Стили и жанры
|
ОТТЕПЕЛЬ13.05.2017
О живописи советского периода можно рассказывать, дискутировать, размышлять и спорить до бесконечности. В данной статье попробую подробнее рассмотреть, так сказать, однозначную позицию среднестатистического обывателя, с которой мне пришлось недавно столкнуться в частной беседе, чётко разделяющую её на две категории: были художники обласканные советской властью и всеми сопутствующими благами, которые писали тематические картины далёкие от суровой правды реальной жизни, и, в основном, открыто пропагандировавшие коммунистический режим, и другая категория художников, которым это всё претило, отказывавшаяся принимать участия в прославлении режима. Они намеренно писали "рыбок, птичек, котиков", а также натюрморты с цветами и фруктами, скучные однообразные пейзажи и милые домашние сценки из жизни.
Мне такая позиция и дилетантская поверхностная оценка кажется, мягко выражаясь узколобой и совершенно несправедливой. Ведь что тогда получается, что не было в СССР ни живописи, ни настоящих художников, а одни только приспособленцы? Это ложь и хамство. Бороться с ними я буду всегда и везде по мере сил. Недостатки и достоинства жизни в СССР тема риторическая и неблагодарная. Тут миллионы мнений и личных примеров, и у каждого своя правда. Так что пропускаем этот момент. Но если кратко коснуться изобразительного искусства, а именно живописи, то на мой субъективный взгляд здесь есть несколько основных причин такого узкого , непримиримого идейного отношения к живописи, именуемой социалистическим реализмом - поверхностное представление, то бишь незнание материала, безграмотность и деградация, встречающаяся ныне сплошь и рядом, и упёртая точка зрения — всё, созданное в "совке", плохо потому, что это было создано в "совке", и всё! Ну, по поводу такого мнения могу сказать что это не лечится, проводить ликбез тоже мало реально рамках одной статьи. Я просто предлагаю посетить выставку, которая сейчас проходит в Третьяковской галерее и продлится до июня. Называется она "Оттепель" Это амбициозный проект, включивший в себя огромный пласт советской культуры периода 1953-1968-х годов, от смерти товарища Сталина "вождя всех народов" до полётов в космос. Грандиозно. И только ради простоты и неискушённости обывателя скажу просто - здесь рядом можно наглядно сравнить официальные и неофициальные картины художников соцреализма. Под упомянутым названием устроители объединили работы концептуалистов, нонконформистов и других представителей всевозможных направлений. Громкие имена художников говорят сами за себя - Казимир Малевич, Александра Эстер, Рогинский, Белютин, Золотников..... Пятнадцатилетний промежуток времени нагружен чрезвычайной плотностью исторических событий. Названия разделов говорят сами за себя. Эпоха Оттепели с избытком наполнена всевозможными противоречиями… Забавный факт, что в Московском музее идёт выставка с таким же названием. Я направляюсь туда. И вывод на сегодня я делаю такой: Главное, что объединяет это условное разделение на два полюса - это Советская Художественная Школа, школа как общее понятие, общий фундамент стоять которому века, и спорить о котором будут вечно.
Ирина Егина |