Советская живопись

Найти картину по теме или автору По цене от до рублей

Московский художник Юрий Петрович Цыганов

16.03.2016

Будущий художник Юрий Петрович Цыганов родился 14 апреля 1923 года в городе Саратове.

 Участвовал в Великой Отечественной войне. Участвовал в боях при снятии блокады города Ленинграда. Когда немцы пошли на прорыв, он, командуя зенитной батареей, не растерялся и приказал развернуть орудия, после чего атака была отбита. Цыганову хотели дать орден, но, к сожалению, ему его обвинили в растрате неприкосновенного боекомлекта без приказа. В другой раз ему удалось сбить 8 вражеских самолетов, имея в действии только два зенитных орудия. Также Цыганов принимал участие в Рижской операции.

Его прозвище было Усы, так как некоторым его подчинённым было за сорок лет, а самому Цыганову – двадцать один, и чтоб казаться старше, он отпустил усы. Все его любили и уважали, но не из-за того, что он имел особый военный талант. Будущий художник абсолютно не умел командовать и не любил это дело, но он умудрялся состоять в дружеских отношениях со всеми.

Был осужден в 1944 году: лейтенант Цыганов обнаружил цистерну со спиртом, которую потом растащили по всей дивизии. Он пробовал его и сам, но, не заметив ничего подозрительного, разрешил раздать спирт бойцам, а спирт оказался метиловым. Никто не знал, как именно ему удалось выжить. Когда он вернулся в часть с ещё одним выжившим командиром - Воротниковым, их сразу обвинили в том ужасном происшествии. Многие считали Цыганова и Воротникова умершими, так как их тоже погрузили в машину, в которой увозили трупы. Суд был показательным, им почти уже вынесли приговор, но во время судебного процесса был предъявлен документ, в котором были перечислены его заслуги перед Родиной. После этого судьи отправились на совещание, скорее всего для того чтобы связаться с Москвой. Смертный приговор заменили на 10 лет заключения. Но после девяти месяцев Цыганов был оправдан, и его отпустили досрочно, вернув все награды и звания. Однако, он не захотел возвращаться в партию.

Юрий Петрович переехал в небольшой городок Сетунь, который тогда находится в Московской области (теперь это район Москвы). Там он встретил красивую девушку, на которой женился. Они воспитали двух детей.

Ю.П. Цыганов имел талант к рисованию, и его мечтой было поступление в учебное заведение, где бы он мог развить свои способности. Сначала он обучался в полиграфическом институте. Затем поступил в Московский институт прикладного и декоративного искусства. Про это учебное заведение он узнал от Андриана Борцова, своего друга. Учился на монументальном отделении. Первым его наставником был Александр Александрович Дейнека – знаменитый советский живописец и скульптор. Поскольку Дейнека был довольно своенравным человеком, при поступлении студентов он не учитывал мнения других, а только своё. Кроме того, его совершенно не интересовали оценки. С Ю.П. Цыгановым учились такие известные в будущем художники как Васнецов, Милюков, Мерперт. Вторым же его учителем был Пётр Митрофанович Шухмин – известный живописец и педагог.

Будучи студентом, художник жил очень бедно. О комфортной мастерской он даже и не мог подумать, работал в крохотной комнатушке.

Первая картина художника, которая получила признание - «Стасов, среди русских художников», была написана в 1950-е годы. Глядя на эту работу можно сказать, что Цыганов был явно неравнодушен к творчеству музыкального и художественного критика Владимира Васильевича Стасова – этого гиганта художественной мысли, гремевшего некогда на всю Россию.

Картина едва не получила Сталинскую премию, но этого так и не произошло, потому что её написал студент 4-го курса. Но, несмотря на это, его работа была выставлена в Третьяковской галерее и висела рядом с картинами его наставников. Позже картину приобрел Музей реконструкции Москвы. После того как картину начали публиковать во многих журналах и даже в учебных пособиях, художник получил большую известность.

Говоря о критике современных художников, то они дают этой работе Юрия Петровича Цыганова немного иную оценку. Художница из Харькова, говорит, что в этой картине в стиле соцреализма, не чувствуется академических основ, и, вообще, создатель этой работы — посредственный художник.
Некоторые даже заявляют, что картину писал молодой, не имеющий особого таланта, но всё же желающий попасть в ряды Великих, художник.

Также, исходя из искусствоведческого анализа Йогана Голобрюхова, в написании этой картины существует множество погрешностей. Например, плитки на картине изображены под углом, хотя, судя по их направлению, они должны были быть размещены фронтально. Присутствует эффект наклона влево, потому что левый край нагружен такими объектами, как картины на стене и стул, которого можно было вообще убрать. Критик говорит, что тени тоже расположены не совсем правильно, ибо совсем непонятно где находится основной источник света.

Интересен факт, что постер этой картины был замечен на «барахолке» в Израиле человеком, который совершенно не был знаком с русским языком. Почему-то постер был сделан с картины, написанной акварелью, а не маслом. Фамилия автора была написана кириллицей, поэтому израильтянин не мог прочитать её.

