Стили и жанры
|
ТРАДИЦИИ ГУМАНИСТИЧЕСКОГО РЕАЛИЗМА ИХ ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В ЖАНРАХ ЖИВОПИСИ С 19-го века ДО НАШИХ ДНЕЙМожно сказать, что расцвет жанров живописи в России начался в восемнадцатом веке. В 10-м веке христианская религия, пришедшая из Византии, создала удивительно своеобразный эстетический мир иконы, в тринадцатом веке уже отчетливо проявляются черты русского национального искусства, а в пятнадцатом веке, благодаря богатому разнообразию творческих приемов и взволнованному выражению живых человеческих эмоций, наступил золотой век иконописи. Развитие иконописи, отражая требования эпохи, привело к созданию портретной живописи. Великие реформы Петра Первого в начале восемнадцатого века как бы открыли для России окно в мир и обеспечили бурный расцвет искусств. Люди в эпоху Петра Первого жадно стремились понять различные новые явления в окружающей жизни и познать все многообразие мира, восставали против ограниченности во многих ее проявлениях. В этот период западноевропейское искусство волной захлестнуло Россию. Эти тенденции нашли отчетливое выражение и в искусстве живописи - в шестнадцатом-семнадцатом веках возник новый жанр натюрморта, пришедший из Франции и Голландии, а в тридцатых годах восемнадцатого века этот жанр стал так же популярен, как и жанр портрета. В то же время, русские художники стремились передать в своих полотнах очарование страстно любимой ими русской природы, просторов России. Зародилось искусство русского пейзажа, характерное только для России. И жанровая, и историческая, и тематическая живопись, подобно пейзажу, зародились в недрах народного искусства, но в своем формальном выражении испытывали влияние западноевропейской живописи.
Русское искусство в девятнадцатом веке
Начало девятнадцатого века ознаменовано появлением гениального Пушкина. Пушкин, чья великая жизнь оборвалась в результате дуэли в 1837 году, когда поэту было всего лишь 38 лет, не только явился родоначальником новой русской литературы, но и вписал свое имя золотыми буквами в историю русской литературы, являющейся неотъемлемой частью мировой литературы. Литературное творчество Пушкина способствовало утверждению национального самосознания и духовной индивидуальности человека, развитию выдающихся качеств русского народа, оно стало духовным богатством народа и оказало свое влияние на самые различные области искусства и культуры. Оно, разумеется, унаследовано и современным советским человеком. 19-й век был периодом наивысшего подъема русского изобразительного искусства. Это было время, когда народные массы, победившие Наполеона, почувствовали свою силу, что привело к росту самосознания, и реформа крепостничества и царизма стала просто необходимой. Стремление к общим великим целям способствовало расцвету лучших творческих качеств русского народа. Литература шла впереди других видов искусства. Живопись, критика, музыка испытывали процесс взаимного проникновения, обоюдного обогащения и развития; в борьбе с тогдашними властями и укоренившимися обычаями создавалась новая эпоха. В литературе появились Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Некрасов, Тургенев, Толстой, Достоевский, Чехов, Горький и украинский поэт и живописец Шевченко. В публицистике - Белинский, Герцен, Чернышевский, Писарев, Добролюбов, Михайловский, Воровский. В музыке - Глинка, Мусоргский, Балакирев, Римский-Корсаков, Чайковский, Рахманинов и другие великие композиторы. И, наконец, в живописи - Брюллов, Александр Иванов, Федотов, Перов, Крамской, Савицкий, Айвазовский, Шишкин, Саврасов, Верещагин, Репин, Суриков, Ге, Левитан, Серов, Врубель - великие мастера, каждого из которых можно назвать жемчужиной мирового искусства.
