. Серия «Героический Вьетнам борется». 1969 г. Бумага, линогравюра. 55,5х78 см Белгородский художественный музей

В похожих условиях довелось работать и в Афганистане, где сделал десятки зарисовок, впоследствии ставших основой для создания более масштабных работ.

Много зарисовок привозит Марат Самсонов и из поездок по европейским странам.

В 1970-х появляется цикл его работ из жизни тружеников БАМа.

 В центре всех произведений М.И. Самсонова – человек со своим неповторимым внутренним миром при любых обстоятельствах, будь то стройка века или военные действия. С портретов художника смотрят на нас известные люди без напыщенности и пафоса.

 Художник никогда не изменял реалистической живописи, однако, язык его полотен обогащён другими средствами художественной выразительности,  метафорами и символами.

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru СОВЕТСКАЯ ЖИВОПИСЬ
..