Стили и жанры
|
Советский живописец Виктор Григорьевич Цыплаков20.04.2016
В 2007 году в Московском центральном Доме художников состоялась выставка работ, пожалуй, самого яркого и талантливого представителя московской художественной школы Виктора Григорьевича Цыплакова под символическим названием «Возвращение легенды». Сын сельского кузнеца из Рязанской губернии, родившийся в 1915 году, Виктор Цыплаков удивительно быстро стал зрелым мастером. Тяга к рисованию проявилась у мальчугана очень рано под влиянием деда Степана, который был искусным маляром-альфрейщиком, расписывавшим купола церквей и усадьбы помещиков. Помогая отцу в кузнице с пятилетнего возраста, Виктор любил лепить глиняные фигурки животных, делать рисунки на печи угольком. В Таганроге, где семья Цыплаковых проживала с 1925 по 1930 год, учитель рисования Глебов первый обратил внимание на талант школьника и посоветовал получить художественное образование. В 1930 году семья переехала в Москву, и к тому времени у Виктора скопилось большое количество акварелей и рисунков. Первые, ещё наивные художественные работы показали, что растёт большой мастер. Благодаря материальной поддержке старшего брата Ивана, Виктор Цыплаков с 1932 по 1936 год учился в полиграфическом техникуме. Впервые в 18-летнем возрасте увидевший репродукцию с рисунка Леонардо да Винчи, юноша упорно осваивал технические навыки великого мастера эпохи Возрождения, повторяя и копируя его графические листы. В 1936 году он поступил в Московский институт изобразительных искусств, где учился под руководством Г.М. Шегаля, А.А. Деблера. Большое влияние на творчество молодого художника оказали работы выдающихся мастеров, собранные в Третьяковской галерее, где он проводил много времени. В октябре 1941 года по решению советского правительства институт был эвакуирован в город Самарканд. По воспоминаниям Виктора Григорьевича Цыплакова время нахождения в эвакуации с 1941 по 1943 год было периодом работы на износ, стремлением сделать для как можно больше. Его дипломная картина «В.И. Чапаев», наполненная духовностью и пронизанная особым светом, получила высокую оценку членов экзаменационной комиссии в 1942 году. Когда в следующем году в музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина в Москве состоялась выставка дипломных работ, эта картина была отмечена в передовой газеты «Правда» как самое талантливое произведение. В этом же году Виктор Григорьевич Цыплаков был принят в члены Союза художников СССР. После поездки в освобождённый Смоленск (1943 г.) Цыплаков привёз множество эскизов и зарисовок, ставших основой для картин на военную тематику. Картина «Допрос Зои Космодемьянской» написанная в 1945 году, прославлявшая подвиг партизанки, стала хрестоматийной. Особенное отношение к русскому историческому прошлому, памятникам архитектуры отражено в этюдах Смоленского Успенского собора. Ряд работ, созданных в послевоенное время, засвидетельствовали стремительное вхождение молодого художника в первые ряды представителей советского искусства. Картина «М. Горький на Волге» (1945 г.), «В.И. Ленин в Смольном» (1947 г.) принесли Виктору Цыплакову всесоюзную известность. Творчество Виктора Григорьевича Цыплакова тесно связано с такими именами как К. Коровин, А. Архипов с их особенным восприятием импрессионизма в направлении русской пленэрной живописи. Жанр пейзажа был наиболее близок Виктору Цыплакову. Контрасты холодных и тёплых тонов, яркость и напряжение цветового строя в сочетании с красотой серебристых оттенков характерная особенность живописных работ Цыплакова. В одном из лучших пейзажей художника «Мороз и солнце» поражает умение передать свет, наполненность картины воздухом. Спокойный и статичный пейзаж завораживает обаянием поэтического образа «поющего солнца».