Реалистическое искусство и его исторический фон
С появлением Гоголя и Чернышевского в тридцатых-сороковых годах 19 века в реализме, созданном Пушкиным и Лермонтовым, усилились социально-критические тенденции, утвердилось искусство критического реализма, до конца разоблачающее социальное зло, ясно определившее ответственность и назначение художника: "Искусство должно воссоздавать жизнь и показать свое отношение к явлениям жизни". Такой взгляд на искусство, утвержденный в литературе Пушкиным и Гоголем, оказал существенное влияние и на другие виды искусства. Реализм в живописи проявился в создании группы "художников-передвижников", в которую вошли художники, протестовавшие от консервативной системы академизма. Эта группа в целях просвещения народных масс изображала реальную русскую действительность, она была связана с народническим движением хождения в народ, способствовала развитию революционного демократизма. Близкий друг Гоголя Александр Иванов написал огромное полотно (540 х 750) - картину "Явление Христа Народу", работа эта продолжалась в течение двадцати лет. Хотя эта картина написана на религиозную тему, все 34 человека, изображенные на полотне, обладают реальными характерными чертами современного человека. Техника живописи и совершеннное мастерство художника выражают требования эпохи - стремление к развитию самосознания, к равенству и справедливости. Это "тематическая живопись", шедевр гуманистического реализма, в который включена возрожденная душа самого создателя картины. Знаменосцем реализма в живописи был глава группы художников-передвижников Крамской. В его шедевре - картине "Христос в пустыне" стремление проникнуть во внутренний мир современника, ответ на вопрос в фигуре человека, изображающего Христа. Но и сейчас, по прошествии ста лет, глядя на эту картину, современный человек испытывает те же чувства и душевное волнение перед этим образцом гуманизма.
Утверждение многообразия живописных жанров
В девятнадцатом веке идеи русского искусства выражались различными жанрами живописи. Здесь сейчас крайне трудно отнести произведения великих мастеров к какому-то определенному жанру. Так, если в качестве примера взять "Явление Христа народу" Александра Иванова - то можно сказать, что это и законченный портрет, и пейзажная живопись, и жанровая, и образная картина, кроме того это тематическая живопись, включающая в себя и натюрморт. То же самое относится и, например, к картине Репина "Бурлаки на Волге". А многочисленные морские пейзажи гениального Айвазовского ! Разве можно говорить о них только как о простых картинах, написанных в жанре морского пейзажа? В произведениях художников этой эпохи мы ощутимо чувствуем, как они развивали свой великолепный талант, насколько сильно было в этих людях чувство назначения художника, взволнованное чувство, идущее из глубины души, заставляющей художника рисовать. Именно эти идеи искусства стали движущей силой освобождения человека.
Начало 20-го века
Русский мир живописи в начале 20-го века вступил в пору разброда. Утвердился русский промышленный капитал, усилились тенденции буржуазного модернизма, все большее влияние приобретали антиреалистические группы. Друг за другом умирали лидеры «Группы передвижных выставок» - это ускорило отступление реализма. Антиреалистические группы яростно атаковали эстетическую теорию Чернышевского, критиковали искусство за следование социальным идеям. Движение народников, боровшихся за осуществление крестьянской революции и реализм группы передвижников в конце концов утратили свой прогрессивный характер в результате того, что на основе индустриализации появившийся рабочий класс быстро развивался под влиянием марксизма. Фобизм, кубизм, экспрессионизм, футуризм, абстракционизм, сюрреализм и другие подобные западноевропейские "измы" невиданной волной захлестнули и Россию. "Голубая роза", "Мир искусства", "Бубновый валет" и другие группы, кроме того, множество влиятельных групп, возродивших академический классицизм, проводили активную творческую деятельность. Такая обстановка сложилась перед революцией 1917 года.
Искусство советского периода. Что должен делать художник?
