Стили и жанры
|
Екатерина Зернова – от монументалистики до дачного пейзажа21.05.2016
После просмотра картин, созданных Екатериной Зерновой в разные периоды творчества, зрителя обязательно посетят противоречивые чувства. Она прожила долгую жизнь – почти весь ХХ век. В своем творчестве ровесница века отобразила все его веяния. Наиболее заметные жанры в творчестве Екатерины Сергеевны Зерновой – панно, мозаики. В зрелые годы Е.С. Зернова переходит на цветы и пейзажи. Но в раннем периоде не обошлось без плаката и фабрично-заводской тематики. Как менялся творческий почерк художницы? Ранний период творчества
Родилась Екатерина Зернова в 1900 году в Симферополе. В ранней юности окончила частную художественные курсы Ф. Рерберга в Москве и поступила на физмат МГУ (1917). Но живопись победила. Параллельно с занятиями физикой и математикой девушка училась в свободных художественных мастерских (ВХУТЕМАСе). Её учителями были И. Машков, позже А. Шевченко и Д. Штеренберг. В 1925 году под руководством Давида Штеренберга в Москве появилось общество художников «станковистов» – ОСТ. С 1928 года, и до распада этого творческого союза в 1931 году, Екатерина Зернова активно участвовала в жизни ОСТа – иллюстрировала книги, делала плакаты, принимала участие в выставках, оформляла зарождающиеся советские клубы. Известен также «Автопортрет» художницы, написанный в ранний период творчества (1924 г.) Производственная и оборонная тематика творчества Екатерины Сергеевны Зерновой 1930-х годах, станковая живопись 1930 гг. – продуктивный период в жизни и творчестве Екатерины Сергеевны Зерновой. 1931 г. - Зернова вступила в так называемую «Изобригаду». Сообщество объединило художников, работавших над производственной тематикой, актуальной в то время. 1932 г. - её приняли в Московский Союз советских художников. 1936 г. – первая персональная выставка. 1939 г. - художница впервые проявилась как монументалист – участвовала в создании панно для выставки в Нью-Йорке и Всесоюзной Сельскохозяйственной Выставки (ВСХВ). Именно довоенный период - плодотворный для художницы в плане выставок. Картины Екатерины Сергеевны Зерновой участвовали в 6-ти выставках в Москве, в городах СССР. В 1929-33 годах её работы выставляются в экспозициях ВОКСа (Всесоюзного общества культурной связи с заграницей) в Амстердаме, США, Берлине, Варшаве, Швейцарии, Кенигсберге, Венеции, Берлине, Копенгагене. В творчестве Екатерины Зерновой этого периода превалирует историческая, революционная, производственная и оборонная тематика – неотъемлемая часть советского искусства социалистического реализма. 1929-1931 г. – картины «Фабрика-кухня», «Рыбоконсервный завод», «Фабрика «Томат-пюре». 1931-1937 г. – появились такие полотна как «Выход на место заражения», «Вузовки на стрельбище», «Передача танков», «Магнитогорские домны», «Сиваш (Герои Сиваша)», «Колхозники приветствуют танкистов во время маневров». В творческом почерке Екатерины Сергеевны Зерновой в это время прослеживается чёткий рисунок, выверенная композиция плаката, выдержанная цветовая гамма. Самая известная картина в стиле станковой живописи «Передача танков». Война и послевоенный период
1941-1943 гг. – работала в эвакуации в Казахстане (посёлок Боровое). 1943-1944 гг. – Военно-санитарный музей откомандировал художницу на 1-й Прибалтийский фронт. Здесь она делала зарисовки в госпиталях, медсанбатах, и даже в операционных. В 1944 г. Екатерина Зернова проводит персональную выставку по результатам поездки на фронт. Война отразилась и в послевоенном творчестве художницы. На исторических полотнах Зерновой - героизм моряков Черноморского флота. Известен также цикл картин послевоенного разрушенного Севастополя. В 1947 году художница представила москвичам свою выставку «Севастополь 1946 года». После войны Екатерина Сергеевна Зернова работала в театре и кино. В 1949 году вместе с коллегой по цеху Юрием Пименовым делала эскизы декораций к фильму «Кубанские казаки», оформляла спектакли. Значительную часть своего времени Екатерина Зернова отдавала студентам: в 1945-1952 гг. преподавала в столичном институте прикладного и декоративного искусства, в 1953–1971 – в текстильном институте Москвы. Зернова — монументалист
1950-е – новый период в творчестве Е.С. Зерновой. Она шлифует мастерство в жанре монументальной живописи, мозаики, сграффито. В этот период появляются живописные и мозаичные панно художницы. Ими оформлены выставочный зал в Ялте, химический комбинат в городе Салавате, Московский Институт океанологии, Музей антропологии в Москве. В 1957-1958 годах Екатерина Сергеевна Зернова возглавляет худсовет по монументальной живописи. Именно мозаики, панно, рельефы, аппликации, росписи и другие монументально-декоративные произведения в творческой деятельности Е.С. Зерновой занимают главное место. Она принимала участие даже в таком неженском занятии, как процарапывание ножом сграффито на фасаде зданий. Позже Екатерина Сергеевна опишет свою работу в книге «Воспоминания монументалиста». Последний период творчества
С 1967 Екатерина Зернова долгие годы возглавляла правление Художественного фонда СССР. В 1974 году она получила звание Засуженного художника РСФСР. В поздний период творчества художница пишет лёгкие свободные натюрморты и дачные пейзажи. Эта импрессионистическая манера исполнения не имеет ничего общего с ранней станковой живописью Е.С. Зерновой и тягой к монументалистике в зрелые годы. Одна из самых ярких и типичных работ этого периода – натюрморт с цветами «Прекрасные хризантемы» (1970). На пенсии Екатерина Сергеевна пишет мемуары. Кроме упомянутых «Воспоминаний монументалиста» она пишет заметки преподавателя «Будущему художнику об искусстве живописи» (1976), публицистику в периодические издания. Екатерина Сергеевна Зернова работала до последних дней, пока могла держать кисть. В довольно преклонном возрасте организовывает три персональных выставки в Москве (1988, 1989, 1995). Умерла художница в Москве в 1995 году. Написанные за долгие годы жизни произведения Екатерины Зерновой хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Музее современной истории России, Музее искусства Каракалпакии им. И. Савицкого, в картинной галерее им. Б. Кустодиева в Астрахани, а также в Узбекистане, Польше, в частных коллекциях в США и Великобритании. |