Советская живопись

Найти картину по теме или автору По цене от до рублей

Магия символа бесконечности

8 марта 2008 года художнице Александре Феликсовне Токаревой исполнилось восемьдесят лет. В свой юбилей она сделала жителям города Вышний Волочек замечательный подарок - в зале искусств открылась выставка ее картин. Когда отзвучали поздравления и речи, выстроилась целая очередь из друзей и почитателей ее таланта, чтобы вручить цветы, выразить свое восхищение, а, может быть, и найти ответ на вопрос, как ей удалось сохранить молодость и весеннее радостное восприятие жизни, которым наполнены ее творения.
Жизнь мне выдала счастливый билет
- Цифра восемь по магии чисел - символ бесконечности, в моем нынешнем юбилее присутствует дважды. И я горжусь своим возрастом, - сказала Александра Токарева. - Есть такое изречение: «Если бы молодость знала, если б старость могла». Мне судьба выдала счастливый билет - и в жизни, и в творчестве я до сих пор чувствую себя молодой, у меня есть силы, чтобы творить.
А еще Александра Феликсовна Токарева сказала, что не надо бояться старости, потому что это один из самых прекрасных периодов человеческой жизни. Правда, у него есть недостаток - он кончается, но хотелось бы, чтобы это произошло как можно позже.
Молодость, по словам художницы, -- это весенний поток: солнце светит радостно, все дороги перед тобой, все успеешь, все получится, все люди - друзья. Правда, оказывается, что не все, но это потом. Когда поток войдет в свое русло, наступит время осознания смысла жизни и выбора пути. И тут ей повезло. Ее мать была художницей, и после окончания семилетки она отдала дочь в художественное училище, не спрашивая ее согласия.
Учебу в любом виде творчества Александра Токарева называет подражанием - человек выбирает себе кумира и старается во всем быть на него похожим. Но ведь от корифеев тоже немало зависит в становлении личности и в выборе творческого пути художника. Александра Токарева признается, что в ее жизни были и кумиры, и искания. Было и недолгое увлечение абстрактным искусством. Она рассуждала так: если искусство -- это философия, то, может быть, «Черный квадрат» Малевича и есть консистенция его смысла, тайна, постижимая только избранными? Потом она пришла к выводу, что абстракция - это всего лишь насмешка над доверчивыми дилетантами, а настоящее искусство реалистично.
Волшебство и таинство живописи
Эти слова часто повторял муж Александры Феликсовны - Владимир Токарев. Он был художником, ее другом и наставником, вместе они прожили 41 год, и до самой своей смерти он называл ее Алюшей. Художники выбрали постоянным местом жительства деревню Кишарино. На берегу озера Мстино построили красивый и уютный дом, наполненный картинами, гостями, кошками, собаками. Постепенно хозяйкой в доме стала их дочь Наталья Владимировна, которая взяла на себя труд решать все бытовые проблемы и освободила от них родителей для творчества.
В течение многих лет Владимир Федорович Токарев был художественным руководителем Академической дачи художников. По воспоминаниям Александры Феликсовны, тогда расцвел как мастер и щедро делился мастерством с другими. Под сенью его таланта росла и Александра. Друг семьи и будущий меценат Борис Кузнецов в те годы познакомился с Токаревыми. Был он тогда физиком-атомщиком и в летний отпуск приехал в Желниху строить коровник, чтобы заработать немного денег для поправки семейного бюджета. Случайно познакомился с художником Владимиром Федоровичем Токаревым, который ходил с собаками и корзиночкой в лес. И был зван в дом художников в гости. Борис Николаевич никогда раньше не видел сразу столько замечательных полотен и был поражен семейной коллекцией. Его восхитила картина «Гроза приближается», которая была на мольберте. Художник же сказал, что это работа не его, а его жены. Вот так будущий меценат впервые встретился с творчеством Александры Феликсовны.
Во все века, начиная с эпохи Возрождения, искусство двигалось меценатством. Богатые люди покупали произведения, которыми украшали свои города, создавали галереи и выставки. Это были образованные люди, умеющие отличить плохое от хорошего, а самое главное - влюбленные в искусство. В нашей стране институт меценатства был надолго ликвидирован, и за развитие искусства стали отвечать творческие союзы, то есть сами творцы. Но, как известно, к власти всегда приходят люди, одаренные организаторскими способностями, но лишенные талантов. В их руках оказываются деньги и право награждать или замалчивать успехи других. А если эти другие к тому же талантливы, строптивы да с изъянами в биографии... 
Владимир Токарев 