Ленин говорил об искусстве, что Искусство существует для народа, оно рождается эпохой и отражает думы и жизнь людей, оно должно быть понимаемо и любимо народом. Искусство неразрывно связано с чувствами, мыслями, волей народа, живущего в эту эпоху, и оно должно возвышать их. Деятели искусства начали трезво рассматривать искусство, человека и общество. Биение пульса народа в его инстинктивной идее искусства они восприняли как зов собственного сердца. Факел традиций гуманистического реализма понесли вперед новые лидеры, началась новая эпоха. Появилось множество новых художников во главе с Петровым-Водкиным, Юоном, Грабарем, Бродским, Иогансоном, Дейнекой, Пластовым, Герасимовым , Пименовым, Кукрыниксами. В литературе - Горький, Алексей Толстой, Островский, Есенин, Маяковский, Эренбург, Шолохов, Пастернак и др. В музыке - Прокофьев, Шостакович, Хачатурян. Русский реализм в искусстве, зерна которого заронили Пушкин и Лермонтов, и который расцвел в 19 веке благодаря Гоголю, начал давать плоды нового реалистического искусства в двадцатом веке благодаря всемирно известным советским мастерам. 1923 год стал поворотным годом в истории советского изобразительного искусства. 13 апреля было опубликовано историческое решение ЦК КПСС об организациях литературы и искусства. Это решение нанесло сокрушительный удар по многочисленным формалистическим группам, которые стали тормозом на пути развития молодого советского искусства. Был образован единый Союз художников СССР, наметилось усиление развития по пути реализма, была создана база сегодняшнего искусства. При посещении музеев изобразительного искусства в СССР, где бережно сохраняется культурное наследие прошлого в качестве всенародного культурного достояния, убеждаешься, что в них представлена вся славная история живописи от иконописи до современности, не забыт ни один период, включая и период существования формалистических групп начала двадцатого века. Особенно широко представлены все основные произведения живописи с 19 века до наших дней. Поскольку в Японии проводится специальная выставка картин русского и советского периодов, наиболее верно отражающих суть гуманистического реализма, хотелось бы сказать несколько слов о связях и преемственности традиций живописи с 19-го века до современности, рассматривая каждый жанр живописи отдельно. 1. Тематическая картина Жанр тематической картины представляется наиболее важным в живописи, начиная с 19-го века. Он представляется основным с точки зрения композиции, масштабности, глубины содержания, а также с точки зрения общих моментов с жанром исторической живописи, соответствующего традиционному стилю академического классицизма. Большая часть великих мастеров 19 века пишет тематические картины. Современные авторы также нередко рисуют некоторые моменты своей жизни в своих основных произведениях, чтобы выставить на суд публики достоинства своего творчества. Выбрав тему будущей картины, художник в течение многих лет пишет эскизы к ней. Нередко окончательная тема картины приходит к художнику внезапно во время работы над этюдами. Хотя каждый эскиз, каждый этюд сам по себе уже завершенное произведение живописи - фигура человека, пейзаж или натюрморт - художник упорно продолжает накапливать их до невероятных количеств. Случается, что композиция всей картины меняется при отделке, иногда же художник пишет много разных вариантов более мелкого размера, пока не остановится на наиболее приемлемом. Сколько этапов до завершения произведения! В мастерской художника можно услышать: "эта картина для выставки "30 лет Победы в Великой Отечественной Войне", она откроется через три года", или же художник говорит, прикрывая огромный холст размером 5 х 3 м , "Думаю выставить эту картину, когда будет устроена подходящая по теме выставка". В исканиях всех современных художников, в их душах ясно чувствуется эхо работ великих мастеров 19-го века, которые отражали свою эпоху, отстаивали гуманизм. II. Пейзаж Когда разговор заходит о России и русских людях, невозможно не упомянуть о русской природе. Творческий характер, щедрый талант, моральные качества, национальные устремления, чувство прекрасного и другие национальные особенности народа взращены на безграничной любви к русской земле. С тех пор, как на Руси (древнее название России) стали жить люди, русская земля, природа и человек слились в единое неразделимое целое. Тысячи и десятки тысяч лет рождаются люди на русской земле, живут на лоне родной природы, любят природу, воспевают ее. Можно сказать, что когда русские люди начали писать картины, жанр пейзажа уже существовал. Открытый художниками милый русский пейзаж, на первый взгляд ничем не примечательные картинки природы, журчание ручейков, пышные ивы, весенняя природа вызывали чувство любви к родной земле за скромные примулы среди травы. Другие на небольших холстах писали огромный страшный лес, и в душе возникало чувство страха перед природой и уважения к ней. В каждом дереве, в каждой былинке жили душа, роман и любовь. Произведения художников первой половины 19-го века - Венецианова, Айвазовского, Щедрина, Иванова - проникнуты светлой