Советская живопись

Найти картину по теме или автору По цене от до рублей

Выдающийся советский художник Андрей Гаврилович Лысенко

09.04.2016

Когда в июле 1916 года в семье донского казака Гаврилы Лысенко родился мальчик, названный Андреем, никто не мог себе представить, что родился художник, который в будущем составит славу России. Однако имя, данное в честь великого русского художника Андрея Рублева, стало пророческим. По воспоминаниям односельчан любимым занятием мальчика с малых лет было рисование угольком из печи фигурок людей и животных. Несмотря на тяжёлое время, мать, которая сама хорошо рисовала и замечательно пела, когда сын пошел в школу, купила ему краски и карандаши. В селе Сандата Ростовской области была только начальная школа, и Андрей уехал в город Сальск для получения дальнейшего образования.

Несомненный талант 12-летнего школьника заметила учительница рисования, и начались дополнительные занятия. И уже тогда сельский мальчишка поставил перед собой цель стать великим художником. Поступив после окончания средней школы в художественное училище города Краснодара (1931) юноша  начал обучаться изобразительному искусству на профессиональном уровне. Работы упорного трудолюбивого студента, обладающего несомненным талантом, сразу обратили на себя внимание педагогов, получивших образование в Петербургской Академии художеств.

В тридцатых годах прошлого столетия художественная жизнь Москвы была очень бурной, и выставочные залы переполняли произведения многих замечательных художников. Поэтому Лысенко принял решение продолжить дальнейшее образование в Москве. Вначале он поступил на художественный факультет Всесоюзного Института Кинематографии (1938 год), но быстро понял, что это не то, что ему нужно. Отправившись прямиком к замечательному художнику Игорю Грабарю, который тогда был директором Художественного института им. Сурикова, Лысенко показал свои работы и был принят на второй курс института. Талант молодого художника направлялся и шлифовался такими педагогами как Лентулов, Герасимов, которые сами были выдающимися художниками.

 Студенческие годы характеризовались интенсивной плодотворной работой по созданию произведений в разных жанрах. Это были городские пейзажи, портреты, многофигурные разноплановые композиции. Выдающиеся способности и талантливость позволили Андрею Лысенко стать первым в истории института стипендиатом имени Репина. С началом В.О.В. студент Лысенко хочет идти добровольцем на фронт, но согласно, постановления правительства талантливые студенты  были эвакуированы в Ташкент. В эвакуации под руководством Д. Моора создается ряд агитационно-массовых плакатов. Пребывание в Средней Азии внесло в творчество молодого художника новые тона мерцающих полутеней, контрастных ярких солнечных бликов и серебристого колорита.

Вернувшись вместе с институтом в 1944 году в Москву, Андрей Лысенко со страстью окунается в учебу. Его дипломная работа картина «Клятва» стала ярким событием в художественной жизни столицы, выставлялась в Государственной Третьяковской Галерее. В 1948 году она была удостоена Сталинской премии, и в этом же году Лысенко был принят в члены Союза Художников России.

Пятидесятые-шестидесятые годы стали временем активной творческой деятельности. Андрей Гаврилович много ездит по стране, собирает материалы. Любимым местом его работы становится Академическая дача художников под Вышним Волочком. Здесь ним было написано много замечательных пейзажей русской природы с её неброской задушевной красотой, создана портретная галерея, как известных людей, так и простых тружеников, с потрясающей точностью отображающая их характеры.

Многие картины были написаны в Москве («Новеллы», «Возвращение», «Песня», «Целинные просторы»), которые были основаны на этюдах, собранных художником при поездке на целину в 1954-56 годах. Картина «Песня» с ярким солнечным колоритом, наполненная радостью и свежестью, воспевает красоту девушек России, идущих с песней после трудового дня по золотистому пшеничному полю. Картины выставлялись в Москве, Франции, США, а репродукции были напечатаны во многих журналах, издавались альбомы и открытки.

Счастливые события в жизни художника – женитьба в 1950 году на красавице Маргарите, рождение дочери, вдохновляют его на создание новых шедевров. Портреты жены,  жанровые картины, портреты  дочери художника приобретены  государственными музеями и частными коллекционерами. Всемирную известность получила написанная в 1953 году картина «Купание ребенка». Простой сюжет в сочной звонкой гамме цветов буквально очаровывает при первом же взгляде на картину. Она экспонировалась в Париже, а сейчас экспонируется в Америке, издана в буклетах и открытках.

Особое место в творчестве художника занимает отображение революционных событий. Картина «Свершилось» с грандиозной композицией, написанная в 1967 году, воплотила представление народа о справедливости и навеяна знакомыми с детства рассказами отца, кавалера 4-х георгиевских крестов, о революции. После выставки в Манеже и Кремле с картины было сделано много репродукций, и она широко обсуждалась в печати.

Шестидесятые годы в творчестве художника ознаменовались большими эпическими произведениями, посвященными подвигу народа в борьбе против фашистских захватчиков. На выставках посвященных 20-летию Победы Великой Отечественной войны, были показаны «Первая победа», «Год 1941», «Мать героев». Картины имели большой успех у зрителей и были растиражированы в репродукциях, открытках, буклетах.

В работах семидесятых годов, сочетающих продуманную композицию, глубочайший идейный смысл с экспрессией, большим эмоциональным напряжением, явственно выражен зрелый талант художника. В качестве примера можно назвать картины «Хотят ли русские войны». Прекрасные морские пейзажи, созданные в эти годы, наполненные воздухом и светом, ощущением бескрайнего морского просмотра, погружают зрителя в пучину наслаждения высоким искусством. Вообще художник очень много путешествовал, объездив на своей машине весь Советский Союз и многочисленные этюды стали потом основой для его картин.

Звание Заслуженного художника России Андрей Лысенко получил в 1973 году, и в этом же году в Италии была издана монография о его творчестве. Первая поездка в 1974 году с группой художников в Италию отразилась в дивных пейзажах сказочной итальянской природы. Картины, созданные после поездки в Париж в 1974 году, полны очарования загадочных парижских пейзажей. Работы Лысенко, увиденные на выставке в Москве, настолько впечатлили президента фирмы Кока-Кола, что он попросил написать его портрет, который как он считает, является самым лучшим воплощением его личности.  Большая коллекция работ Лысенко была приобретена для выставки в Токио директором Японской галереи «Гэккосо» Йоко Накамурой.

Свое семидесятилетие художник отметил серией великолепных пейзажей о «Золотом Кольце России», картинами на историческую тематику, участием в многочисленных выставках. Творческий и жизненный путь мастера пейзажной и портретной живописи, картин на историческую тему, Лысенко Андрея Гавриловича был завершен в 2000 году.

Картины Андрея Гавриловича Лысенко находятся в музеях и частных коллекциях многих стран планеты, составляя их золотой фонд. Англия, США, Австралия, Бельгия, Германия, Ирландия, Франция, Япония, Канада – представляет собой краткий перечень стран, где известно имя этого художника.  Особенно много работ А.Г. Лысенко находятся в государственных российских музеях, начиная с «Третьяковки» и завершая родным городом Сальском.

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru СОВЕТСКАЯ ЖИВОПИСЬ