Стили и жанры
|
С любовью к природе и человекуГрупповые выставки последнего времени обнаружили большую целенаправленность в выявлении разнообразных тенденций, свойственных многочисленному реалистическому советскому искусству. При всей самобытности отдельных творческих индивидуальностей участников таких выставок объединяют принципы возрастные, принадлежность какой-то школе, жанровое единство и, что особенно заметно, приверженность определенным внутренним убеждениям, вкусам, мировосприятию. Четко проявились эти черты общности у двенадцати живописцев — М. Володина, Н. Горлова, В. Гремитских, Ю. Кугача, К. Максимова, В. Нечитайло, М. Савченковой, О. Светличной, Н. Соломина, И. Сошникова, Н. Толкунова, В. Цыплакова, экспонировавших свои работы на групповой выставке.
Все они принадлежат одному поколению, начавшему творческий путь ещё в военные либо первые послевоенные годы после окончания Художественного института им. В.И. Сурикова в числе первых его выпускников. Все они прошли горнило Великой Отечественной войны, были её участниками либо живыми свидетелями, формировались в обстановке всенародного патриотического подъёма. Сквозь годы и десятилетия пронесли они в своем творчестве верность гражданственным идеалам, глубокий патриотизм, обостренное чувство любви к Родине, к родной природе, к народу-труженику, который стал героем многих их произведений.Связанные с различными местами русской земли — Рязанской, Калужской, Суздальской, Калининской областями, Подмосковьем, Кубанью, Доном, где они выросли и куда возвращаются постоянно,— все они, пройдя большой жизненный и творческий путь, остались верными родным местам, которые вдохновляют их на создание живописных полотен. Поэтому их пейзажи пронизаны живым чувством непосредственного восхищения перед красотой, разнообразием и богатством родной природы. Объединяет эту группу живописцев и глубокий интерес к проблемам колорита, к той пространственной материальной живописной концепции, которая представляется главнейшей в истории русской и советской живописи и которая в последнее десятилетие порою начинает отступать под натиском разнообразных исканий новых средств изобразительности: повышенного декоративизма, подчеркнуто графичной манеры, плакатной броскости, умозрительности решений и т. д.
Говоря о поколении художников, выступивших в 1970-е годы, обычно подчёркивают их интеллектуализм, новое видение, стремление к конструированию, расширению традиций, использованию фольклора. Все эти тенденции действительно существуют, и некоторые из них дают интересные результаты, плодотворные находки. Но при всей важности и результативности поиска, при расширении круга традиций, к которым обращаются художники, увлечённые итальянским или немецким Ренессансом, различными примитивами, искусством средневековья либо открытиями современных мексиканских монументалистов и т. д., некоторые из ищущих совершенно утрачивают такое бесценное качество искусства, как непосредственная связь с живой натурой, и забывают о богатейших традициях русской реалистической школы. Может быть, групповая московских живописцев именно потому и вызвала особый интерес зрителей и критики, что в показанных произведениях ясно обнаружились и живая связь с традицией русского реалистического искусства, и непосредственное обращение к натуре, которую художники стремятся запечатлеть во всей полноте конкретно-чувственного восприятия. Сотни отзывов зрителей, среди которых огромное большинство были восторженными, подчёркивали именно эти качества. Выставка была задумана и осуществлена по определенному принципу — показать зрителю не те полотна, которыми многие из этих художников обычно участвуют на крупных смотрах, т.е. не экспонировать здесь тематические картины, а познакомить с их работами, созданными при непосредственном контакте с натурой. Показать то, что является основой искусства каждого истинного художника-реалиста. Представшие перед зрителем пейзажи, натюрморты, портреты с убедительной ясностью продемонстрировали главную заповедь участников выставки: неизменный источник искусства — это окружающая жизнь, поэтическая красота природы.
Одновременно в этих полотнах просматривался почерк создателей таких значительных картин, как «В.И. Ленин» В. Цыплакова, «На Красной площади». В. Нечитайло, тематических полотен Ю. Кугача, посвящённых советской деревне, и других. Это чувствовалось в устремленности к передаче правдивых, полнокровных образов, раскрытию внутреннего мира человека, красоты и гармонии природы, мироощущения нашего современника. Следует заметить, что подобные качества вовсе не прерогатива и не уникальные свойства только данной группы художников. В советской живописи наших дней, в лучших её произведениях находят выражение и гражданственность позиций художника, и приверженность правде жизни, и высокое мастерство. Выставка двенадцати идёт в русле одного из главных направлений советской живописи, тех её мастеров, которые развивали традицию русского реалистического искусства XIX — начала XX вв.,— С. Малютина и К. Юона, В. Бакшеева и М. Нестерова, К. Петрова-Водкина и А. Рылова, П. Кончаловского и П. Корина, Б. Иогансона и А. Пластова, А. Дейнеки, а также непосредственных учителей участников выставки — И. Грабаря и С. Герасимова, Н. Крымова и А. Осмёркина, П. Покаржевского и Г. Шегаля. Все они были подлинными новаторами, выражали передовые идеи современности средствами полнокровного реалистического языка, обогащённого открытиями реализма предшествующих поколений художников. Конечно же, далеко не всегда и не каждому живописцу удается безупречное художественное решение. И на выставке двенадцати были картины и этюды разной степени законченности, мастерства, эмоциональной выразительности, некоторые можно было упрекнуть в перегруженности деталями, отвлекающими внимание от главного. И всё же большинство экспонатов привлекало устремленностью художников к красоте и правде жизни, поэтизацией натуры во всем её многообразии.
