Стили и жанры
|
ДЕТИ В СОВЕТСКОЙ ЖИВОПИСИКаждый из нас хоть раз мечтал купить картину, чтобы она не просто украшала интерьер или являлась денежным вкладом, но и пробуждала в нас некие чувства, давала нам повод остановить будничный бег и лишний раз погрузиться в собственные мысли или воспоминания. Картины советских художников отображают не только ту действительность, в которой каждый из нас родился и жил хотя бы в детстве, но и идейную направленность того общества в котором тогда жили люди. Вероятно, каждый может вспомнить или представить себе, какие чувства он испытывает, глядя на искусство того времени. Но какие бы разные эмоции не овладевали каждым из нас сейчас, глядя с высоты прошедшего времени на те годы, одно чувство все таки в нас неизменно - это ностальгия по тем временам, когда мы радовались всему, не задумываясь о политике и социальных различиях. Это ностальгия о детстве. Портреты детей – это всегда нечто особенное в искусстве. Насколько трудным является сам жанр, настолько же он прекрасен уже по своей сути. Безусловно, мы знаем бесчисленные варианты детских портретов, это всегда энергичные малыши – мальчишки и девчонки, в нарядных, по-детски репрезентативных костюмах, с любопытными глазами и любимыми игрушками, занимающими все время и внимание. Но стоит один раз взглянуть на советскую живопись, а точнее на детские портреты некоторых мастеров, чтобы понять, что данный жанр заслуживает особого внимания и даёт идеологически переосмысленное представление о себе. Очень показательной в этом смысле является картина Энвера Ишмаметова «Беспризорники», написанная в послевоенном 1946 году. На картине изображены двое мальчишек, на которых светит ослепляющее солнце. Темноволосый мальчик одет в грязно-серые штаны, поверх которых неопрятно выпущена белая рубаха. Его светловолосый друг стоит рядом. На нем такие же грязно-серые брюки, с неровно закатанными штанинами: на левой ноге по колено, а на правой по щиколотку. По цвету его кожи можно угадать, что большую часть жизни они проводят без крыши над головой. Ощущение отсутствия материнской заботы и человеческого отношения окружающих приобретает дополнительную силу, когда мы видим, что смысловое значение в композиции выражается за счет постановки особого ракурса. Оба мальчика повернуты спиной к зрителю. Они не общаются с ним, не контактируют с помощью жестов, не показывают свои лица. Отсутствие предметной детальности в картине даёт ещё больший акцент на изображенных персонажей, а пастозная манера наложения краски делает эту работу ещё выразительнее. Импрессионистическая картина гармонично сочетает в себе и особенности стиля, и особенности тематики, которую раскрывает художник. Не менее интересной представляется картина «Дочь чабана» Нины Скориковой-Ковининой 1988г. Восточное чадо в белых одеждах сидит боком к зрителю на фоне фиолетовых оттенков гористого пейзажа, а серый булыжник служит ей троном. О том, что она – дочь чабана нам напоминают овцы, пасущиеся на втором плане сумеречного пейзажа. Она преисполнена гордости в окружении этой природы, но она смотрит на зрителя и, кажется, приветливо улыбается. Работы 1955г. «Школьница» кисти Бориса Казимировича Трусковского и «Санитарка» 1958г. Сергея Фёдоровича Соловьёва относятся к другому художественному направлению в масляной живописи – соцреализму. «Школьница» - это поясное изображение девочки, сидящей за столом. Она одета в теплое черное пальто, кажется чуть большего размера, с завязанным вокруг ворота зеленым узким шарфом, а на голове у нее шапка, напоминающая чепец, но серый и в крупную клетку. Лицо юной дамы – само очарование: с характерными для славянской внешности круглыми щеками и лёгким румянцем на них, она чуть улыбается. Из-под отворота чепца видны тёмные волосы, которые прекрасно сочетаются с ее зелёными глазами. Холодную гамму серых оттенков картины дает дневной свет из окна, что падает с правой стороны. Девочка неподвижно позирует перед мольбертом. «Санитарка» же является многофигурной композицией. В школьном коридоре, на входе в столовую, девочка, назначенная смотрителем за гигиеной, проверяет чистоту рук скопившихся перед ней товарищей. У неё через плечо