Советская живопись

Найти картину по теме или автору По цене от до рублей

Василий Прокофьевич Ефанов

Василий Прокофьевич Ефанов

Творчество Ефанова — одна из ярких страниц в истории советского изобразительного искусства. Мастер композиционных полотен, великолепный портретист, блестящий рисовальщик и тонкий пейзажист, Ефанов оставил значительное художественное наследие.

Ефанов — ровесник века. Начало его творческой биографии совпало с великими и знаменательными событиями, которые сыграли решающую роль в формировании мировоззрения и личности художника — становлением первого в мире государства рабочих и крестьян и развитием новой социалистической культуры.

Последовательно развивая традиции мировой и русской реалистической живописи, Ефанов сумел в своих произведениях убедительно раскрыть типические явления советской действительности, показать историческую значимость изображаемых событий и людей — строителей нового общества. Всё творчество художника проникнуто глубоким чувством гражданственности, патриотизма, ответственности перед обществом, в котором он жил и творил.

Василий Прокофьевич Ефанов родился 23 ноября 1900 года в городе Самаре (ныне Куйбышев) в большой многодетной семье. Его родители были выходцами из крестьян. Годы детства и юности будущий художник провел на берегах великой русской реки Волги.

Окончив единую трудовую школу II ступени, Ефанов в 1917 году поступил в Самарский художественно-промышленный техникум. Там он получил первые профессиональные навыки. Одаренность юноши была замечена, и еще до окончания техникума он получил направление в Государственные свободные художественные мастерские в Петрограде. Но экзаменов он не выдержал и, вернувшись в Самару, в 1919 году закончил техникум. Одновременно с занятиями живописью Ефанов увлекался театром, участвуя в работе драматической студии при Самарском городском театре, и проявлял при этом незаурядные артистические способности. В его жизнь прочно вошло искусство, вне которого он уже себя не мыслил. Встал вопрос, чему отдать предпочтение — стать актёром или художником? Победила любовь к живописи. Желание стать профессиональным художником привело Ефанова в 1920 году в Москву. Он сделал попытку поступить во Вхутемас, но и она оказалась безрезультатной. Все же он стал посещать так называемую Вольную Академию художеств, руководимую старейшим мастером русской реалистической живописи А. Е. Архиповым, а затем, с 1921 по 1926 год, занимался в частной студии ученика И. Е. Репина и П. П. Чистякова, профессора Д. Н. Кардовского.

Уроки, беседы и личный творческий пример учителя способствовали формированию мировоззрения и художественных интересов Ефанова, а исключительное трудолюбие помогало ему успешно овладевать профессиональным мастерством. Вспоминая об этих годах, Ефанов говорил: «Он учил нас творчески мыслить... самостоятельно думать над образом. Суждение учителя не подавляло, он никогда ничего не навязывал и неутомимо старался научить нас видеть красоту и значимость изображаемого.  Учёба у таких мастеров, как Архипов и Кардовский, помогла Ефанову счастливо избежать модных течений, заложила основы творческого метода и определила реалистический путь развития его искусства.

В 1926 году Ефанов начал как художник-график сотрудничать в журналах «Смена», «Пионер», «Красноармеец и краснофлотец», в газете «Красная звезда». Однако его больше влекла живопись. В 1928 году Ефанов написал первую картину «Подвиг Г. И. Котовского», которую сам считал своей дипломной работой. Она экспонировалась на выставке, организованной к 25-летию художественной и педагогической деятельности Кардовского. К сожалению, картина эта не сохранилась, и в 1932 году художником к выставке «XV лет РККА» был создан её вариант под названием «Ликвидация антоновщины». Полотно еще во многом несовершенно, характеры действующих лиц лишь намечены. В решении отсутствовала та внутренняя содержательность, которую требовала тема. Но уже сам факт обращения к историко-революционной теме говорил о серьёзных задачах, которые ставил перед собой молодой живописец.

В 1934 году Ефанова пригласили принять участие в создании панорамы и комплекса диорам «Штурм Перекопа» вместе с такими выдающимися мастерами советской живописи, как Г. К. Савицкий, Б. В. Иогансон. А. А. Пластов, Г. Н. Горелов, А. В. Моравов и другие. Художникам выделили большое помещение. Здесь же они работали над своими произведениями к выставке «Индустрия социализма». Именно в мастерской «Штурм Перекопа», по словам самого Ефанова, он прошел настоящую школу как художник и перешёл от ученичества к творчеству. Здесь в 1936— 1937 годах Ефановым было создано одно из наиболее значительных его полотен — картина «Незабываемая встреча», изображающая руководителей Коммунистической партии и Советского государства с женщинами-общественницами на совещании в Кремле. Картина решена как парадный и торжественный групповой портрет, совмещающий в себе внимательную характеристику каждого из изображённых в ней людей с нарядностью общего композиционного строя. Она как нельзя лучше раскрывала особенности творческого метода Ефанова. В поисках выразительного художественного образа он исходил из документально верного изображения предметного мира и облика нового героя — советского человека, хозяина своей судьбы. Это произведение было одним из наиболее типичных для тех лет, где тема современности прозвучала с большой убедительной силой.

