Стили и жанры
|
Русское искусство ушло на Запад, но пять через пять обещало вернутьсяВполне возможно, мы, как всегда, прозевали появление нового предмета национальной гордости. Всё говорит за то, что за последние полтора-два года мировой артрынок переживает «русский бум»: в лексикон искусствоведов всех стран прочно вошёл термин «русская школа»; последние два года Россия экспортирует от ста до пятисот тысяч живописных работ. В настоящий исторический момент «русская школа» живописи стала очень популярной на Западе. Может быть, не продаются на аукционах работы русских мастеров за миллионы долларов, как, например, Ван Гог, но средний класс покупает работы наших художников с завидной охотой. Об этом рассказал мне хозяин московской галереи «САРТ» Пётр Тюленев. Галерея выживает на арт-рынке уже более пяти лет, держит постоянный выставочный зал в ЦДХ. Но главное - здесь выставляют и продают художников традиционной русской художественной школы, которая как раз и пользуется спросом в Европе и Америке. - Русское искусство полюбили за его традиционность, - объясняет Пётр Тюленев. - Запад сегодня переживает настоящий бум русской живописи. В Париже, например, ни одна галерея не обходится без участия русского живописца. Цены на русскую живопись превышают цены на работы парижских художников. Самое смешное, что французские художники стали писать «под русских» - это коммерчески выгодно. - А что случилось? Вроде все уже насытились матрешками, портретами Горби, рисунками на Берлинской стене. Мода на перестройку сошла. - Теперь ценится другое - школа. Русскую работу легко отличить: очень хороший рисунок, академичный подход к композиции. Даже проходной натюрморт выполнен серьёзно, «на школе». Нельзя сказать, что современное русское искусство в мире лучшее - просто в мировой арт-индустрии на сегодняшний день в цене «добротные работы». И по этому показателю отечественным художникам нет равных. Ни одна страна в мире не поставляет за рубеж столько картин, сколько Россия. Только в прошлом году на Западе осело около пятисот тысяч работ - фантастическая цифра. Третий по величине во Франции аукционный «Дом Друо» проводит целый аукцион русского искусства. В Южной Корее практически стопроцентно продалась экспозиция, которую привезла наша галерея: картины «уходили» от 10 до 30 тысяч долларов, что превышает среднемировые цены. - Пётр Михайлович, это все замечательно: Россия радует иноземных коллекционеров, парижские галеристы обогащаются, а наши, российские? Искусство, как наука, балет, спорт, «утекает». Школа разбазаривается. Через несколько лет, глядишь, опустеют выставочные залы или, что хуже, упадет средний уровень и без того «средненьких» экспозиций. - Я считаю, что «русская экспансия» для нашего изобразительного искусства полезна. Во-первых, русские художники не только себя показывают - на волне этого интереса они в курсе мировых тенденций в живописи. Во-вторых, русских художников узнают, покупают, а значит, признают - происходит реклама «русской школы», что, естественно, помогает молодым художникам выйти на мировой рынок. В-третьих, вокруг «русской школы» создается миф, без которого трудно долго держаться на арт-рынке. Только с помощью мифа, я бы сказал мифологии, сегодня можно сделать имя. Таким образом мы ничего не теряем, скорее, приобретаем от этой экспансии. И я уверен, в России с качеством и количеством искусства все тоже будет в порядке. Потому хотя бы, что в нашем народе, как ни в каком другом, есть любовь, благоговение перед искусством. Совершенно убежден, что в России сегодня самый подготовленный арт-рынок. Нужно только вложить в него деньги, нужно, чтобы встали на ноги не только наши художники, но и галереи. Когда они будут стабильны и богаты, не надо ехать в Париж, чтобы выгодно продать картину. Произойдет это, думаю, лет через пять-шесть. И уже видны признаки оздоровления. Если всего год-полтора назад процентов девяносто картин с выставки приобреталось иностранцами, то сейчас почти все скупают соотечественники. Иностранцы не выдерживают конкуренции с нашими: ни в кредитоспособности, ни в компетентности, ни во вкусе, если хотите. Общие рассуждения о духовности нашей нации находят совершенно конкретные подтверждения: за отечественной живописью в галереях всего мира образовалась небольшая, но такая милая русскому сердцу очередь.
Николай Фохт, газета «Известия» |