Советская живопись

Найти картину по теме или автору По цене от до рублей

С любовью к природе и человеку

Групповые выставки последнего вре­мени обнаружили большую целенап­равленность в выявлении разнообраз­ных тенденций, свойственных многочис­ленному реалистическому советскому искусству. При всей самобытности от­дельных творческих индивидуальностей участников таких выставок объединяют принципы возрастные, принадлежность какой-то школе, жанровое единство и, что особенно заметно, приверженность определенным внутренним убеждениям, вкусам, мировосприятию.

Четко проявились эти черты общно­сти у двенадцати живописцев — М. Во­лодина, Н. Горлова, В. Гремитских, Ю. Кугача, К. Максимова, В. Нечитайло, М. Савченковой, О. Светличной, Н. Соломина, И. Сошникова, Н. Толкунова, В. Цыплакова, экспонировавших свои работы на групповой выставке.

В.Г. Гремитских «Натюрморт с кувшином»  картон на оргалите, масло; 79х99,5; 1969 год
В.Г. Гремитских «Натюрморт с кувшином» картон на оргалите, масло; 79х99,5; 1969 год

Все они принадлежат одному поколению, начав­шему творческий путь ещё в военные либо первые послевоенные годы после окончания Художественного института им. В.И. Сурикова в числе первых его выпускников. Все они прошли горнило Великой Отечественной войны, были её участниками либо живыми свидетелями, формировались в обстановке всенарод­ного патриотического подъёма.

Сквозь годы и десятилетия пронесли они в своем творчестве верность гражданст­венным идеалам, глубокий патриотизм, обостренное чувство любви к Родине, к родной природе, к народу-труженику, который стал героем многих их про­изведений.Связанные с различными местами русской земли — Рязанской, Калужской, Суздальской, Калининской областями, Подмосковьем, Кубанью, Доном, где они выросли и куда возвращаются по­стоянно,— все они, пройдя большой жизненный и творческий путь, остались верными родным местам, которые вдох­новляют их на создание живописных полотен. Поэтому их пейзажи прониза­ны живым чувством непосредственного восхищения перед красотой, разнообра­зием и богатством   родной   природы.

Объединяет эту группу живописцев и глубокий интерес к проблемам колори­та, к той пространственной материаль­ной живописной концепции, которая представляется главнейшей в истории русской и советской живописи и ко­торая в последнее десятилетие порою начинает отступать под натиском разно­образных исканий новых средств изоб­разительности: повышенного декоративизма, подчеркнуто графичной манеры, плакатной броскости, умозрительности решений и т. д.

Иван Сергеевич Сошников «Тёплый май» Холст, масло. 1975 г.
Иван Сергеевич Сошников «Тёплый май» Холст, масло. 1975 г.

Говоря о поколении художников, выступивших в 1970-е годы, обычно подчёркивают их интеллектуа­лизм, новое видение, стремление к кон­струированию, расширению традиций, использованию фольклора. Все эти тен­денции действительно существуют, и некоторые из них дают интересные ре­зультаты, плодотворные находки. Но при всей важности и результативности поиска, при расширении круга тради­ций, к которым обращаются художни­ки, увлечённые итальянским или немец­ким Ренессансом, различными прими­тивами, искусством средневековья либо открытиями современных мексиканских монументалистов и т. д., некоторые из ищущих совершенно утрачивают такое бесценное качество искусства, как не­посредственная связь с живой натурой, и забывают о богатейших традициях русской реалистической школы.

Может быть, групповая московских живописцев именно потому и вызвала особый интерес зрителей и критики, что в показанных произведе­ниях ясно обнаружились и живая связь с традицией русского реалистического искусства, и непосредственное обраще­ние к натуре, которую художники стре­мятся запечатлеть во всей полноте конкретно-чувственного восприятия. Сот­ни отзывов зрителей, среди которых огромное большинство были восторжен­ными, подчёркивали именно эти каче­ства.