В 1941 году за картину «Незабываемая встреча» Ефанов был удостоен Государственной премии СССР.

Те же качества присущи и другому групповому портрету, исполненному художником в 1938 году к выставке «XX лет РККА», «Встреча слушателей Военно-Воздушной академии им. Н. Е. Жуковского с артистами театра им. К. С. Станиславского». Сюжет картины — выступление великого русского и советского актера и режиссёра Станиславского перед собравшимися за праздничным столом летчиками и артистами. Приподнятость и торжественность момента подчеркнута парадным интерьером с белыми колоннами,  ярким светом, нарядными платьями  актрис.

В 1939 году на выставке «Индустрия социализма» экспонировались еще две работы, выполненные Ефановым в 1937 году. Это «Портрет наркома тяжёлой индустрии Г. К. Орджоникидзе», в образе которого с большой достоверностью раскрыты мудрость и революционная страстность государственного деятеля, его глубокая человечность, и полная обаяния картина-портрет «На новой родине», о судьбе маленькой девочки испанки, нашедшей свою вторую родину на советской земле.

В 1936 году героическая Испания сражалась с фашизмом за свободу и демократию. Сотни детей остались без крова и хлеба, многие потеряли родителей. И тогда Страна Советов, верная своему интернациональному долгу, приняла детей испанских патриотов, чтобы дать им возможность спокойно жить и учиться. Ефанов, необыкновенно чуткий ко всему, что происходило в мире, откликнулся на эти события своей картиной, С большой теплотой художник воплотил в картине очарование детской непосредственности, жизнерадостности. Это состояние усиливается ярким солнечным освещением и буйством зелени, на фоне которой изображена маленькая испанка. Умелая передача световоздушной среды, игра рефлексов, контрастность сильных и звучных цветов свидетельствуют о большом живописном мастерстве художника.

1939 год был для Ефанова годом напряжённого творческого труда. Он написал картину «В. И. Ленин и А. М. Горький в Горках», несколько живописных и графических портретов, а также работал над большим монументальным панно; «Знатные люди Страны Советов» для советского павильона на Всемирной выставке в Нью-Йорке. Над этим панно под его руководством трудились художники А. П. Бубнов, Т. Г. Гапоненко, Д. А. Шмаринов, А. А. Пластов,, Г. Г. Нисский и другие. Для установки панно Ефанов выезжал в Нью-Йорк, а на обратном пути сделал остановку во Франции, Поездка в США и Францию дала ему возможность познакомиться с творениями великих мастеров прошлого. Современное же искусство Запада не нашло отклика в душе художника. В своих воспоминаниях Ефанов писал: «Как на выставке, так и в музеях США и Франции, хранящих произведения современного искусства, меня глубоко поразила полнейшая бессодержательность, бестемность, бесхребетность произведений современных художников буржуазии. Они бегут от жизни, от реальности, от настоящего живого человека, они измышляют, выдумывают что-то, часто весьма непонятное и маловыразительное» .

Началась Великая Отечественная война, определившая иной круг тем и сюжетов,, которые завладели художником. С конца 1941 года Ефанов жил на родине, в Куйбышеве. Несмотря на перенесённую им тяжёлую болезнь, художник не оставлял творческой работы. Он написал ряд картин: «Танковый бой в Севастополе», «У могилы товарища», «Хищники», «Уличный бой», которые экспонировались в 1942 году на его персональной выставке. К числу наиболее интересных произведений тех лет принадлежит большое полотно «Сталинград» (1943), в основу которого легли впечатления от поездки в район Сталинграда накануне решающей битвы. Будучи непосредственным очевидцем грандиозного сражения, художник сделал много натурных зарисовок, исполнил ряд графических портретов воинов-героев.

В 1944 году Ефанов заканчивает начатую им ещё в 1940 году картину «У постели больного А. М. Горького». Она стала определенным этапом в его творчестве. Ясное композиционное решение, глубина и выразительность характеристик, эмоциональный живописно-пластический язык слились, здесь в единый законченный художественный образ. Картина была высоко оценена советской общественностью и стала событием советского искусства 1940-х годов. В 1946 году она была удостоена Государственной премии СССР.

