Советская живопись

Найти картину по теме или автору По цене от до рублей

ТОСКА ПО «СОВКУ»?

Сегодня когда все солидные произведения искусства осели в музеях и частных коллекциях, главной "разменной монетой" на арт-рынке стали предметы искусства советского периода.

 КТО и с какой целью собирает то, что ещё несколько десятков лет назад считалось нашей повседневной реальностью, далёкой от антикварных торгов.

ПЕРВЫЕ коллекции советской живописи XX в. были корпоративными - в начале 90-х отечественные картины покупали в основном банки (вспомним хотя бы коллекции агитационного фарфора Петра Авена - Альфа-банк, советских художников Владимира Некрасова - "Арбат Престиж", "бубнововалетовцев" Владимира Семинихина - "Стройтэкс"). Это было выгодно с точки зрения инвестиций (доход от пущенного с молотка обширного собрания разорившегося Инкомбанка пошёл на погашение задолженностей перед кредиторами), а ещё больше - престижа: полотна развешивались в приёмных и VIP-залах, добавляя учреждению значимости в глазах солидных клиентов.

К концу 90-х советские образцы, уже ставшие историей, пусть и совсем недавней, стали выставлять и продавать галереи. Словом, процесс пошёл, и цены на советскую живопись начали расти. Например, летом на аукционе в Лондоне полотна Александра Дейнеки и Дмитрия Краснопевцева ушли за 250 тыс. долл. и 1 млн. долл. соответственно (что сопоставимо с ценами на западных классиков). Результат не заставил себя ждать: на сегодняшний день большинство коллекционеров искусства советского периода - частные лица. Причём многие из них не разбираются в живописи, с трудом отличая импрессионизм от соцреализма. Искусство как инструмент накопления требует коммерческого чутья, а не эстетики.

"Советское искусство теперь - удобное вложение средств при невысокой цене на экспонаты (в среднем 10-50 тыс. долл.) и их доступности на рынке, ещё не испытавшем острого дефицита достойных товаров, - комментирует искусствовед Надежда Потапова. - Динамика роста цен на советскую живопись поразительна: достигает 30-100%, в зависимости от направления и жанра, в то время как классика XIX в. дорожает в среднем лишь на 20% в год. При этом собирать предметы искусства советского периода ещё 5-10 лет назад было безумно рискованно - никто не мог гарантировать, что это неоднозначное направление "выплывет", а не канет в прошлое. Его совершенно не признавали официально, не считали музейным. Впрочем, и сейчас настоящие коллекционеры советских картин, скульптур, графики ориентируются больше на собственное чутьё, нежели на мнение экспертов". Цены небольшие, выбор богат, искусство знакомо с детства, а потому особенно родное и понятное - вот аргументы "за" для новых отечественных коллекционеров. Нераскрученные живописные работы можно приобрести и за 1 тыс. долл. (графику и того дешевле), с прицелом, что через несколько лет их цена вырастет в 2-3 раза.

Но вот почему к советскому искусству с его пионерами, Лениными, хмурыми пейзажами и агитационными сюжетами вдруг стали проявлять интерес западные коллекционеры? Проходят специальные "русские торги" престижнейших аукционных домов (на западных аукционах цены на лучшие полотна русских художников начала XX в., например Машкова, Кончаловского, сравнялись с прайсами на классиков вроде Пикассо!), открылись галереи советского искусства в Лондоне, Сан-Франциско и других городах. Что для иностранцев русский "совок", о котором большинство из них лишь читало в газетах? "Советскую живопись ценят за самобытность и экзотичность", - рассказывает Элина М., сотрудница галереи, расположенной в центре Москвы. Из направлений искусства "совка" западные гости, по признанию продавцов, предпочитают советский импрессионизм и нонконформизм.

 Дарья БУРАВЧИКОВА

СОЦРЕАЛИЗМ    Официальное советское искусство.Художники: Александр Герасимов, Аркадий Пластов, Александр Дейнека, Юрий Пименов, Александр Самохвалов и др.   

НОНКОНФОРМИЗМ Андеграунд советского искусства, противовес официального стиля. Художники: Владимир Янкилевский, Александр Арефьев, Оскар Рабин, Дмитрий Краснопевцев, Илья Кабаков и др. 

СОВЕТСКИЙ ИМПРЕССИОНИЗМ      "Соцреализм с человеческим лицом" - романтическое направление идеологического искусства. Художники: Николай Толкунов, Владимир Гремитских, Евгений Мачкин, Пётр Ванеев, Нина Сергеева, Николай Мельников и др.   

"СУРОВЫЙ" СТИЛЬ    Лаконичное искусство, с яркими цветовыми пятнамии простыми рабочими в главных ролях.Художники: Таир Салахов, Николай Андронов, Виктор Иванов, Павел Никонов, Гелий Коржев, Пётр Оссовскийи др. 

НЕАКТУАЛЬНОЕ ИСКУССТВО    "другая" живопись - не ангажированная социализмом, приближенная к авангардизму и нонконформизму.Художники: Евгений Оке, Александр Глускин, сестры Погоняловы, Мария Фаворская и др.                                    , ,             ,    ,    ,        

Рейтинг составлен на основе данных московских галерей.

 

Газета «Аргументы и факты» № 41  11-17 октября 2006 г.

 

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru СОВЕТСКАЯ ЖИВОПИСЬ