Стили и жанры
|
МОСКОВСКИЙ ЖИВОПИСЕЦ НИКОЛАЙ ТОЛКУНОВ (1917 – 1996)Николай Павлович Толкунов на выставке у одной из своих картин.
Заслуженный художник РСФСР Николай Павлович Толкунов родился в 1917 году в деревне Новосурино Московской области. Художественное образование получил в Московском полиграфическом техникуме (1931-1935 гг.) и в Московском государственном художественном институте имени В.И. Сурикова на отделении живописи под руководством Петра Дмитриевича Покаржевского и Сергея Васильевича Герасимова (1936-1942 гг.). С 1938 года Николай Павлович Толкунов становится постоянным участником московских, республиканских и всесоюзных выставок. В 1943 году был принят в члены Союза художников. В 1974 году Н.П. Толкунову присвоено звание заслуженного художника РСФСР. Начиная с 1960 года, Николай Павлович Толкунов длительное время преподавал рисунок в Московском архитектурном институте, ему было присвоено звание профессора.
В 70-80-е годы теперь уже прошлого столетия в Москве существовало теперь уже прочно забытое Объединение двенадцати московских живописцев. В это художественное объединение входили широко известные в ту пору мастера советской живописи, такие как Василий Кириллович Нечитайло, Юрий Петрович Кугач, Владимир Георгиевич Гремитских, Константин Мефодьевич Максимов, Виктор Григорьевич Цыплаков, Николай Константинович Соломин, Николай Николаевич Горлов, Мария Владимировна Савченкова, Ольга Григорьевна Светличная и Иван Сергеевич Сошников, Михаил Филиппович Володин и Николай Павлович Толкунов.
В то время «пробить» выставку было довольно сложно. Этим объясняется то, что далеко не всем художникам довелось увидеть свою персональную выставку. Мой отец, Гремитских Владимир Георгиевич, например, так и умер, не дождавшись своей персональной выставки, хотя много лет стоял на очереди. Такая же судьба выпала, к сожалению, и Николаю Павловичу Толкунову. Тем не менее, первая выставка Объединения двенадцати открылась в декабре 1979 года в Москве, в выставочном зале Союза художников на Кузнецком мосту. Вторая выставка этого объединения прошла там же через три года – в 1982 году по многочисленным просьбам простых советских людей. Но на этом, к сожалению, всё кончилось. Больше зала не дали. А какое объединение художников без выставок? Объединение, к сожалению, распалось.
У меня сохранился каталог той памятной выставки 1979 года. Николай Павлович Толкунов выставил тогда 32 свои картины маслом, больше чем любой другой из участников, охватывавшие период творчества художника с 1942 по 1978 год. Особенно мне запомнился большой, 120х100 см «Портрет художника Николая Николаевича Горлова» (1960 г.). Видел я много раз этот портрет и впоследствии. Думаю, это лучший мужской портрет работы Н.П. Толкунова. На нём Н.Н. Горлов сидит в кресле в мастерской своего друга Николая Толкунова. Кажется, он только что заскочил к другу в мастерскую «на минуточку», как был, в пальто и шапке, так и плюхнулся в кресло, сидит там и о чём-то рассуждает. Живой поворот головы, движение губ, жест левой руки – всё ухвачено и передано в совершенстве. Видно, что человек не просто сидит и позирует, а именно находится в процессе интересующего его разговора. Вот это мастер!
Экспонировался на этой выставке и тонкий по своему колориту натюрморт с цветами Николая Павловича Толкунова. Он назывался «Букет «Золотой шар» (х.м. 90х73 1969 г.). В каталоге его чёрно-белая репродукция, а я до сих пор помню чудесную прозрачную гамму натюрморта и яркие жёлтые золотые шары – цветы тогда весьма распространённые на подмосковных дачных участках. Помню красивый зимний пейзаж «Ростов Великий» (х.м. 65х80 1968 г.). Там изображена улица, ведущая к Ростовскому Кремлю. Но как был написан снег! Просто чудо! А летний пейзаж! Он назывался «Пейзаж с облаками» (к.м. 50х70 1957 г.). Жаркий летний день, по небу плывут белые облака, картина просто дышит спокойствием, гармонией и красотой. Жаль что такой замечательный художник сегодня мало известен широкой публике.
Александр Гремитских
|