Стили и жанры
|
Советский художник Григорий Шегаль28.12.2015
Григорий Михайлович Шегаль родился в 1889 году в городе Козельске Калужской губернии. Отец Григория умер рано, поэтому мальчик вынужден был сам зарабатывать на жизнь. При этом он посещал Рисовальную школу Общества поощрения художеств. Там получил начальное художественное образование у преподавателей Н. К. Рериха и А. А. Рылова. Проучившись около четырёх лет, закончил школу в 1916 году. Потом Григория Шегаль обучался в Академии художеств по мастерской Г. В. Залемана и, впоследствии, И. Я. Билибина. В 1925 году Г.М. Шегаль поступил во ВХУТЕМАС в Москве, где он завершил своё художественное образование у А. В. Шевченко. Ещё до поступления в это учебное заведение начинающий художник показал широкой публике свои картины на выставке объединения «Бубновый валет». После того как он закончил ВХУТЕМАС, началась активная творческая работа в таких объединениях, как Ассоциации художников революционной России (АХРР), «Московские живописцы» и «Общество московских художников». Ассоциации художников революционной России (АХРР) продержалась дольше всех, она прекратила своё существование только в 1932 году. Это объедение к концу 1920-х годов стало самой мощной художественной группировкой потому, что активно поддерживалось государством. Именно эта Ассоциация была предшественником и базой Союза художников СССР. Период работы в АХРР был особенно плодотворен для художника. В 1935 году Григорий Михайлович Шегаль провёл свою первую персональную выставку, где была представлена его масляная живопись. Шегаль - автор многих картин на бытовые темы. Кроме этого, ценителям изобразительного искусства он оставил много работ, посвящённых Средней Азии, которую он изъездил вдоль и поперёк. Хочется отметить такие его рисунки "Татарка", "Старуха" и "Молодой киргиз", выполненные в 1931-1932 годах. Все три работы хранятся в коллекции Екатерины Матусевич в Москве. Остальные его картины находятся в других частных собраниях, а также в художественных музеях в разных городах России. В 30-е годы художник много ездил по Советскому Союзу, бывая на основных стройках страны. Григорий Шегаль оставлял на холсте визуальное отражение событий, происходящих на этих грандиозных стройках. Он был в числе тех, кто стоял у истоков, тогда ещё нового для нашего изобразительного искусства, жанра - индустриальный пейзаж. Художник много работал над темой дружбы народов СССР. Работы «Казахи-фабзайчата», «Горская молодёжь на призыве в РККА», «Новый товарищ» и «Путь свободен» являются ярким примером его творческой деятельности в этой области. Не обошёл Григорий Михайлович Шегаль стороной и историко-революционную тему. В этом направлении им создаются всего две картины, которые позже становятся известными в среде широкой публики. В основе одной из этих работ лежит эпизод, который случился во время Гражданской войны. Картина «Расстрел железнодорожников колчаковцами в Кизиле в 1919 году» получилась очень эмоционально сильной. Другая его работа «Бегство Керенского из Гатчины в 1917 году» была специально написана для выставки «XX лет РККА и Военно-Морского Флота». На картине развёртывается историческая драма - широко известный случай, имевший место в действительности, где Керенскому помогают переодеться в одежду медсестры для гарантии успеха побега. Сохранилось много интересных работ художника, выполненных до Великой Отечественной войны. Среди них крымские пейзажи «Серебряный день. Крым» (1940) и «Оливы утром» (1938), отличающиеся своеобразным изображением на холсте тонкостей игры цветовых и световых явлений в природе. В 1940 году Григорий Михайлович Шегаль, ведший большую преподавательскую работу, удостоился звания профессора живописи. В Великую Отечественную войну судьба снова забросила художника в Среднюю Азию вместе с другими эвакуированными преподавателями и студентами Суриковского института. Иногда ему доводилось выезжать в прифронтовые районы, где всё вокруг было разрушенным и искалеченным войной. Эти поездки оставили тяжёлый след в душе Григория Михайловича. После них он ещё больше стал ценить жизнь и любить родную землю. Его послевоенные работы, выполненные в традициях русского реалистического искусства, содержат в основном пейзажи природы средней полосы СССР. Г. М. Шегаль с 1937 до начала Великой Отечественной войны преподавал в Московском государственном художественном институте им. В.И.Сурикова, а после войны - во ВГИКе. Скончался Григорий Михайлович в 1956 году в Москве. На сайте «Советская живопись» можно купить не только его работы, но и другие картины советских художников.
Рустем Массаров |