гуманистической атмосферой, поэтическим восприятием природы. Расцвет реализма во второй половине 19-го века углубил содержание пейзажной живописи, художники-пейзажисты находили новые способы выражения, обращались к сложным вопросам творческого воздействия народа на природу. Шишкин, Саврасов, Васильев, Куинджи, Левитан, Коровин и другие утвердили жанр русского пейзажа, он продолжает в известном смысле жить и в современной советской живописи. В мастерских тысяч современных художников можно увидеть бесчисленное множество пейзажей, наполненных этими чувствами. В этих пейзажах традиционный гуманизм русского человека, необычайная любовь к Родине, глубоко чувствуется связь искусства с обществом, возникает мысль о неразрывности присущей России и русскому человеку индивидуальности и русской великой природы и любви русских людей к природе. Ш. Морской пейзаж В 18-19 веках в недрах классического академизма в русском искусстве зарождаются тенденции романтизма. Можно сказать, что то же самое произошло и в жанре традиционного пейзажа. Гениальный Айвазовский в период развитого романтизма создал самостоятельный жанр морского пейзажа в русской живописи пейзажа. Существует мнение, что Советский Союз небогат морями, но на севере страны есть Балтийское море и Северный Ледовитый океан, на Востоке - Берингово и Охотское моря, на юге - Черное и Каспийское моря. Длина береговой линии несравнимо больше японской береговой линии. Однако, поскольку страна огромна, она совсем не воспринимается как морская страна. Если бы Айвазовский не родился в большом торговом порту Феодосия в Крыму, на берегу Черного моря, если бы вследствие этого он не почитал море как свою родную стихию, ныне русский морской пейзаж, вероятно, был бы совсем другим. Благодаря тому, что Айвазовский сам поведал о своей жизни, мы можем проследить историю и становление жанра морского пейзажа в русской живописи, IV. Образная живопись О жанре образной живописи заговорили сравнительно недавно. По крайней мере, уже после войны. Однако элементы этого жанра отчетливо прослеживаются и в реализме 19-го века, в период его расцвета. В 1855 году в журнале "Современник" мыслитель, революционер и публицист Чернышевский поставил перед народом задачу революционного переустройства действительности и определил высший критерий красоты в вопросах эстетики -высшая красота для человека это реальная жизнь: "Искусство должно воссоздавать жизнь и показать свое отношение к каждому явлению", - писал он о роли искусства, поясняя сущность реалистического искусства, основанного на гуманизме. Он обратился к тем, кто стремился к реализму в искусстве. Короче говоря, как и Гоголь, он считал, что простое изображение социального зла означает только распространение этого зла в мире, а реалистическое искусство должно размышлять, обдумывать и указывать народу, как лучше продвигаться вперед. В реалистическом искусстве наблюдается глубокое проникновение в психологию человека, в психологию общества, должен быть дан ясный ответ по разрешенным проблемам. То же и в живописи. Разумеется, в каждой великой тематической картине, в каждом дереве и в каждой былинке пейзажа, в каждом предмете натюрморта запечатлены полнота души, зов сердца. С течением времени развивались эти эстетические идеи, в результате возник жанр образной живописи с ее современным высоким интеллектом и восприятием. В 1932 году Дейнека написал картину "Мать", тогда он, вероятно, не думал об образной живописи как о жанре. Однако сейчас, по прошествии 45 лет, именно это произведение стало творческим символом жанра образной живописи. Пименов в своих работах на темы из современной жизни излагает свою эстетику. Его картины утонченно интеллектуальны и крайне изящны. Хотя в этих картинах не все выражено конкретно, возникает ощущение, что изображено все, что здесь живут люди. Глубина содержания, возможность наслаивания ассоциаций, интерес способствуют возникновению у зрителя множества мыслей, мгновенного получения правильного ответа. Жанр образной живописи - это настоящий цветок современного искусства, расцветший на основе традиций гуманистического реализма. V. Портрет Жанр портрета в русской живописи с течением времени постепенно выделился из иконописи и четко определился как самостоятельный жанр в начале 18 века. Так же, как и в Западной Европе, начали писать портреты сперва коронованных особ, аристократии, семей капиталистов . В 19 веке портрет также получил крещение реализмом, из напыщенных застывших натуралистических портреты перерождались в наполненное жизнью искусство. В эпоху реалистического искусства объект портретной живописи переместился с царей и аристократии