В годы Великой Отечественной войны Ефанов написал портреты Героя Советского Союза Воинова  (1942), генерал-лейтенанта А. А. Игнатьева  (1942), санинструктора  X. Г. Шамян (1943), старшего лейтенанта Казаченко (1943), народного художника Грузинской ССР Я. И. Николадзе (1944).«Портрет генерал-лейтенанта А. А. Игнатьева» привлекает своей строгой композицией и изысканной цветовой гаммой. В облике советского военачальника акцентированы его интеллигентность, волевой характер, тонкий и острый ум. Но, пожалуй, самым проникновенным является «Портрет матери» (1942). В нём художник поднимается до философского обобщения, воссоздав образ простой русской женщины, на плечи которой легли все тяготы военного лихолетья. Портрет отличается глубиной психологической характеристики и высокими художественными достоинствами. Сдержанная колористическая гамма передает атмосферу покоя и внутренней сосредоточенности.

В конце 1940-х—начале 1950-х годов Ефанов вновь обратился к созданию многофигурных портретных композиций. В 1947 году наша столица отмечала свое 800-летие и была награждена орденом Ленина. Это событие нашло отражение в большом монументальном полотне «Передовые люди Москвы в Кремле», выполненном Ефановым с группой молодых художников (С. И. Дудник, Ю. П. Кугач, К. М. Максимов, В. Г. Цыплаков). В картине предстает целая портретная галерея известных всей стране людей — учёных и артистов, передовых рабочих и общественных деятелей, генералов и офицеров Советской Армии.

Для картины художниками была написана е натуры большая серия портретов. Отмеченные глубиной и выразительностью индивидуальных характеристик, эти работы имеют самостоятельное художественное значение. Кисти Ефанова принадлежат портреты авиаконструктора А. М. Люльки, Героя Социалистического Труда В. Т. Осипова, депутата Верховного Совета СССР Т. В. Фёдоровой и заместителя секретаря комсомольской организации Метростроя Т. К. Рожковой.

В одухотворенном, полном задора и жизненной энергии образе Рожковой раскрыты типические черты, присущие советским комсомольцам 40-х годов, которые с огромным энтузиазмом восстанавливали  разрушенное  войной хозяйство.

Искусству послевоенного периода было свойственно стремление к типизации явлений действительности. События большой общественной значимости художники запечатлевали в монументальных полотнах. Реальный факт — обсуждение плана преобразования природы виднейшими учеными нашей страны — лежал в основе другого монументального полотна — «Заседание Президиума Академии наук СССР» (1951). В нем получил дальнейшее развитие один из труднейших жанров — жанр групповой портретной композиции. Над созданием картины вместе с Ефановым работали А. М. Грицай, Л. С. Котляров, К. М. Максимов, Б. В. Савицкий, П. Ф. Судаков и Б. В. Щербаков. Эта трудная и ответственная задача была успешно решена коллективом художников.

В процессе работы Ефанов написал портреты президента Академии наук СССР А. Н. Несмеянова, главного ученого секретаря Президиума АН СССР А. В. Топчиева и Героя Социалистического Труда академика А. И. Абрикосова, отличающиеся высоким мастерством исполнения.

В послевоенные годы портрет остался ведущим жанром в творчестве Ефанова. Именно здесь наиболее полно раскрылось дарование художника. Стремление понять главное в характере своего современника, раскрыть богатство его духовного мира типично для большинства произведений Ефанова.

Созданная художником в конце 1940-х годов галерея образов прославленных мастеров советской сцены, народных артистов СССР П. М. Садовского и Е. Д. Турчаниновой, А. А. Остужева и А. А. Яблочкиной, М. С. Нарокова и Е. Н. Гоголевой отмечена приподнятостью и творческой одухотворённостью.

 

Интересными по психологической выразительности представляются портреты авиаконструктора А. А. Микулина, Председателя Президиума Верховного Совета Латвийской ССР профессора А. М. Кирхинштейна и выдающегося государственного деятеля А. А. Жданова. Одной из лучших работ Ефанова в этом жанре стал портрет старейшего русского советского художника. В. Н. Бакшеева (1953), выполненный в лучших традициях русской реалистической живописи. Портрет предельно прост по композиции. Бакшеев изображён сидящим в глубоком кресле, со сложенными на коленях руками. Всё внимание сосредоточено на лице художника, выделяющемся на светло-сером нейтральном фоне. Живописная манера письма, основанная на пластической лепке формы, подчеркивает объемность головы, высокий лоб, обрамленный пушистыми волосами, крупный нос и глубоко сидящие усталые глаза. В образе Бакшеева раскрыта та внутренняя гармония, которая говорит о мудрости художника, прожившего большую творческую жизнь. Дополняют характеристику образа великолепно написанные большие, натруженные руки старого мастера.

