Стили и жанры
|
Художник, снискавший признание Вождя22.08.2016
Он получил четыре Сталинских премии за увековечивание руководителя государства, стоял у истоков создания и был первым председателем Академии художеств СССР, занимал всевозможные посты в художественной сфере, преподавал. Но, тем не менее, творческое наследие Александра Михайловича Герасимова состоит из более трёх тысяч полотен, в которых художник проявляется не только как служитель официального искусства. Впрочем, его жизнь и творчество были подчинены эпохе, в которую довелось жить целому поколению талантливых мастеров искусства.
Жизнь
Родной город Александра Михайловича Герасимова – Козлов Тамбовской губернии (теперь Мичуринск). Здесь в 1881 году в зажиточной семье местного купца родился будущий художник, архитектор, педагог, общественный деятель. Первым учебным заведением, где Герасимов получил художественное образование, было Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Азы творчества он осваивал под руководством В. Серова, А. Архипова, К. Коровина, А. Васнецова. Им Александр Герасимов был обязан двумя дипломами учебного заведения – архитектора и художника. В 1915 году А.М. Герасимов становится членом внепартийного сообщества «Свободное творчество», но в планы вмешалась война. Во время Первой мировой Александра Герасимова мобилизовали в армию, где он служил на Южном фронте в чине нестроевого солдата в санитарном поезде. В 1918 году Александр Михайлович вернулся в родной Козлов. Здесь, ещё за пять лет до этого, по его проекту был построен театр. Вернувшись с войны, Александр Михайлович работал в этом театре декоратором, оформляя художественную часть спектаклей. Здесь же он создал «Коммуну творчества Козловских художников». В Козлове художественные традиции были особенно крепки, восходили к иконописной мастерской братьев Юрьевых. В 1925 году Александр Герасимов переезжает в Москву, начинает педагогическую деятельность, вступает в АХРР. Именно здесь зарождался социалистический реализм как направление в изобразительном искусстве. Членство в Ассоциации художников Революционной России позволяет картинам Герасимова принимать участие в выставках. Летом 1934 года Александр Михайлович отправляется в творческую командировку. На протяжении трёх месяцев он путешествует по Турции, Франции, Италии и Германии. Он был одним из немногих художников, которым в то время разрешали не только выезжать за границу, но и представлять там советское искусство. В 1936 году Александр Михайлович Герасимов получает первое почётное звание – Заслуженный деятель искусств Российской Федерации, а также награду – первый орден Ленина. В этом же году художник отмечает 25-летний юбилей творческой деятельности. Работы за это время он собирает в первую персональную выставку, которая экспонируется в Москве. Среди картин одно из лучших произведений Герасимова – «Мокрая терраса» (другое название «После дождя»). В 1937 году картина А.В. Герасимова «Первая конная армия» на Всемирной выставке в Париже получает Гран-при. С 1939 по 1954 год он возглавляет Союз художников СССР. Поговаривают, что такому быстрому продвижению художника способствовала дружба с Климентом Ефремовичем Ворошиловым. В 1943 году Александр Михайлович Герасимов становится одним из первых деятелей культуры, удостоившихся нового звания в советском искусстве – Народный художник СССР. В течение 1940-х годов он получил четыре Сталинские премии. Одну из них за портрет старейшин советской живописи, остальные – за изображение вождя, за что снискал неформальное звание любимого художника Сталина. В годы войны пишет портреты героев Великой Отечественной, а также рядовых её участников. В 1947 году была создана Ассоциация художников СССР. И первым её президентом становится Александр Михайлович Герасимов. Во главе организации он будет находиться ближайшие 10 лет. В этом качестве он помогает развитию советской реалистической живописи, но вместе с тем, творчество всех художников, творящих в иных, более прогрессивных стилях, остаётся за бортом. В 1951 году Александр Герасимов получил учёное звание доктора искусствоведения. После смерти Сталина новый руководитель СССР Н.С. Хрущёв распорядился уволить А. Герасимова со всех должностей, а картины (особенно портреты Сталина) убрать из музейных экспозиций. 1957-1963 годах (последние годы жизни) были плодотворными в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта. В 1961 году художник был удостоен ордена Трудового Красного знамени. Не стало Александра Михайловича Герасимова в 1963 году. Он похоронен в столице на Новодевичьем кладбище. В память о земляке в 1977 году в Мичуринске (бывшем Козлове) в хорошо сохранившемся доме, построенном ещё в 1886-м отцом художника, был создан музей-усадьба А.М. Герасимова. Здесь находится постоянная экспозиция картин Александра Михайловича, и хранятся его личные вещи.
Творчество
В раннем творчестве Александра Герасимова ощутимо влияние французский импрессионистов, а также его наставников – Константина Коровина и Валентина Серова. Экспрессивный мазок, широкая манера письма, насыщенная цветовая гамма – черты творчества, которые он перенял у своих первых учителей живописи. Ранние работы художника: «Монастырская роща», «Большак», «Рожь покосили», «В саду. Портрет Нины Гиляровской», «Зной», «Букет цветов. Окно», «Пчелы гудят», «Белеет ночь». Однако, в 1930-е годы, как и многие художники того времени, Александр Герасимов начинает работать в стиле социалистического реализма. К ярчайшим его работам этого десятилетия можно отнести «Портрет И. Мичурина», «Портрет гравера И. Павлова», «Бойня», «Ленин на трибуне». Параллельно Александр Герасимов работает в жанрах пейзажа и натюрморта. Известная его работа тех лет - «Степь цветёт». Расцветом творчества этого художника можно назвать 1930-е годы. Первая персональная выставка, звание, орден. В это время он создаёт самое своё заметное лирическое полотно – «После дождя» или «Мокрая терраса» (1935). Картина написана в родном Козлове, где художник отдыхал сердцем. Необычайное впечатление, которое художник испытал при виде своего сада после дождя, он перенёс на холст. Впечатление от обычной мокрой террасы вылилось в хрестоматийное полотно. Исследователи отмечают, что прелесть этой картины именно в её рефлекторности, сочетающейся с высокой живописной техникой. Сам художник считал эту работу одной из лучших в своём творчестве. Хранится эта работа в Третьяковской галерее. Среди других картин Александра Герасимова того времени можно назвать «Доклад И.В. Сталина на XVI партсъезде», «Сталин и Ворошилов в Кремле», «Баня», «Портрет балерины Лепешинской», «Песня скворца», «Сталин и Горький в Горках», «Урожай», «Яблони», «Розыск». 1940-е – это работа преимущественно в жанре портрета. Изображения героических и рядовых фронтовиков разбавляли череду портретов вождей и партийных деятелей. «Гимн Октябрю», «Тегеранская конференция руководителей трёх великих держав», «Сталин у гроба А. А. Жданова» – образец официального советского искусства. Это крупные холсты, создававшиеся бригадным методом. Отдушиной стала серия картин природы вроде «Рожь-матушка», созданных в 1946 году, а также иллюстрации к гоголевской повести «Тарас Бульба» (1947). Сейчас трудно сказать, что чувствовал талантливый художник с хорошей школой, большую часть жизни посвятивший написанию портретов вождей, партийных деятелей и героев социалистического труда. Студенты вспоминают его советы: «Самое важное — ухватить жизнь за хвост, её неповторимость. Не гонитесь за особо официальными полотнами. Деньги получите, а художника в себе потеряете».
|