вырос в очень бедной семье. Когда поступил в художественное училище, казалось, что все беды остались в нищем детстве, но со второго курса он ушел на войну. Его направляли в артиллерийское училище, а он отказался: мол, за год с фашистами справимся и вернусь учиться живописи. Но и года не прошло, как он оказался в плену. Нет, не в одиночку, сдали целую армию, и прежде чем попасть в лагерь для военнопленных на севере Норвегии, прошел все круги ада. После войны Родина не нашла за ним никаких грехов, он вернулся домой и продолжил учебу. Со временем стал большим художником, но за всю жизнь не получил ни одной награды, ни одного звания. Он еще и характером отличался несговорчивым, а потому трудностей в жизни натерпелся. Искусствовед Татьяна Бойцова написала о нем книгу - рукопись пролежала на полке восемь лет. Когда ее наконец подготовили к публикации, художник был тяжело и безнадежно болен. Александра Феликсовна принесла гранки книги ему в больницу, он их даже читать не стал, сказал: «Алюша, ты сама, мне уже все равно».
Творчество как форма существования
Именно так говорит Александра Токарева о своей профессии художника. Форма, как оказалось, совсем непростая. Ее девичья фамилия Драйлинг, что означает «трехъязычный». Предки ее отца, немца, приехали из Шварцвальда еще при Екатерине Великой. Расположен Шварцвальд на границе Германии, Швейцарии и Франции. Мать ее - белорусска с польской кровью. А она русская. Не столько по паспорту, сколько по мироощущению, и всем своим творчеством это доказала. Александра Токарева так о себе и говорит: «Я - русский художник».
После окончания училища ее не допускали к экзаменам в Художественную академию. В институт она поступила только после смерти Сталина и училась, по ее собственному выражению, остервенело, словно утоляя жажду знаний, за что получала именные стипендии. Когда они с мужем приехали на Академическую дачу, то были околдованы красотой Тверской земли и посвятили ей все свое искусство. Александра Феликсовна так и говорит: «Здесь наша творческая Родина».
Они с мужем много и самоотверженно работали, участвовали в выставках разных уровней. Их картины принимали, но оргкомитеты умели так их повесить, что сразу и не заметишь. Особенно почему-то не жаловали Александру Токареву. Картину «Семья» она написала 30 лет назад (теперь она вроде визитной карточки художницы и помещена на обложку ее книги «Качели судьбы»). Она выставлялась в Ленинграде, критики ее хвалили, но в печати о ней не появилось ни строчки. Потом ее картину отобрали на выставку в Москву, но один чиновник от искусства прошипел: «Ишь, изобразила дворянское гнездо, расселись тут на бархатных креслах и собаку барскую положила».
Картину спрятали в запасник. Так за 30 лет она ни разу и не выставлялась. Ничего, пережила, говорит художница.
Однако ощущение, что карьера ее и ее мужа как художников не совсем удалась, осталось. Все-таки творец работает, для того чтобы его работы видели люди. Лгут те, кто заявляет о своем равнодушии к известности и признанию. Да, Токарева организовала несколько выставок работ своих и мужа, они были и юбилейными, и просто по просьбам галерейщиков, хотя организация выставки -- это титанический труд. И юбилейная выставка в честь ее 80-летия - это всего лишь небольшая доля того, что ей удалось сотворить за прожитую часть жизни. А еще есть ее размышления, знания и жизненный опыт. Все это она вложила в книгу, которую писала двадцать лет.
Хорошие люди помогли ее издать, и первый экземпляр прислали с электричкой. Ее дочь завела свою машину и поехала на станцию. По словам Александры Токаревой, Наташа не только хорошая хозяйка, но и опытный шофер, она 15 лет водит машину и только один раз они обе оказались в кювете. Но это было давно. Когда художница взяла в руки свою книгу, она расплакалась от счастья. Потому что книга получилась красивой - о жизни и творчестве, о ней и о муже. Менялись взгляды людей и правители, изменился даже общественный строй, наступил новый век, но неизменной осталась любовь художницы к живописи, своей семье и земле, на которой она живет и творит.
Рассказывать о картинах юбилейной выставки - дело неблагодарное, у волочан и гостей города есть целый месяц, чтобы ими налюбоваться. Есть там картины, которые давно полюбились почитателям ее таланта, есть такие, которые она выставляет нечасто или не выставляла совсем. Но есть еще одна особенность у этой экспозиции. На торцовых стенах зала помещены две большие картины. На одной -- портрет ее мужа Владимира Токарева: у камина сидит немолодой, усталый, но необыкновенно красивый человек с одухотворенным лицом. А напротив - картина «Семья», на которой они молоды и счастливы. Эту картину купил у художницы меценат Борис Кузнецов, подарил местному краеведческому музею, а музейщики разрешили взять ее на выставку. Кстати, у музея уже есть работы Токаревых, подаренные в разные годы самими художниками. И в заключение - слова Александры Токаревой, она сказала их на презентации своей книги, не могу их не процитировать: «Правительство отпускает на культуру из бюджета меньше процента. И пусть оно подавится! А мы будем дарить картины и развивать меценатство».

Областная ежедневная газета "Вече Твери"

Выпуск за 25 ноября 2008г.

 






 

Наталья Петрова
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru СОВЕТСКАЯ ЖИВОПИСЬ
..