Ефанов придавал большое значение изображению рук. В его портретных композициях они рассказывают не только о профессии человека, но и служат важным средством в раскрытии его духовного облика и характера.

1950-е годы были исключительно плодотворными в творчестве Ефанова. К этому времени относится целый ряд живых, правдивых художественных образов — заслуженного артиста РСФСР А. А. Михайлова, Героя Социалистического Труда академика П. Л. Капицы, Героя Советского Союза лётчика-испытателя Ю. А. Добровольского, художницы А. П. Суворовой.

Особое место среди работ этих лет занимает полотно «Дедушка с внучкой» (1957). Личность М. И. Курилко, одарённого театрального художника, воплощена с большой достоверностью и живописным темпераментом. Остро схвачены индивидуальные черты модели, подчеркнуты интеллект и артистизм натуры художника, выраженные в красивом одухотворенном лице, позе, движении руки, держащей сигарету. Портрет раскрывает внутреннее единство мудрой старости и нежной детской доверчивости. Колористическое решение полотна, построенное на сочетании сильных контрастных пятен красного, черного и белого цветов, придает ему мажорное, жизнеутверждающее звучание.

Эта работа была отмечена бронзовой медалью на Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 году.

В 1952 году Ефанов совершил творческую поездку в Индию. Более трёх месяцев провел он в этой дружественной нам стране, только что освободившейся из-под колониального гнёта. Индия поразила воображение живописца своими контрастами: великолепием национальных памятников архитектуры, роскошью дворцов и вилл и вместе с тем ужасающей нищетой и обездоленностью простых людей. С горячим интересом стремился художник постигнуть и передать своеобразие быта и культуры Индии, её народа, избегая при этом увлечения экзотикой. Результатом поездки явилась большая серия этюдов под названием «Народные типы Индии». В этих работах запечатлены образы людей разных профессий и социальных слоев общества. В них художника интересуют не только национальные черты, но прежде всего внутренний мир людей. «Студент-индиец», «Индиец-официант», «Рабочий-железнодорожник», «Сидящий мусульманин» — это все образы людей, исполненных большого достоинства, подлинной человечности. С глубокой любовью к натуре, пониманием её пластических особенностей написана «Девушка-кули в горах». Особой образной выразительностью и высоким живописным мастерством отличаются «Индиец в чёрной чалме» и «Повстанец в красной повязке». Эти этюды были выполнены  художником к задуманной им картине «Герои Телленгана», которая не была осуществлена.

Ефанов написал также несколько этюдов, отличающихся смелой, свободной манерой письма, звучностью и цельностью колористического строя: «Священный город Бенарес», «Базар в Джайпуре», «Женщины индианки у колодца», а также небольшой пейзаж «Вершины Конченджанга. Гималаи», в котором сумел передать эпическую величавость природы Индии.

Не менее плодотворной была для Ефанова и творческая поездка в Монгольскую Народную Республику в 1954 году. За сравнительно короткий срок художник собрал значительный этюдный материал. Типические черты национального характера с большой жизненностью и художественной силой раскрыты в ряде этюдов-портретов лучших представителей монгольского народа — писателя Бямбына Ринчена, депутата Великого Народного Хурала Ток-Тоха, знатного шахтера Дважаба, партизана Шарафа.

Национальным своеобразием проникнуты и две жанровые картины, созданные впоследствии Ефановым,— «В Монголии. Ответа жду» и «В Монголии. Отец и сын» (1966), в образном решении которых значительную роль играет пейзаж. В обеих картинах чувствуется живое ощущение увиденной художником самобытной жизни монгольского народа. С начала 1960-х годов Ефанов много работал в жанре пейзажа, как в технике масляной живописи, так и в пастели. Его пейзажи, как правило, невелики по размеру, но в каждом из них создан поэтический и одухотворенный образ природы. Лирический склад дарования художника, глубоко чувствующего красоту русской природы, особенно отчётливо проявился в пейзажах средней полосы России. Исключительной тонкостью живописного решения выделяются работы «Шоссе. Снег идет» (1959), «Подмосковье зимой» (1960), «Ока. Серый день» (1972). «Баньки», «Осень. Окраина деревни» (1974).

Совершенно в ином живописном ключе выполнена серия городских пейзажей и памятников архитектуры городов Италии, где художник побывал несколько раз. Лучшие из них — «Венеция. Большой канал» (1964). «Флоренция. Понте Веккио» (1965), «Рим. Форум в лунную ночь», «Флоренция. Палаццо Веккио» (1965), «Ассизи» (1975), с их эмоционально напряженным колоритом, дают почувствовать своеобразную прелесть природы и красоту памятников архитектуры Италии.