Выставка была задумана и осущест­влена по определенному принципу — показать зрителю не те полотна, кото­рыми многие из этих художников обыч­но участвуют на крупных смотрах, т.е. не экспонировать здесь тематические картины, а познакомить с их работами, созданными при непосредственном кон­такте с натурой. Показать то, что явля­ется основой искусства каждого истин­ного художника-реалиста.

Представшие перед зрителем пейзажи, натюрморты, портреты с убедительной ясностью про­демонстрировали главную заповедь уча­стников выставки: неизменный источник искусства — это окружающая жизнь, поэ­тическая красота природы.

Ю.П. Кугач «Весенний вечер» Картон, масло. 49х70 см 1960 г.
Ю.П. Кугач «Весенний вечер» Картон, масло. 49х70 см 1960 г.

Одновре­менно в этих полотнах просматривался почерк создателей таких значительных картин, как «В.И. Ленин» В. Цыплакова, «На Красной площади». В. Нечитай­ло, тематических полотен Ю. Кугача, посвящённых советской деревне, и дру­гих. Это чувствовалось в устремленно­сти к передаче правдивых, полнокров­ных образов, раскрытию внутреннего мира человека, красоты и гармонии природы, мироощущения нашего совре­менника.

Следует заметить, что подоб­ные качества вовсе не прерогатива и не уникальные свойства только данной группы художников. В советской живо­писи наших дней, в лучших её произ­ведениях находят выражение и граж­данственность позиций художника, и приверженность правде жизни, и высо­кое мастерство.

Выставка двенадцати идёт в русле одного из главных на­правлений советской живописи, тех её мастеров, которые развивали традицию русского реалистического искусства XIX — начала XX вв.,— С. Малютина и К. Юона, В. Бакшеева и М. Нестерова, К. Петрова-Водкина и А. Рылова, П. Кончаловского и П. Корина, Б. Иогансона и А. Пластова, А. Дейнеки, а также не­посредственных учителей участников вы­ставки — И. Грабаря и С. Герасимова, Н. Крымова и А. Осмёркина, П. Покаржевского и Г. Шегаля.

Все они были подлинными новаторами, выражали пе­редовые идеи современности средства­ми полнокровного реалистического язы­ка, обогащённого открытиями реализма предшествующих поколений худож­ников.

Конечно же, далеко не всегда и не каждому живописцу удается безупреч­ное художественное решение. И на вы­ставке двенадцати были картины и этю­ды разной степени законченности, мас­терства, эмоциональной выразительно­сти, некоторые можно было упрекнуть в перегруженности деталями, отвлекаю­щими внимание от главного. И всё же большинство экспонатов привлекало устремленностью художников к красоте и правде жизни, поэтизацией натуры во всем её многообразии.

Николай Константинович Соломин «Зима» Картон, масло. 50х70 см 1975 г.
Николай Константинович Соломин «Зима» Картон, масло. 50х70 см 1975 г.

Эстетические и гражданственные позиции художни­ков, их эстетические устремления нашли выражение в представленных на выстав­ке произведениях. С этой точки зрения характерен «Автопортрет в зеленой ру­башке» В. Цыплакова (1977), своего рода портрет-исповедь, в котором во­плотились понятия художника о личности, творчестве.

Мы знаем Цыплакова как на­ставника молодежи, профессора Худо­жественного института им. В.И. Сурико­ва, человека удивительной скромности, сдержанного, немногословного, отзывчи­вого и душевного. Таким он и предстает в «Автопортрете». Теплоте образа, его внутреннему настрою соответствует теп­лота усложненного колористического строя, неброского, благородного, гармо­ничного. Точно найденные детали — па­литра, книги—дополняют характеристику образа. «Автопортрет» менее всего дек­ларативен или представителен, он инти­мен, глубок в раскрытии внутреннего мира.

