Советская живопись

Найти картину по теме или автору По цене от до рублей

МОСКОВСКИЙ ХУДОЖНИК НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ ГОРЛОВ

Н.Н. Горлов «Автопортрет» 1976 г.
Н.Н. Горлов «Автопортрет» 1976 г.

 

     Я хорошо помню известного московского художника Николая Николаевича Горлова. Они с моим отцом, Владимиром Георгиевичем Гремитских, вместе учились в институте и дружили до конца жизни.

     Николай Николаевич Горлов родился в 1917 году в Омске. Он рано остался круглым сиротой и после непродолжительной жизни в семье дяди попал в местный детский дом. Порядки там были точь в точь такие, как описаны в бессмертном романе Ильфа и Петрова «12 стульев». Дети вечно недоедали, ходили голодные и оборванные, ну, Колька Горлов и сбежал оттуда. Потом он долго беспризорничал, воровал, стал профессиональным карманником.

     «Помню, - рассказывал он на 50-летии моего отца, - приехал я в Москву в мае месяце на крыше товарного вагона, замёрз как цуцик, а на перроне доски такие гладкоструганные, тёплые. Я по ним босыми ногами иду, жмурюсь от удовольствия! И тут мне на плечо чья-то тяжёлая лапа, бац! Чекисты! И отправили они меня прямиком в колонию к Макаренко в коммуну № 2.»

     Было это уже в 1934 году. В коммуне Горлова почти сразу зачислили в оркестр барабанщиком, стали обучать столярному делу. Вскоре он уже мог самостоятельно сделать шкаф со всеми, полагавшимися тогда, резными украшениями. Но самое главное, он стал в коммуне заниматься в изостудии под руководством А.П. Хотулёва.

     Уже в 1936 году на выставке в Москве было выставлено двадцать работ Николая Горлова маслом, карандашом, углем и пером на тему о беспризорниках. В это число входили и пейзажи, сделанные им в окрестностях коммуны.

     К пребыванию Николая Горлова в коммуне относится весьма курьёзный случай, описанный А.С. Макаренко в его «Педагогической поэме». Приехал к ним в коммуну А.М. Горький, привёз с собой гремевшего тогда на весь мир французского писателя Ромена Роллана с супругой. Был у француза красивый, такой, золотой брегет на толстой золотой цепочке. Хотел было Ромен Роллан на время посмотреть, а рыжим бочатам ноги приделали!  Тогда Макаренко собрал вокруг себя всех воспитанников и предложил под угрозой роспуска коммуны вернуть часы владельцу, дав на это 2 минуты.

«Тут ребята, - рассказывал Николай Николаевич Горлов на том же юбилее, - ну, давай меня под микитки толкать! Делать нечего! Через минуту с четвертью, ребята по часам заметили, я сзади подошёл к французу, положил ему часы назад в кармашек, а для форсу ещё и цепочку к брюкам пристегнул.» Тогда Антон Семёнович Макаренко не стал допытываться кто это сделал, а нам, вот, Николай Николаевич рассказал.

     Не знаю, правду ли он рассказывал, но при этом он умудрился незаметно вытащить у моего отца бумажник из кармана пиджака, демонстративно положил его перед собой на стол, а потом также незаметно вернул бумажник обратно отцу в карман. Мы все сидели за большим круглым столом, во все глаза глядели на Николая Николаевича, слушая его рассказ, и ничего не заметили! «Помнят пальчики-то, - смеялся он, - а уж больше 30 лет как не воровал!»  Надо сказать, что «пальчики» были у него толщиной с сардельку, а сам Николай Николаевич Горлов был здоровенный детина, который никогда ничем не болел.

     Болел, правда, один раз в жизни, но уж такой редкой болезнью, что во всём мире было только 5 или 6 таких случаев. Грибок у него какой-то в крови завёлся. Со всего мира, из Америки, из Европы врачи к нему приезжали, лекарства привозили. Еле выжил. У уникального человека и болезнь была уникальная! Интересно, сейчас бы стали с ним так возиться?

     Впрочем, пора сказать о Николае Николаевиче Горлове и как о художнике.

