Стили и жанры
|
Соцреализм. Инвестиция или удовольствие?
Начать коллекционировать советскую живопись... Маловероятно, что некий богатый человек, сидит на веранде с чашкой кофе в руке и думает: а не начать ли мне чего-нибудь коллекционировать? Хотя в принципе это возможно. У меня была похожая ситуация. Когда мне было 10 лет, я как-то увидел подборку спичечных этикеток. Желание собирать их возникло спонтанно. Потом я стал собирать марки. Коллекция составила около 8000 прекрасных экземпляров, в основном "колоний". И наконец наступила очередь живописи. Интерес и любовь к ней передались мне от отца. Он был художником-архитектором. К сожалению мои детские коллекции не сохранились, как не сохранилась и часть работ отца, разошедшихся неизвестно куда ещё при его жизни, но я стал искать его картины и когда нахожу, узнаю его руку (большинство работ не подписано) и конечно же покупаю. Он жил и работал до 1973 года. Это время, 50-60-е годы, как раз приходятся на расцвет социалистического реализма или просто реализма - понятной даже непрофессионалу живописи.Сегодня картины тех лет, хоть и с трудом, но ещё можно найти, однако с каждым днём их становится всё меньше и меньше. Когда несколько лет назад, в 90-е годы прошлого теперь уже века, сотрудники Третьяковской галереи решили что пора уделить внимание живописи социалистического реализма, то с ужасом обнаружили, что лучшие её образцы находятся за пределами России, в основном в США и Англии. Предприимчивые, высокообразованные галеристы Джонсон, Майлз и другие, скупили по дешёвке и вывезли из СССР несколько сотен тысяч, если не больше, прекрасных работ. Вот тут-то наши и зашевелились. Ведь не даром пословица гласит: пока гром не грянет, мужик не перекрестится. То, что ещё совсем недавно, со смехом и презрением отвергалось, в одночасье стало предметом коллекционирования. Когда я бываю в новой Третьяковке на Крымском Валу, то всегда подхожу к масштабному полотну Александра Герасимова которое народ прозвал "Два вождя после дождя". Ни в какой другой стране ничего подобного даже теоретически не могло быть создано. Можно ругать или любить изображённых на нем людей, но нельзя не признать, что эта картина предмет гордости россиян. Не возьмусь точно оценить её денежный эквивалент, все-таки это государственное достояние, но ясно что он составляет несколько сотен тысяч в долларовом эквиваленте. Думаю, так часто и бывает - попал человек в музей, увидел прекрасные картины и задумался: эх мне бы такое, чтобы каждый день любоваться. Коллекционированием антиквариата нынче не удивишь никого. Есть деньги, пошёл на Арбат, купил за $100 000 с вероятностью в 99% поддельного Айвазовского, повесил на стенку и раздуваешься от гордости перед гостями, подавляющее большинство которых не в состоянии отличить Шишкина от Пушкина. Продвинутые состоятельные люди находят себе дилера, который решает все вопросы, связанные с коллекционированием. А таких немало. Здесь и умение найти требуемую картину, и помощь в анализе коньюнктуры рынка, и экспертиза на предмет подтверждения подлинности, и многое другое. Кстати, услуги хорошего дилера обходятся недёшево. Можно конечно и сэкономить, но уместно вспомнить поговорку: жадный платит дважды. Вот и получается, что при наличии больших свободных средств можно позволить себе покупать антикварные произведения искусства, высоко котирующиеся не только в России, но и на мировом рынке. Однако купить картину известного художника ХIХ века дёшево невозможно. Цены же на работы советских художников ещё не так велики, хотя растут ежедневно. Те, кто понял, что в картинах середины-второй половины ХХ века есть свой шарм, стараются купить их сегодня, потому, что завтра их или не будет вообще, или их цена существенно поднимется. Недавно в прессе была опубликована статья, автор которой предлагал вкладывать средства в живопись 30-х годов. Замечательно! Вот только где её найти, эту живопись? Эти работы уже давно находятся в коллекциях профессионалов, и при желании покупателя приобрести такую картину, цена оказывается чрезвычайно высокой. Картины обычных советских художников, работавших в 50-60-70е годы сегодня найти можно, и стоят они пока ещё несколько тысяч долларов. Картины известных художников тех лет стоят десятки тысяч, а картины самых известных стоят уже сотни тысяч в долларовом эквиваленте. При этом рост цен на них ЗНАЧИТЕЛЬНО опережает инфляцию. Если ещё 2-3 года назад коллекционеры искали только картины 50-60х годов, то сегодня, когда их всё меньше и меньше, картины 70-х уже весьма востребованы на арт-рынке, при условии, конечно, качественного уровня живописи.Что будет через 2-3 года? Картины 50-60-х годов станут такой же редкостью, как сегодня картины 30-х. "Брежневщина" станет единственно доступной для не самых богатых покупателей. Вот поэтому дальновидные инвесторы скупают сегодня полотна шестидесятников. Они покупают картины "в стол" и не продают их сегодня, с улыбкой объясняя, что их время ещё не наступило.У инвестора или просто покупателя есть выбор: что лучше купить? Антиквариат, соцреализм или современную живопись?Об этом уже написано немало, но главным остается принцип: покупка антиквариата надёжна, но требует огромных средств. Да и дорожает антиквариат медленно. Покупка живописи начала ХХI века, это покупка кота в мешке, так как невозможно предугадать прорыв в цене на работы того или иного художника. Вот поэтому я и ратую за покупку понятной, надежной, родной нам советской живописи середины ХХ века. Покупайте именно картины, а не печатную продукцию, издаваемую миллионными тиражами: со временем она будет дешеветь, а картины - дорожать. Не стоит концентрироваться на каком-то одном виде живописи, например собирать только пейзажи или натюрморты, не надо себя ограничивать - живопись многогранна, а коллекция интереснее, когда она разносторонняя. Самым интересным и перспективным мне представляется жанр. В моей скромной коллекции представлены разные виды живописи, но жанровые работы дольше задерживают взгляд на себе, чем остальные, да и денежный эквивалент их повыше.Вряд ли следует давать какие-то рекомендации о том, что именно покупать. Можно руководствоваться простым правилом: покупать то, что нравится. Меня часто спрашивают: неужели ты вешаешь картины с немытыми шахтерами и буряковолицыми доярками у себя дома? Отвечаю: с удовольствием.
www.socrealism.com |