Эстетические и гражданственные позиции художников, их эстетические устремления нашли выражение в представленных на выставке произведениях. С этой точки зрения характерен «Автопортрет в зеленой рубашке» В. Цыплакова (1977), своего рода портрет-исповедь, в котором воплотились понятия художника о личности, творчестве. Мы знаем Цыплакова как наставника молодежи, профессора Художественного института им. В.И. Сурикова, человека удивительной скромности, сдержанного, немногословного, отзывчивого и душевного. Таким он и предстает в «Автопортрете». Теплоте образа, его внутреннему настрою соответствует теплота усложненного колористического строя, неброского, благородного, гармоничного. Точно найденные детали — палитра, книги—дополняют характеристику образа. «Автопортрет» менее всего декларативен или представителен, он интимен, глубок в раскрытии внутреннего мира.
Пейзажи Цыплакова, полные раздумий, восхищения перед красотой вечно обновляющейся природы, правдивы и лиричны. В них постижение существа натуры во всем её богатстве, сложности. Валерная, трепетная живопись передает нюансы настроений, состояний природы. Мировосприятие художника проявляется в каждой значительной его работе, какого бы жанра она ни была, во всей совокупности неповторимых художественных средств. И всё же с наибольшей яркостью время, эпоха раскрываются в его тематических картинах, которые на выставке не были показаны. Современность и история нашей страны, темы мира и войны звучат в работах М. Володина, принимавшего участие в спасении сокровищ Дрезденской галереи. «Картины в тоннеле», «Эшелон идет в Москву», написанные по непосредственному наблюдению, представляются не только художественными произведениями, но и историко-культурным документом, утверждающим гуманистическую миссию Советской Армии. Непосредственностью видения, свежестью восприятия события, а вместе с тем и продуманностью построения композиции отличаются картины М. Володина «Всемирный конгресс за разоружение и мир» и «В перерыве между заседаниями». Деловая обстановка конгресса, разнообразие обликов людей разных рас, красочность национальных костюмов участников и седая старина могучих куполов кремлевских соборов за стеклами залов — все это сливается в образ необычный, эмоциональный, достоверный сопричастностью общественной жизни народа.
Ощущением полноты бытия, счастья мирной жизни, гармонического слияния с природой овеяны лучшие полотна М. Савченковой, написанные в кубанской станице Старо-Титаровской. Глубина чувства подкупает в картине «Семья тракториста», каждый персонаж которой портретен и в то же время типичен, где природа добра к людям, живущим с ней в полном согласии. Даже в небольших по размерам этюдах, таких, как «9-е мая на Кубани», отсутствует бытовизм. Поэтика всеобщности, всенародности светлого праздника Победы придает полотну монументальность, значительность. Свежая пленерная живопись Савченковой словно впитала и достижения импрессионистов, и поиски материальности формы, и живое наблюдение натуры.
От натуры, по-своему воспринятой и трансформированной, идёт Н. Толкунов в портретах и пейзажах, плотных, насыщенных по цвету, ясных по архитектонике построения. Особенно удаются ему пейзажи, изображающие памятники древнерусского зодчества — «Псков. Палаты Поганкиных», «Загорск», «Ростов Великий».
Разнообразны, красивы по цвету пейзажи Н. Горлова, посвященные Москве («Московская консерватория. Осень»), Гурзуфу, левитановским местам на Волге («Весна. Саввинская слобода»). И Толкунов, и Горлов, каждый по-своему, решают пушкинскую тему, связанную с периодом пребывания поэта в Гурзуфе. В композициях есть и находки, и просчеты в раскрытии образа великого поэта, образа, поистине неисчерпаемого и мало кому из художников удававшегося.
Гурзуфские мотивы звучат во многих работах выставки — и в пейзажах, и в интерьерах, и в натюрмортах. Вполне естественно, что в некоторых из них, написанных горячими поклонниками живописи К. Коровина, появляются какие-то реминисценции на темы этого замечательного мастера, создавшего в Крыму многие свои шедевры.
Пейзажи и натюрморты В. Гремитских написаны в свободной, красочной манере. Солнцем и воздухом пронизаны благоухающие «Розы» на фоне крымского пейзажа, изысканны по цветовой гамме «Розы ночью».