перекинута белая сумка с красным крестом – гордость за ответственную работу. Живопись картин – это непраздное отражение реальности свойственное работам этой эпохи. Это не наряды, не банты, не игрушки или подвижные игры, а серьёзные маленькие взрослые, которые ответственно подходят к поставленной задаче показа образа высокой морали и строгого воспитания в духе того времени. Живописные произведения социалистического реализма – это не только картины маслом, но и переосмысление жизненной действительности эпохи. «Осень» Маркова Леонида Васильевича относится к 1958г. и эта работа более пейзажная, нежели портретная. Но у детей здесь своя роль. На засыпанном золотой листвою ещё зелёном берегу под деревом играют двое ребятишек. Это тихое пространство окутано меняющей свой облик природой, и только дети иногда прерывают это безмолвное состояние, чтобы на фоне их голосов мы могли вспомнить, что тоже были детьми. В том же году был написан парный портрет «Девочки» Альберта Леонидовича Парамонова. Картина также сочетает в себе портрет и элементы пейзажа, только здесь он летний. Девочки одеты в простые светлые платья, они сидят рядом и задумчиво смотрят в разные стороны. Композиция не перегружена деталями, взгляд зрителя прикован к выражениям лиц детей. Расслабленные позы и застылый взгляд подсказывают, что они погружены в свои мысли. Потрясающей экспрессией обладает картина «Здравствуй, солнце!» 1993г. Художница Токарева Александра Феликсовна, кажется, вложила в неё не только высокий профессионализм исполнения, но и необъятные чувства детской радости и восторга. На вытянутом по вертикали полотне распростерлась уходящая вдаль водная морская гладь. Из воды на берегу выглядывают камни, один из которых служит своего рода постаментом для девочки в купальнике. Она смотрит вдаль на горизонт и от восторга пойманных первых лучей вздымает руки вверх, радостно приветствуя солнце. Мы не видим её лица, но как ярко можем себе представить его выражение! Кажется, еще немного, и простирающиеся тонкими бликами по водной глади лучи, зальют всю поверхность моря. Безусловно, что передача таких захватывающих эмоций передается за счёт профессиональных художественных средств. Вся картина наполнена атмосферой счастья. Мы чувствуем лёгкую свежесть утреннего воздуха, прохладу морской воды и мы приветствуем вместе с девочкой рождение нового дня. Отдельно стоит рассказать о советском живописце Владимире Георгиевиче Гремитских, чьи работы в жанре детского портрета охватывают довольно продолжительный период. Несмотря на то, что картины объединяет рука одного мастера, тем не менее, каждый портрет уникален в своём образе. «Надя» 1955г. и «Тося» 1965г. хоть и относятся к разным живописным направлениям импрессионизму и реализму, но сохраняют общую черту эскизности, что придает им специфический эффект совершенства незаконченности. Создается ощущение, что маслу требуется еще время, чтобы высохнуть. Портреты «Лия» 1956г. и «Ира» 1971г. обладают элементами летнего пейзажа, и на лицах юных дам мы можем уловить момент скользящего солнечного света. Это тоже техника a la prima, которая предполагает завершить работу над картиной за один сеанс без подготовительного рисунка. Но мы видим какие яркие цвета, как распределены тени в композиции, и это дает нам повод лишний раз восхититься мастерством художника, который так искусно схватывает момент чей-то молодости и переносит его на холст. «Оксана» 1976г. Здесь нет выигрышного ракурса в ¾ развороте, девушка изображена в анфас и смотрит прямо на зрителя. У нее опущены плечи – знак расслабленного состояния, а голова слегка склонилась на бок. Из окна падает солнечный свет, и правая сторона остается затенённой. Это полотно - не столько портрет девушки, сколько зеркало её души - отражение её внутреннего состояния. Картины с простыми женскими именами стали бы «изюминкой» в окружении интерьера уютного дома. Детский портрет покажется Вам нестандартным решением, если Вы планируете купить живопись для себя или преподнести картину в подарок. Полотна советских художников - не просто выгодное вложение денег, но и та история, которую пережили все мы – дети советской эпохи. Анна Хэттон |