Стили и жанры
|
Ростовский художник Фёдор Семёнович Гончаров. Публикации.Из статьи искусствоведа Ю.Л.Рудницкой «Художники Дона»Издательство «Художник РСФСР», Ленинград, 1987г.… ученик В.А.Серова по Московскому училищу живописи, ваяния и зодчества Фёдор Семёнович Гончаров (1873-1955). Больше внимания он уделял преподавательской, нежели творческой деятельности, но, тем не менее, его участие на выставках было постоянным. Произведений его сохранилось мало, однако отдельные полотна Гончарова-пейзажи Крыма, Кавказа, Дона и портреты - говорят об авторе, прежде всего, как о мастере пленэрной живописи в пейзаже и об умении остро выявить характерное в образе человека (особенно показательна в этом отношении его дореволюционная работа «Монашка», написанная ещё в период обучения у В.А.Серова).…Нужно отметить, что преобладающим методом ростовских художников в 30-40е годы была пленэрная система видения. …в этой же системе работал и Ф.С.Гончаров в своих донских и черноморских пейзажах. … * * * Из Каталога выставки работ художников Ростовской области 1946г.… Немало поработали в период между двумя выставками и представители старшего поколения…По-прежнему много работают Ованесов и Гончаров – один из старейших ростовских художников. …Значительное внимание художников привлекает воплощение облика героических воинов и патриотов Советской страны. В живописных и скульптурных работах, выполненных тт. Гайденко, Гончаровым…даны образы героев Советского Союза, орденоносцев-офицеров Красной Армии. Из статьи К.Волкова «Ростовские художники» в том же каталоге Одним из старейших участников выставки и вообще старейших художников Ростовской области является Фёдор Семёнович Гончаров (р.1873г). Старость не мешает ему работать с пылким юношеским влечением к актуальной живописной теме и с таким трудолюбием, которое можно пожелать многим из молодых живописцев.Жизненный путь Гончарова небогат событиями. Окончив с большим успехом Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где в то время преподавали такие крупнейшие мастера русского искусства, как Серов, Коровин, Пастернак и Корин, Ф.С.Гончаров два года работал в мастерской Серова. Перед талантливым молодым художником, много раз отмечавшимся на ученических выставках и экзаменах, открывались широкие перспективы творческой работы. Однако, Гончаров в течение 25 лет (с1907 по 1932г.) отдался почти исключительно преподавательской деятельности в средней школе, лишь урывками занимаясь живописью. Но и в этих условиях, творчески напряжённо работая, он принимает участие во всех Ростовских и многих всесоюзных выставках. Воспитанный в духе художественной правды и идейно-реалистической живописи, Гончаров сохранил эти традиции во всей своей творческой работе. По своей натуре он чужд формалистическим исканиям. Его художественный язык прост, лишён изощрённости и преследует, главным образом, задачи правдивого отражения действительности. В ней зоркий глаз художника отыскивает явления и факты большого социального звучания. Портретист и жанрист по преимуществу, он в жанре предпочитает социально заострённую тематику, в портрете запечатление черт лучших людей нашего времени. За годы Великой Отечественной войны им создана целая серия портретов её героических участников, в том числе освободителей Ростова тт. Варфоломеева, Штахановского, Дудникова и многих других.Гончаров написал также серию тематических полотен, посвящённых борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, раскрывающих звериный облик немецкого фашизма, его чудовищные злодеяния.На настоящей выставке представлены не все работы, написанные художником за последний период. Некоторые из этих работ («С победой» и «Освобождение Ростова») направлены в Москву на выставки «Всекохудожник». Среди вещей Гончарова на отчётной выставке преобладают портреты. В них художник хорошо передаёт внешнее сходство, стремясь в то же время добиться наибольшего выражения духовных свойств изображаемых людей. * * * Из Каталога 3-й областной выставки работ художников Ростовской области, 1941г.
Оценки творчества Ф.С.Гончарова, даваемые в приведённых цитатах из статей искусствоведов Ю.Л.Рудницкой и К.Волкова, вызывают удивление у родных и близко знавших художника людей по нескольким причинам:1. Данные высказывания искусствоведов сами по себе абсурдны: «рисовал мало, а выставлялся много».2. О творчестве художника и его таланте судят не по количеству его работ.
3. Учитель Ф.С.Гончарова В.А.Серов не стал менее известным от того, что преподавал в МУЖВЗ.
Из каталога выставки «Художники Ростова на Дону к ХVIII конференции ВКП (б)», 1941 г.Из вступительной статьи Г.Тимошина к каталогу …
Над любимыми темами советского зрителя – темами, связанными с жизнью и деятельностью вождей партии, с героическим прошлым и настоящим нашей великой Родины, – работает ряд художников. Т.П.Семёнов закончил эскиз к картине «Встреча В.И.Ленина с Серго Орджоникидзе в Разливе», Ф.С.Гончаров выставил два маленьких эскиза, изображающих т. Сталина за работой и В.И.Ленина в гостях у М.Горького. ……Несколько лучше обстоит дело с пейзажной живописью. Впечатляющи пейзажи А.С.Шендерова, Ф.С.Гончарова. …
* * *
Из Каталога выставки Ростовских художников 1944г.…
Результатом этой большой и напряжённой работы художников является выставка, открывшаяся 19 мая 1944г. Она, прежде всего, показала творческий рост ростовских художников со времени третьей Областной выставки (1941г). Более острой стала идейно-тематическая направленность в работах художников, трактующих темы с позиций социалистического реализма. Большие достижения имеются и в области живописного мастерства.Картины художников Черных А.М. «Бандиты». Семёнова Т.П. «Отступление немцев», Гончарова Ф.С. «Лагерь смерти», Котляровой Н.Ф. «Культурные освободители» показывают, какие потрясающие ужасы, мучительные страдания и тяжелое моральное унижение пришлось пережить советским людям во время немецко-фашистской оккупации. Эти картины разжигают в сердцах трудящихся ненависть к фашизму, призывают к мести.