В 1937 году директор Художественного института им. В.И. Сурикова Игорь Эммануилович Грабарь посетил коммуну имени Дзержинского и, увидев работы Николая Горлова, зачислил его безо всяких экзаменов сразу на 2-й курс института.

     В Суриковском институте Николай Николаевич Горлов был учеником таких знаменитых советских художников как Борис Владимирович Иогансон и Сергей Васильевич Герасимов. Свою дипломную работу «Штурм Зимнего дворца» он написал в 1942 году под руководством И.Э. Грабаря. В следующем, 1943 году, Николай Николаевич Горлов был принят в члены Союза художников.

     В 1963 году в Омске, на родине художника, была организована персональная выставка его произведений.

     В декабре 1979 года на выставке Объединения двенадцати московских живописцев в Москве на Кузнецком Мосту Николай Николаевич Горлов выставил 23 работы. Среди них мне особенно запомнились крымский пейзаж «Гурзуф» (1975 г.); женские портреты «Мать» (1957 г.), «Вика» (1958 г.) и «Таня» (1968 г.); тонкий весенний пейзаж «Весна. Саввинская слобода» (1968 г.); великолепный, дышащий морозом, зимний пейзаж «Таруса. Иней» (1973 г.); очень красивая работа «Крым. Интерьер» (1975 г.) и два осенних пейзажа «Московский кремль. Осень» (1968 г.) и «Московская Консерватория. Осень» (1973 г.) – одна из лучших его работ.

     Николай Николаевич Горлов много работал в жанре городского пейзажа, очень любил писать Москву. После него осталось множество московских пейзажей, самых разных мест Москвы, от небольших картонок до огромных холстов.

     Умер Николай Николаевич Горлов в так любимой им Москве в 1987 году. Ненадолго пережило его и Советское государство в один год с которым он родился, которое из него, вора и беспризорника сделало уважаемого человека и выдающегося художника.

 

     Не думайте, что у меня тоска по Советам, но было что-то такое в этом времени притягательное и героическое, жестокое оно было, это время, но люди были добрые, какие-то светлые и чистые. Вот по таким людям у меня и тоска.

 

Александр Гремитских

 

Картины Н.Н. Горлова:

 

Н.Н. Горлов «Изостудия коммуны имени Ф.Э. Дзержинского» Холст, масло.
Н.Н. Горлов «Изостудия коммуны имени Ф.Э. Дзержинского» Холст, масло.

 

Н.Н. Горлов «Гурзуф. Бухта.»  Холст, масло. 85х80 см
Н.Н. Горлов «Гурзуф. Бухта.» Холст, масло. 85х80 см

 

Н.Н. Горлов «Мать» Холст, масло. 125х100 см 1957 г.
Н.Н. Горлов «Мать» Холст, масло. 125х100 см 1957 г.

 

Н.Н. Горлов «Луна и море» Картон, масло. 50,5х35,5 см 1950-е годы
Н.Н. Горлов «Луна и море» Картон, масло. 50,5х35,5 см 1950-е годы

 

Горлов Н.Н. «М. Горький и А. П. Чехов слушают Ф. И. Шаляпина» Холст, масло.
Горлов Н.Н. «М. Горький и А. П. Чехов слушают Ф. И. Шаляпина» Холст, масло.

 

Н.Н. Горлов «В Ленинских Горках»  Холст, масло. 100х80 см  1965 г.
Н.Н. Горлов «В Ленинских Горках» Холст, масло. 100х80 см 1965 г.

 

Н.Н. Горлов «Москва. Кремль.»  Холст, масло.
Н.Н. Горлов «Москва. Кремль.» Холст, масло.

 

Н.Н. Горлов «Центральный парк культуры и отдыха весной» Холст, масло. 110х130 см  1978 г.
Н.Н. Горлов «Центральный парк культуры и отдыха весной» Холст, масло. 110х130 см 1978 г.

 

Н.Н. Горлов «Осень в парке ЦПКиО им. М. Горького»  Холст, масло.
Н.Н. Горлов «Осень в парке ЦПКиО им. М. Горького» Холст, масло.

 

 

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru СОВЕТСКАЯ ЖИВОПИСЬ
..