Виктор Григорьевич Цыплаков  «Автопортрет» Холст, масло. 1965 г.
Виктор Григорьевич Цыплаков «Автопортрет» Холст, масло. 1965 г.

Пейзажи Цыплакова, полные раз­думий, восхищения перед красотой вечно обновляющейся природы, прав­дивы и лиричны. В них постижение су­щества натуры во всем её богатстве, сложности. Валерная, трепетная живо­пись передает нюансы настроений, со­стояний природы. Мировосприятие ху­дожника проявляется в каждой значи­тельной его работе, какого бы жанра она ни была, во всей совокупности не­повторимых художественных средств. И всё же с наибольшей яркостью вре­мя, эпоха раскрываются в его темати­ческих картинах, которые на выставке не были показаны.

Современность и история нашей страны, темы мира и войны звучат в работах М. Володина, принимавшего участие в спасении сокровищ Дрезден­ской галереи. «Картины в тоннеле», «Эшелон идет в Москву», написанные по непосредственному наблюдению, представляются не только художествен­ными произведениями, но и историко-культурным документом, утверждающим гуманистическую миссию Советской Ар­мии.

Непосредственностью видения, свежестью восприятия события, а вме­сте с тем и продуманностью построе­ния композиции отличаются картины М. Володина «Всемирный конгресс за разоружение и мир» и «В перерыве между заседаниями». Деловая обста­новка конгресса, разнообразие обликов людей разных рас, красочность нацио­нальных костюмов участников и седая старина могучих куполов кремлевских соборов за стеклами залов — все это сливается в образ необычный, эмоцио­нальный, достоверный сопричастностью общественной жизни народа.

М.Ф. Володин «В перерыве между заседаниями» Картон, темпера. 75х100 см, 1962 г.
М.Ф. Володин «В перерыве между заседаниями» Картон, темпера. 75х100 см, 1962 г.

Ощущением полноты бытия, счастья мирной жизни, гармонического слия­ния с природой овеяны лучшие полот­на М. Савченковой, написанные в ку­банской станице Старо-Титаровской. Глубина чувства подкупает в картине «Семья тракториста», каждый персонаж которой портретен и в то же время типичен, где природа добра к людям, живущим с ней в полном согласии. Даже в небольших по размерам этю­дах, таких, как «9-е мая на Кубани», отсутствует бытовизм. Поэтика всеобщ­ности, всенародности светлого праздни­ка Победы придает полотну монумен­тальность, значительность. Свежая пленерная живопись Савченковой словно впитала и достижения импрессионистов, и поиски материальности формы, и жи­вое наблюдение натуры.

Мария Владимировна Савченкова  ««Семья тракториста» Холст, масло
Мария Владимировна Савченкова ««Семья тракториста» Холст, масло

От натуры, по-своему воспринятой и трансформированной, идёт Н. Толкунов в портретах и пейзажах, плотных, насы­щенных по цвету, ясных по архитекто­нике построения. Особенно удаются ему пейзажи, изображающие памятни­ки древнерусского зодчества — «Псков. Палаты Поганкиных», «Загорск», «Ро­стов Великий».

Николай Павлович Толкунов «Загорск»  Холст на картоне, масло. 30х25 см  1968 г.
Николай Павлович Толкунов «Загорск» Холст на картоне, масло. 30х25 см 1968 г.

Разнообразны, красивы по цвету пей­зажи Н. Горлова, посвященные Москве («Московская консерватория. Осень»), Гурзуфу, левитановским местам на Вол­ге («Весна. Саввинская слобода»). И Тол­кунов, и Горлов, каждый по-своему, решают пушкинскую тему, связанную с периодом пребывания поэта в Гурзуфе. В композициях есть и находки, и про­счеты в раскрытии образа великого поэта, образа, поистине неисчерпаемо­го и мало кому из художников удавав­шегося.

