Стили и жанры
|
Батальная живопись военного художника Марата Самсонова26.05.2016
Марат Самсонов – выдающийся советский баталист и видный график, незаурядный скульптор и портретист. Он был одним из немногих военных художников Студии имени Грекова, знающих армию изнутри. Участник боевых действий в 1941-1945 гг., выпускник военного училища, он преуспел в жанре батальной живописи и сумел воспитать целое поколение художников.
Жизненный путь
Родился Марат Самсонов в Иркутске в марте 1925 года. Семья кадрового военного часто переезжала из гарнизона в гарнизон. Смена впечатлений формировала мировоззрение двух талантливых живописцев, подраставших в семье Самсоновых - Марата и на год младшего Евгения. Первые уроки рисования дал братьям Николай Уткин. В отличие от брата Евгения, Марат не получил специального художественного образования, он пошёл стезёй отца. Офицер Красной армии Иван Самсонов погиб в 1944 году, защищая Ленинград. Марат в начале 1940-х окончил Калининское техническое военное училище, успел повоевать, дослужиться до лейтенанта и принять участие в Параде Победы 1945 года на Красной площади.
Тяга к творчеству привела его к военным художникам – в Студию имени М. Грекова, которая и стала «университетами» будущего баталиста. Уникальный в своем роде творческий коллектив существует с 1934 года и поныне под эгидой Министерства обороны России. Но мало кто из его членов имеет какое-либо отношение к армии. Марат Самсонов – исключение. Он профессиональный военный в офицерском звании, видел войну своими глазами.
В 1946 году Марат Самсонов представил свои работы в художественный совет студии. Их оценили. Мастера постарше опекали перспективного художника с редким самобытным даром. Одним из наставников Самсонова стал в то время руководитель студии Николай Жуков. Именно под его влиянием расцвёл талант Самсонова-баталиста. До конца жизни творчество Марата Ивановича Самсонова будет связано со студией им. Грекова. Здесь под началом опытных художников он примет богатейшие традиции русского искусства, отшлифует свой незаурядный талант, а вскоре начнёт передавать свои знания молодым художникам. Марат Самсонов дважды вставал во главе «грековцев» – с 1972 по 1990, и с 1998 по 2000 год.
Марат Иванович много ездит в заграничные командировки – Болгарию, Монголию, Францию, Венгрию, Испанию, Италию. Из каждой из них он привозит зарисовки или готовые картины. В 1974 году побывал на стройке века. Впечатления от Байкало-Амурской магистрали вылились в серию полотен, в центре которых стоял рабочий человек.
Полковник в отставке М.И. Самсонов был кавалером ордена Красной Звезды, награждён двумя медалями «За боевые заслуги» и др. Многочисленные профессиональные звания и награды М.Самсонова: 1960 г. - М. Самсонов принят в Союз художников СССР. 1965 г. – звание заслуженного художника РСФСР. 1967 г. – золотая медаль им. Грекова. 1974 г. - получает звание Народного художника РСФСР. 1975 г. – серебряная медаль АХ СССР. 1975 г. – член-корреспондент Российской Академии художеств. 1998 г. – академик РАХ. Даже отойдя от дел в студии, Марат Иванович Самсонов до конца жизни был публичным человеком. Когда художник был уже в годах, его картины выставлись во многих залах:
2001 г., Москва, галерея «Новый Эрмитаж» – выставка «Автопортрет»; 2004 г., Москва, Тушино – выставка, посвящённая годовщине Битвы на Курской дуге. 2005 г., Москва, Малый манеж – экспозиция к 70-летию студии им. Грекова; 2005 г., Москва, Академия художеств – выставка, посвящённая 60-летию Победы в ВОВ; 2005-2006 гг., Москва, представительство Саратовской области; 2005-2006 гг., Белгород, картинная галерея – выставка Студии военных художников им. Грекова; 2005 г., Москва, Дом ветеранов войн и Вооруженных сил – персональная выставка М.Самсонова.
О Марате Самсонове вспоминают, как о заядлом театрале. Многих из своих друзей-актёров Большого театра он запечатлел на портретах. Кроме живописи, увлекался классической музыкой. Среди его любимых композиторов Бетховен, Моцарт, Чайковский, Верди. Марат Иванович не имел вредных привычек, по его словам, «они – помеха для жизни и творчества». Сын Самсонова Александр – также военный художник-грековец, другой сын, Алексей, был художником-модельером (трагически погиб в 2001 г.). Умер Марат Иванович в январе 2013 г. Похоронен в Москве на Троекуровском кладбище.
Характеристика творчества Марата Самсонова
Работал Марат Иванович Самсонов в жанре гравюры (на дереве и на линолеуме), литографии. Писал портреты, жанровые и лирические полотна. Неузарядны его графические работы. Но главная в творчестве художника - военно-патриотическая тематика. Наиболее известны диорамы, панорамы, исторические полотна Самсонова.
Батальный жанр – видимо, отпечаток Великой Отечественной, в которой Марат Самсонов успел поучаствовать совсем юным. Кроме того, художник в течение всей своей жизни интересовался историей военных действий, отдельными битвами Второй Мировой. Он часто общался с очевидцами интересующих его боев, ездил в части, участвовавшие в событиях тех лет.
Самые известные картины Марата Самсонова батального жанра:
1954 - «Сестрица»;
1955 - «Возвращение из разведки»; 1960 - «На краю земли Севастополя»; 1973 - «Дороги войны»;
1983 - «Год сорок первый»; 1984 - «Парад Победы на Красной площади»;
1987 - «В боях за Отчизну»;
1992 - «Весна 45-го года». Позже в его работах появляется новое философское ощущение войны, но в каждом из них прочувствован образ героя-победителя, готового идти либо к смерти, либо к победе. Батальная тема выражена не только в работах, посвящённых второй мировой войне. Художник обращается к иным эпохам. Известны другие его картины и диорамы: «Переход через Сиваш» - 1959;
«Штурм крепости Очаков» - 1971;
«На Куликовом поле» - 1993;
«Отступление Наполеона из Москвы» - 1993;
«Великий русский князь Игорь» - 1996. Перед написанием того или иного батального полотна Марат Иванович тщательно интересовался материалом и обязательно посещал места битв. Марат Самсонов преуспел и в жанре панорамного искусства. В коллективе соавторов работал над восстановлением "Бородинской битвы", он был одним из авторов «Сталинградской битвы» - первой советской панорамы.
Интереснейшими работами являются более 200 графических репортажных зарисовок из Вьетнама (цикл «Героический Вьетнам сражается», созданный в 1980 г.). Эти рисунки Самсонов делал под бомбёжками.
В похожих условиях довелось работать и в Афганистане, где сделал десятки зарисовок, впоследствии ставших основой для создания более масштабных работ. Много зарисовок привозит Марат Самсонов и из поездок по европейским странам. В 1970-х появляется цикл его работ из жизни тружеников БАМа. В центре всех произведений М.И. Самсонова – человек со своим неповторимым внутренним миром при любых обстоятельствах, будь то стройка века или военные действия. С портретов художника смотрят на нас известные люди без напыщенности и пафоса. Художник никогда не изменял реалистической живописи, однако, язык его полотен обогащён другими средствами художественной выразительности, метафорами и символами. |