к простому народу. Страдающий старик, нищий в лохмотьях, образ матери, отдельная личность, человеческая жизнь - в портретах выражались радости и страдания человека, портрет стал откровением, заставлял ощутить жизнь во всей ее полноте. Почти все великие мастера 19 века были и портретистами. Поскольку портрет наряду с пейзажем был традиционным в русской живописи, для написания больших тематических полотен художник должен был владеть одинаково любым жанром живописи. Замечательны портретисты советского периода - Петров Водкин, Нестеров, Грабарь, Яковлев, Корин, Сарьян, Кончаловский, Александр Герасимов, Ефанов. Среди них наиболее интересные произведения оставил Нестеров. Самое знаменитое произведение свое Нестеров написал до революции - "Явление святого духа отроку Варфоломею". А целый ряд портретов выдающихся советских деятелей культуры и науки, созданный Нестеровым в тридцатых годах, стал ценнейшим вкладом художника в сокровищницу советской живописи . Нестеров развил в своих работах прекрасные традиции портретного жанра русского изобразительного искусства. В портретах его работы непреклонная энергия, широкий интеллект, глубочайшая психология, мощный внутренный заряд, все это неизменно привлекает сердца зрителей. В пятидесятых годах стремление художников выразить историческую истину о себе, своих идеях и современниках сильнее всего выразилось в портретной живописи. В пример можно привести творчество Александра Герасимова и Корина . В шестидесятых годах в области тематической живописи и портретной крупных успехов добился азербайджанец Салахов. Его кисти принадлежит "Портрет композитора Кара-Караева" - образец портрета 60-х годов. В этом портрете сплав психологического портрета и портрета-памятника, данный в совершенном исполнении. IV. Натюрморт «Натюрморт - это насущный предмет обсуждений художников этого жанра. В нем невозможно поместить объект в пространстве под какой-нибудь темой или показать психологизм. Где нахожусь я, воспринимающий этот предмет? Что он такое, этот предмет? Где он находится? Это основные требования натюрморта. Кроме того, восприятие натюрморта зрителем - большая радость познания.» — Петров-Водкин — Натюрморт пришел в 16-17 веках из Германии и Голландии. К началу 18 века определился как новый самостоятельный жанр живописи. Первые русские натюрморты характеризовали простоту, хрупкость природы. На окрашенной краской поверхности, имитирующей деревянную доску помещали предметы повседневного обихода - книгу, тетрадь, чернильницу и т.д. Характерны были миниатюрность предметов и пространство. В эпоху Петра Великого, как отражение времени и стремления к прогрессу и просвещению, появились первые натюрморты с изображением продуктов питания - "расстеленная скатерть, хлеб, кувшин". Во второй половине 18 века наблюдался застой, в это время стала модной пышность, могущая поспорить с иностранцами, жившими в России. В Академии господствовал классицизм, главным жанром считался жанр исторической живописи, натюрморт рассматривался как низкий жанр, как вспомогательный для исторических и жанровых картин. Именно по этой причине художники академии проявляли к нему особый интерес. В этом направлении и развивался этот жанр на протяжении ста лет Венециановым и художниками его школы. В первой половине 19 века Федотов компоновал картину согласно идее произведения, включал и натюрморт. В своих произведениях он рассказывал о привязанностях живых людей, пробуждал в зрителях определенное отношение к ним. Затем, Волков создал самостоятельный натюрморт, отличающийся точностью контура и точным восприятием материала. Во второй половине 19 века в произведениях художников-реалистов натюрморт не играл заметной роли, поскольку их задачей было прославление служения обществу. В это время натюрморт становится предметом учебной работы, развивающей способности художников. Однако, тем не менее, Левитан наряду с пейзажами писал и натюрморты, наполненные любовью к русской природе. Начало 20-го века было отмечено расцветом русского натюрморта, который, наконец, получил равные права с другими живописными жанрами. Искусство, развивавшееся в предреволюционные годы в условиях жестокой социально-идеологической борьбы, характерно поисками в области цвета, формы, пространственной композиции. В усилиях расширить и развить выразительный язык и возможности живописи художники с большим вниманием обратились к традициям древнерусского и народного искусства, к наследию восточных культур и западного классицизма, к достижениям современной французской живописи. В течение пятнадцати лет жанр натюрморта прошел сложный путь от импрессионизма до абстракционизма.