Н.Н. Горлов «Пушкин в семье Раевских» Холст, масло. 200х170 см, 1960 г.
Н.Н. Горлов «Пушкин в семье Раевских» Холст, масло. 200х170 см, 1960 г.

Гурзуфские мотивы звучат во многих работах выставки — и в пейзажах, и в интерьерах, и в натюрмортах. Вполне естественно, что в некоторых из них, написанных горячими поклонниками жи­вописи К. Коровина, появляются какие-то реминисценции на темы этого заме­чательного мастера, создавшего в Кры­му многие свои шедевры.
В.Г. Гремитских «Розы ночью» Картон, масло. 66х50 см 1971 год
В.Г. Гремитских «Розы ночью» Картон, масло. 66х50 см 1971 год

Пейзажи и натюрморты В. Гремитских написаны в свободной, красочной мане­ре. Солнцем и воздухом пронизаны благоухающие «Розы»  на фоне крым­ского пейзажа, изысканны по цветовой гамме «Розы ночью».

 

В иной манере, более тщательной, с мастерским использованием техники пастельной живописи, выполнен натюр­морт с гипсовым барельефом Н. Соло­миным, бережно донесшим до нас стиль и характер ренессансного обра­за.

В этот, казалось бы, музейный мотив натюрморта художник сумел очень так­тично ввести живую зелень растений, контрастирующую своею трепетностью с гипсом и обостряющую его восприя­тие. Мастер детали, фактуры каждого материала, Соломин достигает ощути­мой материальности в «Натюрморте с грибами». При создании портретов на­ших современников («Валя Дивисенко», «Портрет заслуженного артиста РСФСР художника Юрия Жданова») он добива­ется убедительного сходства, выявле­ния характера каждой модели.

Николай Константинович Соломин «Натюрморт с гипсовым барельефом»  Оргалит, пастель. 100х70 см  1974 г.
Николай Константинович Соломин «Натюрморт с гипсовым барельефом» Оргалит, пастель. 100х70 см 1974 г.

Мир чувств и мыслей современника открывает К. Максимов в таких много­плановых портретах, как портреты ма­тери, А.П. Кибальникова, народной ар­тистки СССР А. Зуевой.

Успешно справ­ляется художник с решением задачи создания группового портрета, иногда написанного на фоне пейзажа, с кото­рым органично связана жизнь и дея­тельность изображённых людей.

Рабо­ты, созданные Максимовым по зару­бежным поездкам, свидетельствуют о его чутком восприятии своеобразия каждой страны. Например, в этюдах, посвящённых Испании, он сумел пере­дать неповторимость её национального колорита.

Рисунок и живопись для него — средства, соединяющиеся воеди­но для достижения большей вырази­тельности образа.

Максимов К.М. «Портрет скульптора А.П. Кибальникова» 1978 г.
Максимов К.М. «Портрет скульптора А.П. Кибальникова» 1978 г.

Вопросы мастерства, реалистического воспроизведения натуры постоянно в поле зрения участников этой групповой выставки. Даже тогда, когда мастерство кажется филигранно отточенным худож­ником, сосредоточившимся на разра­ботке одного жанра — например, пей­зажа, как у О. Светличной.

Доскональ­но знает она всё, что пишет, поистине влюблена в родные леса и перелески, исхоженные в разные времена года, в разную погоду. Только истинное восхи­щение природой, доверие к ней могут породить такое разнообразие мотивов пейзажей, разнообразие настроений, светлую лиричность мироощущения.

Ольга Григорьевна Светличная «Осень» Холст, масло.
Ольга Григорьевна Светличная «Осень» Холст, масло.

В пейзажах И. Сошникова ощущается обострённое чувство родной природы среднерусской полосы. В них — свой художественный строй, тонкое чувство сдержанного гармоничного цвета, свои ритмы и настроения, своя поэзия.