* * *
Из Каталога выставки работ художников Ростовской области 1948г.…Старейший ростовский художник Ф.Гончаров также выступает с работой, являющейся наиболее удачной из созданных им за последние годы. Его картина «По следам немецких оккупантов (Миус-фронт)» ярко говорит о подлых злодеяниях немецко-фашистских людоедов. В картине тепло и убедительно даны типичные и характерные образы советских людей.
* * *
Из Каталога 5-й послевоенной выставки работ художников Ростовской области 1949г. …
Работа Ф.Гончарова «И.В.Сталин в ссылке в 1903 году» воспроизводит один из эпизодов, связанных с начальным периодом революционной деятельности верного ленинского ученика, соратника и гениального продолжателя его дела.…Послевоенные годы, упорный и творческий труд советских людей, борющихся за достойное выполнение новой сталинской пятилетки, нашли отражение в произведениях ряда участников выставки. Среди них «Уборка началась» – М.Бабича, «Колхозницы» – И.Яковлева, «У сталеваров» – Ф.Гончарова…
* * *
Из статьи Б.И.Яковлева «Творческий отчёт художников Дона»,газета «Молот», Ростов на Дону, 04.01.1950г., стр.3…
В салоне Ростовского отделения Художественного фонда СССР открылась выставка работ живописцев и скульпторов Дона……Многие работы посвящены жизни и деятельности товарища И.В.Сталина.Так Ф.Гончаров написал картину «Сталин в ссылке». Это полотно воскрешает в памяти один из исторических эпизодов революционной деятельности И.В.Сталина……Лучшим произведением на производственную тему следует считать картину Ф.Гончарова «У сталеваров». Художнику удалось удачно построить композицию своего произведения…
* * *
Из Каталога художественной выставки «Великая стройка коммунизма Волго-Дон». Ростов на Дону, 1952г. …
Большую ценность представляют этюды и зарисовки с натуры молодого пейзажиста Я.Гуслистого [1]) и старейшего художника Ф.С.Гончарова. Они являются художественными документами стройки в летний период 1951г…
* * *
Из Каталога 7-ой выставки работ художников Ростовской области,декабрь 1952г.…
Положительным фактором является возросший интерес художников к созданию образа советского человека. Около пятнадцати произведений, представленных на выставке, показывают конкретных людей нашей области: знатных рабочих ростовских заводов, тружеников донских колхозных станиц, деятелей науки и культуры (портрет лауреата Сталинской премии директора завода «Красный Дон» т. Кондакова работы Ф.С.Гончарова и др.)…
* * *
«Творческий отчёт худ-ков Дона». - Журнал «Искусство» №1 за 1952 г., стр.28
…Хорош автопортрет старейшего художника Ростова-на-Дону Ф.Гончарова. …
* * *
Из Каталога 9-й выставки работ художников ростовской области1954г. …
Работы художников Г.Курочкина «А.С.Пушкин», Л.Стасенко (Таганрог) «Чехов и Горький в Мисхори», А.Черных «Сбор винограда» и старейшего художника Ростова Ф.Гончарова «В родной семье», а также жизнерадостный эскиз гобелена «Слава трудовому народу» шахтинской художницы Д.Калачиковой составляют раздел тематических картин.
* * *
Художники Дона. Альбом.Ленинград, 1960г., стр.3
…Ещё слишком крепко были привязаны художники к своим мастерским, мало общались с жизнью. Некоторые художники не могли выйти из круга копийно-производственных промыслов и интересов. ……Именно в эти годы активно выступают старейшие художники А.Ованесов, А.Черных, Ф.Гончаров и Т. Семёнов …
* * *
Альбом «Ростовский областной музей изобразительных искусств». Изд. Живопись. Ленинград, 1966г.…
В ноябре 1938 года ростовчане собрались на открытие областного музея изобразительных искусств… Вопрос об открытии в Ростове художественного музея возник одновременно с организацией на Дону отделения Союза художников. В работе по созданию музея большое участие приняли искусствовед Г.А.Тимошин, ведущие художники города А.А.Мытников, А.К.Ованесов, А.М.Черных, Ф.С.Гончаров и другие.…Основу музейного собрания при его формировании в 1938 году составили произведения участников выставок Ростово-Нахичеванского общества изящных искусств.…К произведениям этих художников можно добавить работы местных живописцев, также бывших экспонентов Ростово-Нахичеванского общества изящных искусств:…Ф.С.Гончарова «Монашка»…
|