Стили и жанры
|
Жизнь и творчество московского живописца Владимира Николаевича Гаврилова14.04.2016
Владимир Николаевич Гаврилов – известный московский живописец, график, стенограф, родился в 1923 году в Москве. Умер он в Твери, в 1970 году. Сердечный приступ случился прямо на мосту через Волгу. Это был человек широкой творческой мысли, который создавал картины, повествующие о времени, в котором он жил, и вобравшие в себя всю силу художественных идеалов русского изобразительного искусства. Владимир Николаевич Гаврилов внёс огромный вклад в советскую живопись и её развитие. В первую очередь он запомнился как живописец с лирической душой и тонким чувством, который постоянно находился в поиске новых возможностей раскрытия образов современников. Он был весьма чутким наблюдателем и улавливал незримую красоту окружающего мира. Владимир Гаврилов также умел находить красивые вещи среди обыденных вещей, которые мы видим каждый день. Помимо этого художник любил изображать в своих картинах образы из истории Советского Союза. Он часто обращался к портретам выдающихся деятелей прошлых лет отечественной истории. Лучшие произведения Владимира Гаврилова распространились и получили признание не только на территории СССР, но и среди зарубежных ценителей изобразительного искусства. Становление В.Н. Гаврилова как художника началось ещё в раннем детстве. Тогда он учился в Московской средней художественной школе, которую окончил в 1942 году. Там его наставником стал известный художник-педагог Василий Васильевич Почиталов. После окончания средней художественной школы Владимир Гаврилов был призван в армию, но затем был назначен военным художников Студии имени Грекова. Тогда-то он и пробует себя в написании картин на военные и исторические темы. В тот период он посвящает большинство своих произведений героизму и мужеству советских людей которые сражались за Родину. При этом он использует материалы, которые собирает на таких фронтах, как Западный, Украинский, Карельский. Как раз в это время Владимир Гаврилов пишет картину под названием «Родные поля», с которой впоследствии начинается его участие в различных художественных выставках. После того, как заканчивается Великая Отечественная война, Гаврилов поступает в Московский Государственный художественный институт имени В.И. Сурикова. Там он обучается в период с 1945 по 1951 год. В это время среди его наставников были такие известные художники-педагоги как Иогансон Б.В., Мочальский Д.К., Грабарь И.Э. Под конец обучения в Московском Государственном институте имени Сурикова, Владимир Гаврилов подготовил две работы «Радищев А.Н.» (1944) и «Суриков В.И.» (1951), которые в дальнейшем были экспонированы на Всесоюзных художественных выставках. Именно эти две картины привлекли широкое общественное внимание своим патриотическим настроем, глубиной, эмоциональностью, а также глубоким раскрытием образов. В картине «Радищев» Владимир Николаевич Гаврилов удачно соединил между собой характеристику самого автора и эмоциональную составляющую пейзажа, который изображает тоску и задумчивую красоту русской природы. С самого начала своего творческого пути Владимир Гаврилов начинает обращаться к современности, которую изображает через призму лирики и романтизма. В этот период он создает ряд работ, в которых изображает красоту нахождения в поиске, нахождения чего-то нового и неизведанного, изображает действительность советского периода. Целое повествование можно прочитать, взглянув на картину «На рассвете. Молодые изыскатели», которая была написана в 1952 году. Эта картина В.Н. Гаврилова рассказывает о романтике работы молодых геологов. Более лирические ноты можно разглядеть в картине «Май. Северная ночь», написанной в 1954 году. Здесь можно уже увидеть выразительность эмоциональную. Автор подчеркивает её с помощью палитры серебристо-голубых и зеленоватых оттенков. Впоследствии именно на цветовую гамму делает упор художник, таким образом, подчёркивая эмоциональную составляющую картин. Это отчетливо можно наблюдать от картины к картине. Так, например, весь колорит картины «Летний сезон кончился» строится лишь на неуловимом сочетании таких оттенков, как зелёный, голубой, серебристый и сиреневый. Эта картина была написана в 1957 году. Более насыщенные цвета Владимир Гаврилов использует в своей следующей работе «Песня слышится», которая была написана в 1958 году. Здесь изображены девушки, сидящие на берегу реки вечером, когда на улице тихо. Тишина и спокойствие подчеркиваются с помощью цветовой гаммы, которая только усиливает ощущение мечтательности. В этот же год Владимир Гаврилов пишет картину «Свежий день», которая впоследствии обретёт популярность. Она была отмечена Первой премией на Международной выставке в Вене. Здесь всё находится в гармонии – поэтичность, красота окружающего мира и жизнеутверждающая сила. На картине изображена девушка в лодке, которая завязывает косынку. Смотря на эту картину, сам окунаешься в эту природу, начинаешь чувствовать ветер на своем лице, шум серебристой речки и пение птиц вокруг. Именно поэтому картина «Свежий день» была так высоко оценена общественностью. В 1954 году Владимир Гаврилов впервые посетил дом творчества «Академическая дача», который находится под Вышним Волочком. Он прибыл на «Академичку» в качестве художественного руководителя. Там он написал в том же году известную картину под названием «Май. Северная ночь». С 1968 года Владимир Николаевич Гаврилов преподавал в Московском государственном художественном институте имени Сурикова, в котором сам до этого учился. Он также участвовал в 1972 году во Всесоюзной художественной выставке в Москве, посвященной пятидесятилетию образования СССР. Стоит отметить, что Владимир Гаврилов использовал живописную интерпретацию действительности. Такой приём напоминает старых мастеров, входивших в «Союз русских художников», и позволил ему раскрыть глубокий смысл картин, при этом не прибегая к детализированному рассказу истории. Это можно отчётливо проследить в картине «За родную землю» 1959 года. Здесь изображены только два солдата, которые отправляются на фронт и стоящая у околицы женщина. Владимир Гаврилов изображает солдат тёмным силуэтом, мы едва можем разглядеть их лица. Но при этом картина не смотрится незаконченной, здесь нет недоговорённости. Следует обратить особое внимание на выбор художником цветовой палитры - свинцовые облака, коричневая шинель, холодный блеск синеватых луж. Совокупность такого цветового решения позволяет ощутить настроение картины, прочувствовать неизбежность утрат. Одновременно представленный образ несет в себе жизнеутверждающие мотивы. Персональная выставка Владимира Николаевича Гаврилова прошла в 1975 году, уже после его смерти, в залах Академии художеств СССР. Сначала она состоялась в Ленинграде, а затем в Москве. Лучшие произведения Владимира Гаврилова в настоящее время хранятся в Государственной Третьяковской Галерее и Государственном Русском Музее. |