Советская живопись

Найти картину по теме или автору По цене от до рублей

Батальная живопись военного художника Марата Самсонова

26.05.2016

Марат Самсонов – выдающийся советский баталист и видный график, незаурядный скульптор и портретист. Он был одним из немногих военных художников Студии имени Грекова, знающих армию изнутри. Участник боевых действий в 1941-1945 гг., выпускник военного училища, он преуспел в жанре батальной живописи и сумел воспитать целое поколение художников.

Жизненный путь

 

Родился Марат Самсонов в Иркутске в марте 1925 года. Семья кадрового военного часто переезжала из гарнизона в гарнизон. Смена впечатлений формировала мировоззрение двух талантливых живописцев, подраставших в семье Самсоновых  - Марата и на год младшего Евгения. Первые уроки рисования дал братьям Николай Уткин. В отличие от брата Евгения, Марат не получил специального художественного образования, он пошёл стезёй отца.

 Офицер Красной армии Иван Самсонов погиб в 1944 году, защищая Ленинград. Марат в начале 1940-х окончил Калининское техническое военное училище, успел повоевать, дослужиться до лейтенанта и принять участие в Параде Победы 1945 года на Красной площади.

 Тяга к творчеству привела его к военным художникам – в Студию имени М. Грекова, которая и стала «университетами» будущего баталиста. Уникальный в своем роде творческий коллектив существует с 1934 года и поныне под эгидой Министерства обороны России. Но мало кто из его членов имеет какое-либо отношение к армии. Марат Самсонов – исключение. Он профессиональный военный в офицерском звании, видел войну своими глазами.

 В 1946 году Марат Самсонов представил свои работы в художественный совет студии. Их оценили. Мастера постарше опекали перспективного художника с редким самобытным даром. Одним из наставников Самсонова стал в то время руководитель студии Николай Жуков. Именно под его влиянием расцвёл талант Самсонова-баталиста.

 До конца жизни творчество Марата Ивановича Самсонова будет связано со студией им. Грекова. Здесь под началом опытных художников он примет богатейшие традиции русского искусства, отшлифует свой незаурядный талант, а вскоре начнёт передавать свои знания молодым художникам. Марат Самсонов дважды вставал во главе «грековцев» – с 1972 по 1990, и с 1998 по 2000 год.

 Марат Иванович много ездит в заграничные командировки – Болгарию, Монголию, Францию, Венгрию, Испанию, Италию. Из каждой из них он привозит зарисовки или готовые картины. В 1974 году побывал на стройке века. Впечатления от Байкало-Амурской магистрали вылились в серию полотен, в центре которых стоял рабочий человек.

 Полковник в отставке М.И. Самсонов был кавалером ордена Красной Звезды, награждён двумя медалями «За боевые заслуги» и др. Многочисленные профессиональные звания и награды М.Самсонова:

 1960 г. - М. Самсонов принят в Союз художников СССР.

1965 г. – звание заслуженного художника РСФСР.

1967 г. – золотая медаль им. Грекова.

1974 г. - получает звание Народного художника РСФСР.

1975 г. – серебряная медаль АХ СССР.

1975 г. – член-корреспондент Российской Академии художеств.

1998 г. – академик РАХ.

 Даже отойдя от дел в студии, Марат Иванович Самсонов до конца жизни был публичным человеком. Когда художник был уже в годах, его картины выставлись во многих залах:

 

2001 г., Москва, галерея «Новый Эрмитаж» – выставка «Автопортрет»;

2004 г., Москва, Тушино – выставка, посвящённая годовщине Битвы на Курской дуге.

2005 г., Москва, Малый манеж – экспозиция к 70-летию студии им. Грекова;

2005 г., Москва, Академия художеств – выставка, посвящённая 60-летию Победы в ВОВ;

2005-2006 гг., Москва, представительство Саратовской области;

2005-2006 гг., Белгород, картинная галерея – выставка Студии военных художников им. Грекова;

2005 г., Москва, Дом ветеранов войн и Вооруженных сил – персональная выставка М.Самсонова.

О Марате Самсонове вспоминают, как о заядлом театрале. Многих из своих друзей-актёров Большого театра он запечатлел на портретах. Кроме живописи, увлекался классической музыкой. Среди его любимых композиторов Бетховен, Моцарт, Чайковский, Верди. Марат Иванович не имел вредных привычек, по его словам, «они – помеха для жизни и творчества».

Сын Самсонова Александр – также военный художник-грековец, другой сын, Алексей, был художником-модельером (трагически погиб в 2001 г.).

 Умер Марат Иванович в январе 2013 г. Похоронен в Москве на Троекуровском кладбище.

Характеристика творчества Марата Самсонова

 

Работал Марат Иванович Самсонов в жанре гравюры (на дереве и на линолеуме), литографии. Писал портреты, жанровые и лирические полотна. Неузарядны его графические работы. Но главная в творчестве художника - военно-патриотическая тематика. Наиболее известны диорамы, панорамы, исторические полотна Самсонова.

 Батальный жанр – видимо, отпечаток Великой Отечественной, в которой Марат Самсонов успел поучаствовать совсем юным. Кроме того, художник в течение всей своей жизни интересовался историей военных действий, отдельными битвами Второй Мировой. Он часто общался с очевидцами интересующих его боев, ездил в части, участвовавшие в событиях тех лет. Самые известные картины Марата Самсонова батального жанра:

1954 - «Сестрица»;

1955 - «Возвращение из разведки»;

1960 - «На краю земли Севастополя»;

1973 - «Дороги войны»;

1983 - «Год сорок первый»;

1984 - «Парад Победы на Красной площади»;

1987 - «В боях за Отчизну»;

1992 - «Весна 45-го года».

Позже в его работах появляется новое философское ощущение войны, но в каждом из них прочувствован образ героя-победителя, готового идти либо к смерти, либо к победе.

Батальная тема выражена не только в работах, посвящённых второй мировой войне. Художник обращается к иным эпохам. Известны другие его картины и диорамы:

 «Переход через Сиваш» - 1959;

«Штурм крепости Очаков» - 1971;

«На Куликовом поле» - 1993;

«Отступление Наполеона из Москвы» - 1993;

«Великий русский князь Игорь» - 1996.

Перед написанием того или иного батального полотна Марат Иванович тщательно интересовался материалом и обязательно посещал места битв.

 Марат Самсонов преуспел и в жанре панорамного искусства. В коллективе соавторов работал над восстановлением "Бородинской битвы", он автор «Сталинградской битвы» - первой советской панорамы.

 Интереснейшими работами являются более 200 графических репортажных зарисовок из Вьетнама (цикл «Героический Вьетнам сражается», созданный в 1980 г.). Эти рисунки Самсонов делал под бомбёжками. В похожих условиях довелось работать и в Афганистане, где сделал десятки зарисовок, впоследствии ставших основой для создания более масштабных работ.

Много зарисовок привозит Марат Самсонов и из поездок по европейским странам.

В 1970-х появляется цикл его работ из жизни тружеников БАМа.

 В центре всех произведений М.И. Самсонова – человек со своим неповторимым внутренним миром при любых обстоятельствах, будь то стройка века или военные действия. С портретов художника смотрят на нас известные люди без напыщенности и пафоса.

 Художник никогда не изменял реалистической живописи, однако, язык его полотен обогащён другими средствами художественной выразительности,  метафорами и символами.

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru СОВЕТСКАЯ ЖИВОПИСЬ
..