Советская живопись

Найти картину по теме или автору По цене от до рублей

Художник Павел Павлович Блок

15.05.2016

Каждый художник ищет свой путь в искусстве по своему, но в основном стремление выразить себя в живописи проявляется с ранних лет. Для заслуженного художника РСФСР, лауреата Государственной премии им. И.Е. Репина Павла Павловича Блока признание пришло в зрелом возрасте и необычным путем. Единственный мальчик среди пятерых детей паровозного машиниста из уральского города Златоуст, Павел родился на исходе 1924 года. Тяжёлое материальное положение после преждевременной смерти отца заставило Павла бросить учёбу после девятого класса и пойти работать на завод. Казалось, что дальнейшая жизнь, сначала ученика, а потом фрезеровщика была предопределена, но все изменил июнь 1941 года.

Слушая всё более тревожные сводки с фронта, семнадцатилетний комсомолец Павел Блок подал заявление в военкомат города Кустаная, где тогда жила семья, заявление с просьбой о зачислении в Тюменское военное пехотное училище. Поначалу планировались ускоренные 6-ти месячные командирские курсы, но после Сталинградской битвы в училище решили готовить полноценных офицеров-артиллеристов, продлив обучение еще на год. Свой девятнадцатый год рождения младший лейтенант Павел Блок, встретил на Белорусском фронте. Затем командир взвода артиллеристов участвовал в одном из самых крупных сражений Великой Отечественной войны - операции «Багратион». Его дивизия освобождала от захватчиков Белоруссию, Польшу, и на дальних подступах к Берлину он был тяжело ранен. День Победы им был встречен на больничной койке.

После завершения лечения в октябре 1945 года Павел Блок был демобилизован по инвалидности. Полгода пребывания на больничной койке молоденького лейтенанта заставил вспомнить о своей любви к рисованию. Вначале это были простенькие натюрморты нехитрого госпитального быта, затем пошли портретные зарисовки. Свободное от медицинских процедур время посвящалось этюдам. Одобрение окружающих укрепило желание учиться живописи на профессиональном уровне, которое ранее было лишь в мечтах Павла. По совету друзей он поступил учиться в Свердловское Художественное училище, а затем в художественный институт им. В.И. Сурикова на живописное отделение.

Несмотря на тяжёлое послевоенное время, из мизерной стипендии и пенсии по инвалидности Блок выкраивал средства на покупку холстов, красок, кистей. Его дипломная работа «1905 год» получила высокую оценку. Жизнь после окончания института стала очень творческой, насыщенной многочисленными поездками по стране, участием в выставках союзного, республиканского и регионального уровня.

Одна из самых ранних сохранившихся работ художника, датированная 1958 годом, «Разведка» посвящается периоду гражданской войны. Сдержанная гамма цветов, чётко прописанные детали передают внутреннее напряжение разведчиков, особенно ярко вписана фигура молодого бойца, почти ребёнка, на переднем плане. Совершенно другим настроением веет от картины, изображающей женщин на осеннем поле, присевших отдохнуть после трудового дня («После работы» 1956 г.). Лучи заходящего солнца тёплого сентябрьского дня золотят стога соломы на скошенном пшеничном поле, лица уставших женщин.. Картина излучает покой и умиротворённость.

Естественно, что для художника, чья молодость была опалена войной, главной темой творчества осталась военная тематика. К передаче своих ощущений, связанных с военным временем, Павел Блок подходит своеобразно, предпочитая изображение не боёв, а обстановки реалий фронтового быта. В картине «Фронтовая баня» (1957 г) жанровая картина в чёрно-белых тонах передаёт настроение банного дня в походных условиях, где прямо в лесочке из бочки с горячей водой солдаты проводят помывку. Девушка-телефонистка, задумавшаяся над рацией, и еще две девушки, использующие затишье на фронте, чтобы поспать («Тишина»), передают атмосфкру фронтовых будней.

Несмотря на то, что в творческом наследии художника очень много работ на военную тематику, в основном их можно характеризовать как пейзажи или жанровые картины, а не батальные картины. Времена года, изображённые на холстах, самые разные, но больше всего художник любил весну. Картина, названная им просто «Весна», отображает тёплый весенний денек в медсанбате, где на лавочке возле палатки раненые солдаты наслаждаются покоем мирного дня. Весенняя тема близка художнику своей возможностью выразить радость возрождения природы к новой жизни.

Не случайно в картине «Медсестры», написанной спустя сорок лет после завершения Великой Отечественной войны, в 1985 году, медсёстры фронтового госпиталя написаны на фоне весеннего леса. О времени пребывания в медсанбате, госпиталях прифронтовой зоны и глубоко в тылу, Павел Блок очень часто вспоминал, и это нашло отражение в его картинах «Был апрель», «Весна в медсанбате». В сценах мирной жизни («Весна и голуби», «Весенний призыв», «Весенние заботы») также с особой силой звучит тема радости жизни, преодоления тёмных сил. Вообще картинам художника не присуще буйство красок, их отличает сдержанность и лаконизм в изображении деталей.

В картине «Вокзал» с толпой военных, собравшихся возле титана с кипятком, сразу обращаешь внимание на низко нависшие снеговые тучи, тёмную громаду вокзала и тёмные стволы деревьев, замёрзшие под снежным покровом. Очень хорошо продумана композиция картины «Плацдарм» с большим количеством фигур на переднем плане. Изображение подготовки к ночному штурму со сполохами взрывов на заднем плане, очень реалистично, и хорошо передаёт атмосферу готовности умереть за Родину в ожесточённом бою. О друзьях-однополчанах художник с большой теплотой поведал в картине «Где-то на фронте (Березовый сок)». Трудности военного быта сдержанно, используя минимальное количество изобразительных средств, художник очень выразительно показал в работах «Санитарный обоз», «Высотка», «На фронтовой дороге».

Героями его картин повествующих о послевоенной мирной жизни являются простые люди, живущие в деревне. Деревенские пейзажи, полные лиризма, прекрасно передают скрытую красоту неяркой, но такой дорогой для каждого русского человека, природы средней полосы и северного края России. Картины «Тихо», «Отлив», «Хмурый день», «Зимушка» и многие другие из творческого наследия Павла Павловича Блока, полностью отражают его основное кредо.

Начиная с 2000 годов, в палитре художника появились новые, более яркие краски. Картина «Прудик» или «Берёза у родника», с ярко голубым небом, сочной зеленью наполнена покоем и умиротворённостью. Сдержанная манера повествования сохранилась и в других пейзажах художника («Лето», «Глушица»), но наполнилась более глубоким пониманием красоты окружающего мира. Несмотря на весьма преклонный возраст, художник сохранил свежий взгляд, а умение передать красоту окружающего мира с годами только совершенствовалось и становилось профессиональней. Особенно плодотворны в творческом отношении для Павла Павловича Блока было время после 2005 года. Одни из последних работ художника – «Весенняя пойма» (2014 г), «Кунцевская пойма» (2014 г) и особенно «Из детства» (2015 г), звучат современно и впечатляют своим мастерством.

Павел Павлович Блок много внимания уделял административной работе. Будучи членом правления Союза Художников СССР и РСФСР, председателем Совета по живописи Художественного Фонда РСФСР, он много помогал молодым художникам в их становлении. В настоящее время П.П. Блок является членом ветеранской комиссии Союза Художников России.                                                  

 

Татьяна Осипова 

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru СОВЕТСКАЯ ЖИВОПИСЬ