Цыганов закончил институт с отличием. Оо окончании учебного заведения он сделал роспись драматического театра в Калинине

Вскоре он начал заниматься своим любимым делом - рисованием картин. 15 лет проработал Юрий Петрович Цыганов на Живописном комбинате, потом перешел в Монументальный комбинат, так как на старом месте у него начали появляться проблемы, связанные с заказами. Художник работал много, ему это давалось легко. Если он писал Крым, то его картина была пропитанная южной атмосферой, если Кавказ, то, конечно же, главным элементом были Кавказские горы; если тайга, то она никак не была похожа на леса Подмосковья. Его этюды были настолько реалистичными, что некоторые люди, наблюдая за красочными пейзажами, спрашивали себя, видели ли они нечто подобное на картинах Юрия Петровича Цыганова.

Одна из самых его масштабных работ была мозаика в Самарканде. Выполнял он эту работу с известным монументалистом СССР – Иваном Сергеевичем Влащиком. Стоит упомянуть, что сын Юрия Петровича тоже был одним из исполнителей работы. Это стало настоящей школой для молодого художника, так как он мог не только наблюдать за процессом, но и принимать участие в нём.

Ю.П. Цыганов был главным художником Художественного Фонда СССР. Что самое интересное, Юрий Петрович всегда умел хорошо сочетать свои обязанности на этом посту и творческую работу. Он управлял несколькими домами творчества и комбинатами и в то же время писал этюды.
Ю.П. Цыганов рисовал пейзажи в импрессионистическом стиле, но жанровых картин так и не было больше в его творчестве.

Художник всегда относился к своему делу с большой любовью. Его главной целью было не материальное благополучие, а возможность заниматься искусством. Он брался даже за самые незначительные заказы и готов был в любое время ехать в мастерскую через весь город. Кроме того, он всегда делился своими знаниями с сыном. Юрий Петрович Цыганов хотел, чтобы его сын видел мир не таким, как его передавали по радио или рассказывали в школе, а прекрасным и сокровенным, с множеством тайн и загадок. Но он никогда не пытался заставить сына идти тем же творческим путем, что и он сам, считая, что каждый художник – это личность, а подражание кому-то банально и неуместно.

Юрий Петрович Цыганов никогда не был жадным. Он всегда мог легко отдать свою работу, следуя принципу: «Нравится – забирай». Его любили и уважали многие - и художники, и офицеры, и даже заключенные, с которыми он пробыл 9 месяцев. Его сыну говорили, что Юрий Петрович был человеком с большой буквы. Все его работы были насыщены чуткой и светлой душой.

В жизни он был как не от мира сего. Никто никогда не знал точно, как он поступит в той или иной ситуации. К тому же художник был очень наивным и добрым, всегда легко доверял людям. Юрий Петрович Цыганов был хорошим примером для своего сына, который пытался впитать только самые лучшие качества отца. Художник всегда общался с людьми на равных, несмотря на должность, звание или их отсутствие. Внешность Ю.П. Цыганова соответствовала его характеру: у него был глубокий, но одновременно детский взгляд, большой лоб и взъерошенная борода.

Цыганов никогда не заботился о том, что думают про него другие люди, и вёл себя так, как считал нужным. Художник был неверующим, но в быту он иногда совершенно ошеломлял своего сына, разбрасываясь всякими комментариями об Иисусе Христе - что с ним случилось много столетий назад, и какова была его судьба на самом деле, на что обречена наша Вселенная и что нас ждёт в будущем.

На протяжении своей творческой карьеры Ю.П. Цыганов всегда пытался разгадать самые сокровенные тайны этого мира, занимаясь в каком-то смысле философией. Художник всегда рассуждал и говорил о «высоком». Может именно это делало его работы такими особенными и непохожими на другие.

Цыганов считал, что время - единственный показатель того, кто на самом деле гений, и какую именно оценку заслуживает каждый творец.

Художник был настолько помешан на своих картинах, что всегда носил с собой этюдник и палку, которая раскладывалась как стул. Причиной этого было то, что Ю.П. Цыганов пытался не упустить случая отобразить природу, будь то красивый закат или прекрасное утро – у него всегда получалось запечатлеть удачный момент.

Картины Юрия Петровича Цыганова разбросаны по многим музеям, даже по малоизвестным. В основном это акварели, которые на данный момент находятся в Государственном центральном музее современной истории России. Некоторые работы Ю.П. Цыганова имеются и в собрании московского коллекционера Александра Гремитских.

У художника был рак легких. Несмотря на страшную болезнь, он ни разу не жаловался на боли и до последнего оставался таким же жизнерадостным человеком. Его последняя работа была написана за три дня до смерти.

Умер Юрий Петрович 6 декабря 1994 года в Москве.

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru СОВЕТСКАЯ ЖИВОПИСЬ