Стили и жанры
|
О живописце Фёдоре Семёновиче Гончарове. Библиография, воспоминания.Гончаров Фёдор Семёнович Живописец. Родился17(29) мая 1873г. в селе Ястребщина (Сумская губ.), умер 21 июля1955г. в Ростове-на-Дону. Учился в МУЖВЗ (1900 – 07 гг.) у А.Е. Архипова, А.М. Корина, В.А. Серова. Жил и работал в Ростове-на-Дону. Участник выставок с 1901 г. (Москва). Среди его произведений: «Операция» (1905), «Экзамен» (1909), «Сенокос» (1911), «Старый Ростов» (1913), «На сахарном заводе» (1923), «Сбор грибов» (1924), «Тракторная бригада на отдыхе» (1934), «Красная поляна» (1939), «Заочница на консультации» (1940), «Автопортрет» (1943) (Ростовский обл. музей изобр. искусств), «Бой за Ростов» (1947), «Миусфронт» (1948), «У сталеваров» (1949), Ростовский обл. музей изобр. искусств), «Портрет скульптора С.А.Жовмира» (1951), «В родной семье» (1954). Преподавал в школах Ростова-на-Дону (1907 – 1930-е гг.). Литература: Изобразительное искусство РСФСР, т. 2. Художники краёв, областей и автономных республик РСФСР. (Альбом). М. 1957, с. 9. -–Художники Дона. (Альбом). Л. , 1960, с. 3 -–Выставки. Справ. Т. 2, с. 460 (указ.). ---Ростовский областной музей изобразительных искусств. Живопись. Л. , 1966, с. 166 (указ.). ---Каталоги: 1-я Азово-Черноморская краевая художественная выставка … Ростов-на-Дону, 1934, с. ,12 --- 1-я Ростовская обл. выставка изобразительных искусств. Ростов-на-Дону, 1938, с. 5 ---Выставка «Художникики старшего поколения РСФСР». М. , 1940, с. 9. ---Выставка произведений художников периферии. М. 1940. с. 17. --- Выставка произведений периферийных художников. М. , 1946, с. 14. --- Выставка работ художников Ростовской области, Ростов-на-Дону, 1946, с. 37 – 38; 1948, с. 14; 5-я, 1949, Ростов-на-Дону, 1950, с. 15; 6 –я 1951, с. 9; 7-я, 1952, с. 12; 9-я 1954, с. 10; 10-я, 1955, с 9. --- Выставка работ ростовских художников. Ростов-на-Дону, 1947, с. 6. --- Выставка произведений художников РСФСР. М. , 1951, с. 14. --- Выставка произведений художников Юга, Краснодар, 1954, с. 12. --- Периодика: «Дон» (Ростов-на-Дону): 1947, №8, с. 112; 1948 №12, с. 172. --- «Молот» (Ростов-на-Дону), 4.1. 1950 («Творческий отчёт художников Дона»). ---«Искусство», 1952, № 1, с.28. Выписка из Биобиблиографического словаря. «Художники народов СССР», «Искусство», М. 1976, с. 104.
О живописце Ф.С.Гончарове. Из воспоминаний племянницы художника И.К.Гончаровой … « Он был очень гостеприимным человеком. У него всегда были деньги и хорошая еда. ( В послевоенные годы он зарабатывал не только продажей своих картин, но и реставрацией запущенных за годы гонения на церковь иконостасов, изготовлением некоторых церковных атрибутов, например хоругвей и др.) И у него часто бывали гости,В основном, художники и для них стол был «полной чашей». Особенно я помню у него такие застолья происходили после прошедших выставок. После съезда художников Юга РСФСР у него были в гостях Лактионов и Яр-Кравченко. Молодой художник Иван Остапенко мне говорил: «твоего дедушку провозгласили старейшим действующим художником Юга страны. А о Лактионове и Яр-Кравченко говорили, что они ученики дедушки. Я так думаю, что они учились в Ростовском художественном училище им. Грекова, когда (если) дед там преподавал. Кстати, и скульптор Вучетич назывался тоже его учеником. В какие годы он работал в художественном училище, я не знаю, но помню, когда мне было лет 5-7(это примерно 1936-1938гг) у нас во дворе и в доме у деда были какие-то молодые ребята. Они терли краски в каких-то больших мясорубках, делали какие-то гипсовые маски, изразцы и сушили их во дворе. Потом, ещё несколько лет, они лежали под сараем во дворе.Его учеником звался и Тихон Петрович Семёнов. Это был высокий стройный черноволосый мужчина весьма угрюмого склада, как мне тогда казалось. Он был не только учеником, но и другом семейства. Часто бывал у дедушки и сам, и с женой. Её звали Варварой, кажется, она работала в родильном доме, то ли акушеркой, то ли врачом-акушером….»
Из воспоминаний грузинского художника Адвадзе Вахтанга Николаевича. …В 1950 году, после окончания Тбилисской Академии художеств, я приехал в Ростов на Дону…Кто в то время не знал в Ростове Фёдора Семёновича Гончарова-художника старой школы, ученика В.А.Серова. В Союзе художников без него было скучно. Фёдор Семёнович прожил интересную жизнь. До революции он ездил в Иерусалим и расписывал там православную церковь. Мне запомнился его автопортрет овального формата в старинной бронзовой раме. Был он подвижный и живой старик. Познакомился со мной без особых церемоний. Сразу вместо Вахтанга окрестил Богданом и потом только так и называл: «Ну, Богдан, земляк Сталина, приходи в гости ко мне вместе с женой и сыном. Покушаете хорошего медку, попьём чаю, товарищ Мария будет очень рада (так он называл свою жену Марию Павловну). И я с семьёй ходил в гости. Жили они на одной из улиц спускающейся к Дону в одноэтажном доме. После тёмных коридоров попадали в большую комнату, которая одновременно служила и мастерской. Там же жила немецкая овчарка, большая и страшная, но товарищ Мария успокаивала нас, что она не укусит. В обстановке комнаты чувствовалась старость. Чуть ли не по середине комнаты стоял большой крестьянский бидон из-под молока, в котором был мёд. Тут же лежала большая деревянная ложка, к которой каждый подходил и доставал себе мед, проделывая при этом всевозможные манипуляции. Добродушные старики были всему рады, всей ситуации и удовольствию, которое доставлял нам мёд. Фёдор Семёнович показывал нам свои работы, старые и новые. Они стояли тут же вдоль стен. Своим рукавом он смахивал с них пыль и объяснял, когда и где написаны. Товарищ Мария периодически поправляла его, что это написано не тогда, а после женитьбы, либо, наоборот, в зависимости от того, что говорил Фёдор Семёнович. Часто возникал шумный разговор, который всё-таки заканчивался мирно и со смехом. При этом больше всех смеялся сам Фёдор Семёнович, от чего его нос делался красным, глаза маленькими, а очки потели, и он должен был их протирать. Частенько он бывал в Союзе, и при встрече с председателем каждый раз говорил: «Виктор, будете деньги делить, и меня не забудьте» - это он насчёт творческой помощи. Художница Александра Донцова, уборщица Клавдия Ивановна и другие без конца смеялись над стариком. Задавали каверзные всевозможные вопросы: « Фёдор Семёнович, как у вас всё-таки обстоит дело насчёт любви? Вы ещё можете любить женщину?» А он на полном серьёзе отвечал: «Любить я не знаю, но побыть с женщиной я ещё могу» - ему тогда уже было 78 лет. Хохот был на весь Союз художников. … 1989-1991гг., Тбилиси. |