Заметное место в творчестве Ефанова занимал рисунок. Художник изучал натуру, рисовал обнажённую модель, делал наброски, но главным для него всегда оставался человек. Для создания портретных рисунков он умел точно выбрать изобразительные средства — сангину или уголь, графитный или итальянский карандаш, акварель или пастель, которые с наибольшей полнотой могли выразить сущность портретируемого. К сожалению, ранних рисунков сохранилось немного, они погибли во время Великой Отечественной войны. Но и в известных нам листах, таких, как «Мужская голова» (1923), «Автопортрет», «Портрет мужчины в профиль» (1924), «Портрет Е. Д. Морозовой» (1930), чувствуется незаурядный рисовальщик. Портретное сходство в них сочетается с выразительностью и красотой линий.

Особенно выделяется мастерством исполнения и острой характеристикой «Портрет Е. Д. Морозовой», выполненный сангиной. Художник передает самые существенные черты модели — удивительно лучистые, ясные глаза, губы, чуть тронутые улыбкой, гладко зачёсанные волосы. Моделировка формы достигается мягкой светотенью, и только тонкая чистая линия, очерчивающая овал лица, графически чётка. Здесь художник создаёт не только на редкость женственный и поэтический образ молодой актрисы, но типический образ человека 30-х годов.

 

Среди графических автопортретов наибольший интерес представляет «Автопортрет» (1942), отличающийся тонкой психологической трактовкой образа. Впервые Ефанов использует пастель, к которой станет обращаться особенно часто в последующие годы и достигнет в работе с ней большого совершенства.

В 60—70-х годах графические портреты Ефанова становятся необыкновенно глубокими и проникновенными. Остротой и меткостью характеристики отмечен рисунок «Колька»; очень богатый индивидуальный мир раскрывается в портрете Гали Христенко, где Ефанов, используя возможности угля, сочетает графичность и живописность, линию и пятно.

К этому времени относится целый ряд его лучших рисунков: «Портрет Наташи Ефановой» (1963), «Портрет художника Ф. В. Киселёва» (1964), «Портрет художницы Т. Г. Ливановой» (1966), «Портрет Н. Г. Антокольской» (1975). Все они выполнены твёрдой и уверенной рукой большого мастера, безошибочно чувствующего и передающего форму. В них сразу угадывается ученик Кардовского, заветам которого Ефанов оставался верен до конца жизни.

Обширную и разнообразную галерею образов наших современников создал в эти годы художник и в живописи. Значительным достижением в области психологического портрета стал портрет И. В. Курчатова. Выдающийся учёный нашего времени запечатлён в своем кабинете за рабочим столом. Портрет поражает своей экспрессией. Скупыми выразительными средствами, остродинамичной композицией переданы напряженность мысли учёного, его неистовый характер творца. Образы людей труда нашли своё воплощение в портретах Героя Социалистического Труда доярки С. К. Крыловой, машиниста депо Москва-Сортировочная С. С. Шманева, работницы Первого часового завода комсомолки Л. Чернобровой, сержанта А. Татьянина.

Пристально и внимательно вглядываясь в каждую модель, художник сумел найти в ней особенности внешнего облика, раскрыть богатство духовного мира, подчеркнуть общественную значительность личности и тем самым создать типический образ нашего современника, активного строителя коммунизма. Обширная портретная галерея, созданная Ефановым, запечатлела образы людей разных поколений, профессий и национальностей, несущих в себе приметы своего времени, нашей социалистической эпохи, и в этом её непреходящая ценность.

Велика роль Ефанова и как педагога. Более тридцати лет он сочетал творческую работу с педагогической деятельностью. В 1948—1957 годах Ефанов являлся профессором кафедры живописи и руководил мастерской в МГХИ имени В. И. Сурикова, а с 1959 года и до конца жизни преподавал живопись на художественно-графическом факультете МГПИ имени В. И. Ленина. Он воспитал немало талантливых живописцев, многие из которых стали известными мастерами советского изобразительного искусства. Ефанов учил молодёжь не только профессиональному мастерству. Его замечательным качеством педагога было умение развивать у молодых художников способность подмечать яркие и характерные проявления нашей действительности, пробуждать интерес к окружающей их жизни, ибо жизнь для него самого была истинным и глубоким источником творчества.

 

 

  Н. И. ГОРЯНИНА

 

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru СОВЕТСКАЯ ЖИВОПИСЬ
..