В иной манере, более тщательной, с мастерским использованием техники пастельной живописи, выполнен натюрморт с гипсовым барельефом Н. Соломиным, бережно донесшим до нас стиль и характер ренессансного образа. В этот, казалось бы, музейный мотив натюрморта художник сумел очень тактично ввести живую зелень растений, контрастирующую своею трепетностью с гипсом и обостряющую его восприятие. Мастер детали, фактуры каждого материала, Соломин достигает ощутимой материальности в «Натюрморте с грибами». При создании портретов наших современников («Валя Дивисенко», «Портрет заслуженного артиста РСФСР художника Юрия Жданова») он добивается убедительного сходства, выявления характера каждой модели.
Мир чувств и мыслей современника открывает К. Максимов в таких многоплановых портретах, как портреты матери, А.П. Кибальникова, народной артистки СССР А. Зуевой. Успешно справляется художник с решением задачи создания группового портрета, иногда написанного на фоне пейзажа, с которым органично связана жизнь и деятельность изображённых людей. Работы, созданные Максимовым по зарубежным поездкам, свидетельствуют о его чутком восприятии своеобразия каждой страны. Например, в этюдах, посвящённых Испании, он сумел передать неповторимость её национального колорита. Рисунок и живопись для него — средства, соединяющиеся воедино для достижения большей выразительности образа.
Вопросы мастерства, реалистического воспроизведения натуры постоянно в поле зрения участников этой групповой выставки. Даже тогда, когда мастерство кажется филигранно отточенным художником, сосредоточившимся на разработке одного жанра — например, пейзажа, как у О. Светличной. Досконально знает она всё, что пишет, поистине влюблена в родные леса и перелески, исхоженные в разные времена года, в разную погоду. Только истинное восхищение природой, доверие к ней могут породить такое разнообразие мотивов пейзажей, разнообразие настроений, светлую лиричность мироощущения.
В пейзажах И. Сошникова ощущается обострённое чувство родной природы среднерусской полосы. В них — свой художественный строй, тонкое чувство сдержанного гармоничного цвета, свои ритмы и настроения, своя поэзия. Начав выступать как художник ещё в 1942 году, Сошников добровольцем ушёл на фронт, прервав занятия в институте, который завершил только по окончании войны. Может быть, именно поэтому любит художник писать светлый победоносный май, месяц буйного весеннего цветения, навсегда оставшийся в его сердце.
Мотивы пейзажей он так же, как и другие художники, выбирает на натуре. Лиризм и поэтика пейзажей Сошникова, вбирающих традиции русского реалистического искусства, овеяны дыханием наших дней.
В жанре пейзажа предстал в этот раз перед зрителями и В. Нечитайло, завоевавший известность тематическими картинами и портретами. Его пейзажи, изображающие необъятные степные просторы плодородной земли, покрывающейся нежной зеленью всходов, либо переливами волнующихся от дуновения ветра трав, эпичны и масштабны. Таковы «Десятое отделение совхоза «Гигант», «В Сальской степи», «В Донской степи». Таковы и сурово сдержанные, внутренне напряженные образы природы предгорий Кавказа, где приметы прошлого и мироощущение наших дней сливаются в цельные, величавые, звучные по колориту образы, полные жизни и своеобразия.
Образ Родины. Он у каждого художника свой. Он связан с самыми ранними и непосредственными впечатлениями детства и юности, которые с годами перерастают в более обобщённое представление. И всё же этот синтетический образ всегда сохраняет заложенную в детстве первооснову. Может быть, именно поэтому так неповторим каждый из художников в своих привязанностях, излюбленных мотивах. И потому так волнующе-убедительны и поэтичны донские степи Нечитайло, потому так трепетно обаяние природы среднерусской полосы, так проникновенно понимание своеобразия русской деревни, её быта, её тружеников в произведениях Ю. Кугача.
Образы Кугача глубоко национальны. В них — моральная чистота, гражданственность и мужество русского народа. В них — особая душевность и теплота, поэтичность художественного строя, в котором личное восприятие натуры сочетается с тонко понятой и развитой традицией передовой русской культуры. И в то же время они очень современны по мироощущению. Трудно назвать какого-то одного мастера, традиции которого он развивает. Художник нашёл свой путь в искусстве, свой, ясно отличимый почерк с гармонией целого и деталей, с неторопливостью и основательностью изображения, с искренним лиризмом, придающим всему особую эмоционально-поэтическую окраску. Его пейзажи — чудесные произведения искусства этого жанра и вместе с тем тот источник, который одухотворяет большие тематические идейно-значительные картины мастера. Человек и природа — одна из главных тем нашего искусства. Любовь к природе, забота о ней тесно переплетаются с задачами эстетического воспитания наших дней. И как значителен вклад тех мастеров советского искусства, которые, обращаясь к натуре во всех её бесконечных проявлениях, открывают для себя и зрителей красоту в обычном, повседневном — красоту нашей жизни, нашей природы, воспитывают чувства патриотизма, горячей любви и уважения к природе, человеку.
М. Кузьмина Журнал "Художник" (ежемесячный журнал Союза художников РСФСР) № 10 1979 год
|