Советская живопись

Найти картину по теме или автору По цене от до рублей

Виктор Щербаков – график и баталист

29.05.2016

Его жизнь была тесно переплетена с армией, хотя сам Виктор Щербаков, как и большинство «грековцев», не служил в войсках. Через все периоды его становления, как художника, красной нитью проходит тема доблести советских воинов. Он начинает с репортажных зарисовок во время тактических учений в мирное время и обращается к монументальным историческим полотнам уже в зрелом творчестве. Виктор Щербаков не устаёт ездить по гарнизонам и частям, чтобы увековечить образ солдата, тем самым, передавая потомкам знания и историческую память.

Жизнь

 

Место рождения Виктора Николаевича Щербакова Ставропольский край, город Минеральные Воды. Родился он в 1928 году.

После войны, в 1945-1950 годах, среднее специальное образование получил в Ростовском художественном училище имени М. Б. Грекова. Высшее – в Московском государственном художественном институте, который окончил в 1956 году.

С 1962 года, и до самого её конца, жизнь Виктора Щербакова была связана со студией военных художников им. Грекова. Именно здесь он написал самые значительные свои работы. Первыми заметными произведениями была серия цветных линогравюр в честь артиллеристов, спустя некоторое время Виктор Николаевич заканчивает цикл репортажных графических зарисовок с военных учений и свои знаменитые линогравюры, посвящённые Военно-Морскому Флоту.

С 1965 году начинает выставочную деятельность. Первая персональная выставка состоялась в 1970 году.

1971 году – принят в Союз художников СССР.

В 1970-х художник едет в творческую командировку на БАМ. Стройка века отобразилась в серии чёрно-белых линогравюр «Бам строится». За неё В.Н. Щербаков получил медаль им. М. Грекова (1979). Награду ему вручили также за цикл «На страже Родины».

1975 год – ещё одна награда – Почетная Грамота Президиума Верховного Совета РСФСР.

К столетию Плевенской битвы, отмечавшейся в Болгарии в 1977 году, Виктор Щербаков принимает участие в работе над созданием одной из крупнейших в мире диорам – «Плевенской эпопеи». Над проектом болгарских архитекторов Пламена Цачева и Иво Петрова трудились 2 художника из Болгарии и 11 из Российской Федерации, в том числе и «грековцы».

1980-е годы – работа в бригаде художников, создававших наибольшую в России диораму «Огненная дуга», отображающую переломный эпизод в Великой Отечественной войне - Курскую битву.

1984 год – награждение орденом «Знак почета».

В творческой биографии художника – 5 персональных выставок: 1970 г., 1978 г., 1979 г., 1985 г., 1988 г. Кроме того, участие во Всесоюзных выставках. Картины Виктора Щербакова выставлялись и за рубежом.

В последний год жизни, в 1996-й, Виктор Николаевич Щербаков становится народным художником Российской Федерации.

Работы Виктора Николаевича Щербакова хранятся в коллекциях Московского Центрального музея Вооруженных сил, в Центральном музее им. А. Суворова в Санкт-Петербурге, в музеях Таганрога, Новороссийска и других российских городов.

Творчество

 

Идейность, убедительность и насыщенность художественного содержания – отличительные черты творчества художников Студии им. Грекова, в полной мере были свойственны и Виктору Щербакову. Для его произведений характерны интерес к изображаемому, раскрытие человеческих характеров (будь то доблестный артиллерист, солдат или строитель БАМа).

Склонность к графическим эстампам и линогравюре у Виктора Щербакова не была случайной. Этими видами графики в 1960-х годах увлекались многие художники Студии им. Грекова. Свой интерес к жизни артиллеристов и военных моряков В.Н. Щербаков выразил именно в этих техниках. Он, как и все грековцы, был убеждён, что чувство любви к Родине и мировоззрение строителя коммунизма можно воспитать через произведения искусства, в частности, с помощью армейской тематики и изображения трудовых будней. Именно зарисовки на тему армейской жизни были очень близки В.Н. Щербакову. Он встречается с военнослужащими в различных частях Советского Союза, изучает их службу и быт.

Цветные линогравюры из жизни воинов-артиллеристов – первая серьёзная работа В.Щербакова в Студии военных художников им. М. Грекова. На них не только мотивы, подмеченные во время военных учений, но и лирические эпизоды из жизни бойцов. Вскоре появились линогравюры, изображающие жизнь военно-морского флота. Эти мотивы характерны для раннего периода творчества Виктора Щербакова (1960-е).

В 1970-х годах художник продолжает работать в технике линогравюры, но меняет тематику произведений. После военных мотивов в творчестве Виктора Николаевича появляются картины, прославляющие подвиг строителей БАМа. Он мастерски передал в графике лица железнодорожников, их труд на фоне сибирской природы.

После поездки на БАМ художник неожиданно для себя принял решение поучаствовать в создании совершенно нового для себя вида искусства, в создании одной из крупнейших панорам. Группа из 11 советских и двух болгарских художников начала работу над проектом архитекторов П. Цачева и И. Петрова «Плевенская эпопея. 1877 год». Масштабную работу задумали к 100-летию битвы под Плевной, в результате которой Болгария освободилась от многолетнего господства Османов. Это огромная панорама, состоящая из 4-х залов. Размеры живописного полотна в зале, посвященному штурму Плевны, 115Х15 метров.

Войдя во вкус монументальной живописи, в 1980-х, вместе с коллегами Г. Севостьяновым, Н. Бутом и М. Сычёвым, Виктор Щербаков начинает работу над самой большой диорамой в России под названием «Огненная дуга». Полотно высотой 15 м, длиной 67 м отображает переломный момент Курской битвы - танковое сражение под Прохоровкой в июле 1943-го. Диорама является частью музея «Курская битва. Белгородское направление» (г. Белгород). В полотне меньших размеров художникам вряд ли удалось бы показать накал битвы в полной мере. В этой монументальной работе прославляется героизм советских солдат. Работа над полотном длилась на протяжении трёх лет – с 1985 по 1987 год.

Отмечая талант Щербакова-баталиста, несправедливо будет не вспомнить о разноплановом даровании художника. В 1970 году он весьма успешно иллюстрирует несколько детских сказок. Между периодами работы над монументальными полотнами, продолжает работать в технике линогравюры. Об этом свидетельствуют такие линогравюры В.Н. Щербакова как «Часовые неба» (1985), «Высадка морского десанта» (1985). В последние годы жизни художник пишет картины «У мыса Горн в проливе Дрейка» и «Боевой пуск» (1995).

Жизнь художника Виктора Николаевича Щербакова – это увековечивание Советской Армии. В центре его творчества – положительный образ защитника родины, строителя светлого будущего и оборонная мощь государства.

 

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru СОВЕТСКАЯ ЖИВОПИСЬ