Эстетическое обаяние пейзажей художников заключается в поэтичности, музыкальности передачи состояния природы разных времён года. Первая персональная выставка Виктора Григорьевича Цыплакова, прошедшая в 1956 году в Москве, так и называлась - «Времена года». Тонко чувствовавший красоту русской природы, он глубоко проникал в тайны волжских просторов, Кавказа или Подмосковья, создавая поэтический цикл всех времён года. Близость к русской поэзии и музыке отражались даже в названиях его картин. Творческое наследие Виктора Цыплакова необычайно разноплановое, но к чему бы ни обращался художник – к пейзажу, портрету, бытовому жанру, исторической тематике, все произведения отмечены печатью таланта и точностью изображения. Пейзажи и жанровая картина в его творчестве составляют единое целое. Картина «После трудового дня с купальщицами» (1954 г.) настоящий апофеоз красоты и покоя. Написанные в рубиново-красных тонах, отливающие золотом сверкающие тела купальщиц вызывают целомудренное и возвышенное восприятие красоты женского тела. В его картинах всё живое, всему веришь и всем наслаждаешься. Особое место занимает портретная галерея, как известных людей, так и просто людей близких по духу, тех, кого хорошо знал художник. В 1949 году он написал ряд портретов героев Великой Отечественной войны. За картину «Передовые люди в Кремле», написанную в соавторстве с В.П. Ефановым, С.И. Дудником, Ю.П. Кугачом и К.М. Максимовым, а также за серию портретов о знатных людях Москвы в том же году Виктор Григорьевич Цыплаков был удостоен Сталинской премии.
Любовь к портретной живописи не оставляла его на всём протяжении жизни. Его последняя работа «Автопортрет», написанная в 1985 году, и с поразительной точностью передающая особую атмосферу раздумий художника, находится в Третьяковской галерее.
Сам Виктор Григорьевич лучшей своей работой в этом жанре в 1950-х годах считал портрет Бреева, под названием «Давай закурим». Прежде чем написать эту картину художник длительное время жил у своего героя, хорошо знал его жизнь. Среди замечательных портретов, выполненных с любовью и абсолютным проникновением в характер изображаемого персонажа можно назвать портрет его земляка П. А. Радимова (1958 год) и созданный в 1973 году «Портрет председателя колхоза В.А. Шкилева», «Портрет писателя Л.М. Леонова» (1949 г.).
Разносторонний талант Виктора Цыплакова проявился не только в его многочисленных работах всех жанров, но и в преподавательской работе. На этой ниве, ставшей целой эпохой в определении характера и воспитания молодых художников, Цыплаков проработал почти сорок лет – с 1947 года он являлся профессором, членом-корреспондентом Академии художеств СССР. Главный смысл своей многолетней преподавательской деятельности в Суриковском институте, он видел в передаче своеобразной эстафеты лучших традиций русской художественной школы молодому поколению. Среди его воспитанников немало известных художников.
Вторая персональная выставка В.Г. Цыплакова состоялась в 1986 году в Академии художеств, но, к сожалению, художник до неё не дожил. Широкий резонанс этой выставки с особой силой продемонстрировал неувядаемое обаяние живописного творчества Цыплакова, которое с годами стало более современным и масштабным. С работами великого художника-реалиста можно ознакомиться в Государственном музее им. Пушкина, Государственном Русском музее, «Третьяковке», во многих музеях и галереях с мировым именем. Его талант получил всенародное признание, и отмечен высокими правительственными наградами и званиями. Народный художник России Виктор Григорьевич Цыплаков умер в 1986 году и похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.
Первоначальный вариант картины В.Г. Цыплакова «Мороз и солнце», хранящийся в ГТГ:
А вот три ранние работы В.Г. Цыплакова:
Козы - это местечко в Крыму неподалёку от г. Судак, где в тридцатые годы проходили летнюю практику студенты Суриковского института.
Работал Виктор Григорьевич Цыплаков и в откровенно импрессионистической манере.
Это Виктор Цыплаков у себя в мастерской на Верхней Масловке в Москве. Картину на мольберте узнаёте? )
Писал он и обнажённую натуру.
Процесс создания этой картины в стиле ню был запечатлён фотографом. Виктор Григорьевич в своей мастерской на Верхней Масловке. Узнаёте картину наверху справа? )
Вот ещё одна очень известная картина Виктора Цыплакова. Одна из его последних работ.
Это очень известный портрет работы Виктора Цыплакова.
|