Начав выступать как художник ещё в 1942 го­ду, Сошников добровольцем ушёл на фронт, прервав занятия в институте, ко­торый завершил только по окончании войны. Может быть, именно поэтому любит художник писать светлый побе­доносный май, месяц буйного весенне­го цветения, навсегда оставшийся в его сердце.

Иван Сергеевич Сошников «Май. Ивушка цветёт» 75х85 х.м. 1958 г.
Иван Сергеевич Сошников «Май. Ивушка цветёт» 75х85 х.м. 1958 г.

Мотивы пейзажей он так же, как и другие художники, выбирает на натуре. Лиризм и поэтика пейзажей Сошникова, вбирающих традиции рус­ского реалистического искусства, овея­ны дыханием наших дней.

 

В жанре пейзажа предстал в этот раз перед зрителями и В. Нечитайло, за­воевавший известность тематическими картинами и портретами. Его пейзажи, изображающие необъятные степные просторы плодородной земли, покры­вающейся нежной зеленью всходов, либо переливами волнующихся от ду­новения ветра трав, эпичны и масштаб­ны. Таковы «Десятое отделение совхо­за «Гигант», «В Сальской степи», «В Дон­ской степи». Таковы и сурово сдержан­ные, внутренне напряженные образы природы предгорий Кавказа, где при­меты прошлого и мироощущение на­ших дней сливаются в цельные, вели­чавые, звучные по колориту образы, полные жизни и своеобразия.

В.К. Нечитайло «В предгорьях Кавказа» Картон, масло. 1967 г.
В.К. Нечитайло «В предгорьях Кавказа» Картон, масло. 1967 г.

Образ Родины. Он у каждого худож­ника свой. Он связан с самыми ранни­ми и непосредственными впечатления­ми детства и юности, которые с го­дами перерастают в более обобщённое представление. И всё же этот синтети­ческий образ всегда сохраняет заложен­ную в детстве первооснову. Может быть, именно поэтому так неповторим каждый из художников в своих привя­занностях, излюбленных мотивах. И по­тому так волнующе-убедительны и поэ­тичны донские степи Нечитайло, по­тому так трепетно обаяние природы среднерусской полосы, так проникно­венно понимание своеобразия русской деревни, её быта, её тружеников в про­изведениях Ю. Кугача.

Ю.П. Кугач «Зимний день»  Картон, масло. 55х71 см 1971 г.
Ю.П. Кугач «Зимний день» Картон, масло. 55х71 см 1971 г.

Образы Кугача глубоко национальны. В них — моральная чистота, гражданст­венность и мужество русского народа. В них — особая душевность и теплота, поэтичность художественного строя, в котором личное восприятие натуры со­четается с тонко понятой и развитой традицией передовой русской культу­ры. И в то же время они очень совре­менны по мироощущению.

Трудно на­звать какого-то одного мастера, тради­ции которого он развивает. Художник нашёл свой путь в искусстве, свой, ясно отличимый почерк с гармонией целого и деталей, с неторопливостью и основательностью изображения, с искренним лиризмом, придающим всему особую эмоционально-поэтическую ок­раску. 

Его пейзажи — чудесные произ­ведения искусства этого жанра и вме­сте с тем тот источник, который оду­хотворяет большие тематические идей­но-значительные картины мастера.

Человек и природа — одна из главных тем нашего искусства. Любовь к природе, забота о ней тесно перепле­таются с задачами эстетического вос­питания наших дней. И как значителен вклад тех мастеров советского искус­ства, которые, обращаясь к натуре во всех её бесконечных проявлениях, от­крывают для себя и зрителей красоту в обычном, повседневном — красоту нашей жизни, нашей природы, воспиты­вают чувства патриотизма, горячей люб­ви и уважения к природе, человеку. 

 

М. Кузьмина    

Журнал "Художник" (ежемесячный журнал Союза художников РСФСР)  

№ 10 1979 год

 

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru СОВЕТСКАЯ ЖИВОПИСЬ
..