Импрессионизм и антиреалистическая группа
Коровин, Грабарь, Ларионов (ранний период) были представителями импрессионизма. Коровин стремился выразить разумность радостей жизни и самые свои светлые впечатления. Ларионов предпочитал более мягкие краски, вдохновение и поэтичность . Грабарь пишет натюрморты, тесно связанные с пространством и пейзажем, занимающие всю поверхность картины. "Мир искусства" (антиреалистическая группа). В эту группу входили Сапунов, Судейкин, Головин, Анисфельд и др. Отличались пристрастием к изысканным, тщательно отделанным вещам. "Голубая роза" - представители этой группы Сарьян, Кузнецов отражали в своих произведениях сильное тяготение к Востоку. Острые контрасты, резкие светотени, четкий контур, изображение отдельных цветов и листьев, эффект яркого и как бы пылающего солнца. "Бубновый валет". Эта группа находилась под сильным влиянием Сезанна. Они вели поиск, как при помощи цвета передать величину и качество предмета, как добиться содержательности цвета, чтобы повысить его выразительность. Произведения лидеров этой группы Машкова и Кончаловского воспевают любовь к жизни, природе и щедрым дарам богатейшей земли. В конце концов, в десятых годах, художники группы "Бубновый валет" перешли к кубизму.Кроме того, многие художники этого периода отреклись от традиций великого искусства, отвергли веками копившееся наследие культуры изящных искусств. Малевич, Кандинский и другие сооружали конструкции в духе абстракционизма, кубизма, футуризма.В 1917 г. произошла Октябрьская революция. Осуществился поворот к искусству социалистического реализма. Двадцатые и тридцатые годы ознаменованы сложными поисками новых способов выразительности, которых требовала историческая действительность. В эти годы шел непрерывный процесс борьбы с самыми различными течениями и школами формализма.В этот период объединились художники старшего поколения - Машков, Кончаловский, Сарьян, Кузнецов, Фальк, Куприн, Петров-Водкин. Они перешли от абстрактно-философских приемов к тематической живописи.В жанре натюрморта важную роль играет творчество Пименова. Возвышенные чувства, заострение внимания на роли вещей в жизни человека приближает его произведения к жанру образной живописи.Эти десять лет были для натюрморта в советской живописи поистине годами расцвета жанра. Асламазян, Стожаров и другие молодые талантливые художники продолжают поиски, большое внимание уделяют традициям русского народа, экзотике , появляются новые интересные решения и открытия. VII. Жанровая живопись Жанровая живопись в России существовала издавна, так же, как и пейзажная живопись, но настоящего развития она достигла в 19 веке, в период расцвета реализма.Гуманистический реализм 19 века добросовестно отображает жизнь людей своей эпохи, детально показывает их одежду, прически, косметику, украшения, интерьер жилищ, жесты, манеры, даже вышивку на носовых платках. В каждом из произведений этого жанра навеки запечатлен миг из жизни той эпохи. В этих картинах человек живет в своем времени, в своем привычном окружении, герой или героиня картины выражают идеи и стремления своего времени, поэтому эти картины будут всегда производить на зрителя самое свежее непосредственное впечатление, сколько бы сотен лет не прошло. Тематические и исторические картины трудно четко отделить от жанровых. Однако, в зависимости от содержания, картина может быть или более тематической или же более жанровой, это разделение зависит от выразительного языка произведения.Если рассматривать жанровую живопись исторически, то реализм 20-го века по сравнению с реализмом 19-го века стал гораздо глубже по сути. Причина этого в том, что благодаря величайшему историческому событию - революции в СССР, люди возвратились к реализму - реализму социалистическому, основанному на стремлении созидать, а не разрушать. Однако, нельзя сказать, что в изобразительном искусстве полностью исчезло влияние периода начала 20-го века.Спустя четверть века после революции открылись решающие возможности для утверждения нового реалистического искусства. Причина этого в том, что и реализм 19 века, и реализм 20-го века был воплощением братского стремления людей к свободе в пределах одной страны, в пределах одного Союза.Однако война, названная Великой Отечественной войной, была войной с другими государствами, воевали, отдавая жизни в защиту своей Родины."За Родину!", "За мир во всем мире!" - эти высокие лозунги вели людей на битву, заставляли их глубже осознать свою миссию. Мир искусства еще теснее сплотился во имя выполнения еще более высоких целей.Иогансон, Дейнека, Кукрыниксы, С. Герасимов, А. Герасимов, Мухина, Пластов, Пименов, Сарьян, Ромадин в то время молодые современные ведущие художники Пономарев, Яблонская, Непринцев, а также многие тысячи других художников решительно поднялись на борьбу за победу своей Родины, за строительство своей Родины.Деревня, написанная Пластовым. Самые простые, будничные вещи наполнены человеческими эмоциями, освещены лучами поэзии и истины жизни. Труд, спорт, отдых - темы картин Яблонской. Щедрость здоровой ясности, оптимизма, радостной энергии, жизнь кипит в героях ее картин. Сейчас, когда этот период пройден, в поэтическом осмыслении жизни Яблонской все глубже дышит человеческая правда.Григорьев, Решетников, Шевандронова свои произведения посвящают детям. Сколько в них теплого человеческого чувства и юмора! Прекрасная поэтическая взволнованность в изображении жизни у Кугача, романтика, связанная с развитием киргизского народа у Чуйкова, широкое дыхание Армении у Зардарьяна - как бы вдыхаешь полной грудью богатство и радость новой, свободной жизни Советского Союза!Советская жанровая живопись в любой ее период всегда будет передаваться от одного поколения к другому, подобно молодому вину в старинном сосуде.
Йоко НАКАМУРА |