Советская живопись

Найти картину по теме или автору По цене от до рублей

О жизни и творчестве советского художника Александра Лактионова

26.07.2016

Творчество Александра Ивановича Лактионова в профессиональных кругах вызывало горячие споры. Одни считали, что его работам не хватает внутренней насыщенности образов, другие отмечали правдивость его искусства. Критика, прозвучавшая из уст выдающегося художника-педагога Сергея Васильевича Герасимова по поводу дипломной работы Лактионова, стала определённым стереотипом в отношении коллег и критиков к дальнейшим работам художника. Но если бы Лактионов написал одну только хрестоматийную картину «Письмо с фронта», его имя можно было бы вписать золотыми буквами на страницы истории изобразительного искусства советской эпохи.

 

Жизнь Александра Лактионова

 

Будущий художник Александр ИвановичЛактионов родился в рабочей семье в 1910 году. Его родина – Ростов-на-Дону. Здесь в 1926-1929 годах он учился в художественной школе у А.С. Чинёнова.

Первыми освоенными ремёслами юного мастера были профессии каменщика и чертёжника. Уже в зрелом возрасте Александр Иванович с гордостью демонстрировал дом, в котором сделал свою первую кладку. Потом работал он чертёжником.

 Спустя некоторое время, решил учиться дальше и с двумя друзьями поехал в Москву. Через братьев Кориных вышел на Михаила Нестерова, который решил посмотреть на что способны молодые дарования. Они выполнили творческое задание именитого художника сделать «портрет дерева». В придачу скопировали одну из репродукций Веласкеса. Вместе с И. Грабарем М. Нестеров дал будущим художникам рекомендательное письмо, с которым ребята едут в Ленинград.

 В 1932 году Александр Лактионов поступает в Петербургскую Академию художеств. Лактионов попал в мастерскую Исаака Бродского и сумел стать одним из его любимых студентов. В свою очередь, Бродский оказал наибольшее влияние на творчество молодого художника. Именно его девиз «Ближе к натуре!» стал определяющим в работе Александра Ивановича. Художники были удивительно близки по восприятию мира. Смерть Бродского в 1939 году была тяжким ударом для Лактионова.

 Ещё будучи студентом и аспирантом в 1936-1944 годах Лактионов преподавал в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры. Вся довоенная жизнь молодого художника была полна скитаний и забот о хлебе насущном. Во время блокады семья художника жила в эвакуации в Самарканде. После войны – в Загорске, в одной из келий монастыря. Именно здесь родилась самая знаменитая картина Александра Ивановича «Письмо с фронта» (1947).

Картина стала этапной в жизни Лактионова. За неё в 1948 году художник получил Сталинскую премию, но, что важнее, всенародное признание. Хотя некоторые коллеги до сих пор не считают картину чем-то особенным. Тем не менее, после этой картины Лактионовы получили квартиру и у художника появились заказы.

 После «Письма с фронта» А.И. Лактионова признали официально. В 1949 году он становится членом-корреспондентом Академии художеств СССР, а ещё через 9 лет - академиком. В 1969 году он получил звание Народного художника РСФСР. 1971 год стал особенным в творческой биографии Александра Ивановича, ему присудили Госпремию им. И.Репина за серию портретов Героев социалистического труда, а также за портрет космонавта Комарова. Имел художник и учёное звание профессора. В конце 1960-х преподавал в Московском государственном заочном педагогическом институте. Награждён орденом Трудового Красного Знамени, медалями.

В марте 1972 года сердце Александра Лактионова перестало биться.

 

Интересно, что первая и последняя персональная выставка художника состоялась через 10 лет после его смерти. До сегодняшнего дня у творчества Лактионова есть как приверженцы, так и противники.

 

Творчество

 

Одна из глубочайших работ Лактионова «Портрет И.И. Бродского» (1939). Художник изобразил умирающего учителя. Бликами, полутонами и другими средствами художественной выразительности художник сумел передать атмосферу ухода человека в лучший мир. Взглянув на картину, Исаак Израилевич произнес: «Ну вот, теперь можно спокойно умирать». Работа хранится в доме-музее Бродского в Петербурге.

 «Письмо с фронта» — картина, написанная в 1947 году. Произведение создано в тот момент, когда в нём нуждалась публика. Высокореалистическое полотно приметно не только эмоциями, но и мастерским владением цветом, формой, тщательно детализировано. Картина как бы наполнена солнцем и в то же время застывшей радостью от победы. В год создания её экспонировали на Всесоюзной художественной выставке. Потом вывесили в Третьяковской галерее, под лестницей. Место показалось не слишком удачным самому Жданову. По совету партийного деятеля «Письмо с фронта» заняло надлежащее место в Третьяковке. После поездки на выставку в США полотно залило водой в трюме парохода. Его отреставрировали, но работа утратила авторскую свежесть.

 Позитивная картина «Девушка за вышиванием», написана в 1950-х, изображала девушку, сидящую на подоконнике. Из Третьяковской галереи она уехала в Индию как подарок Джавахарлалу Неру.

 Удачным вышел портрет Н.С. Хрущёва, которого художник отретушировал, но в то же время оставил внешнюю схожесть. Портрет тотчас растиражировали. С тех пор Генсек лично поздравлял Лактионова с праздниками.

 В последние годы жизни Александр Иванович работает над серией портретов космонавтов. Наиболее заметный – портрет В. Комарова, за который он получил премию им. И.Е. Репина. Космонавт получился на портрете волевым, сильным и мужественным.

 Изображал Лактионов и людей искусства – актёров МХАТА (Качалова, Хмелёва, Книппер-Чехову), актёров-ветеранов в композиции «Обеспеченная старость». Как сознавался художник в своих интервью, ему особенно интересно было работать с их лицами. Писал художник автопортреты и портреты близких ему людей.

 Особенную страсть чувствовал Александр Лактионов к передаче солнечного света, всех его оттенков. Мягкие тона в натюрморте «Февраль», пейзаже древнего Суздаля. «Натюрморт с апельсинами» — прекрасный образец работы пастелью.

 Наиболее плодотворным периодом была вторая половина жизни художника. Он создал серию портретов, пейзажей, натюрмортов, которые не только мастерски исполнены (в них чувствуются традиции русской реалистической школы), но и ярко окрашены эмоционально.

Художник работал маслом, пастелью и темперой, чудесно владел акварелью, часто смешивал технику темперы и масла. Не чужды ему были и графические техники – простой карандаш, литография, офорт. Использовал Александр Лактионов также прессованный уголь и сангину.

 До конца жизни художник был верен реалистической манере письма, не признавая экспериментов. Его приверженность классическим традициям Репина, Серова, Малявина чувствуется во многих ранних работах. В 1950-х он обращается к европейским классикам – Ван Эйку, Лиотару. Его манеру критики называют фотографическим иллюзионизмом с чертами социалистического реализма.

 В кисти Лактионова чувствуется очень индивидуальное понимание правдивости искусства, своя художественная программа. Что бы не говорили критики о некоторых его полотнах, даже после смерти первая персональная выставка художника собрала тысячи ценителей его искусства.

 В нашей стране картины Александра Ивановича Лактионова хранятся в Третьяковской галерее, Русском музее, а также в некоторых областных музеях.  

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru СОВЕТСКАЯ ЖИВОПИСЬ