Советская живопись

Найти картину по теме или автору По цене от до рублей

Творческое объединение «Круг художников»

10.08.2017

В марте 1926 года в Ленинграде 18 художников-студентов ВХУТЕИНа  объединились, чтобы отражать в своих произведениях главные события, которые происходят в стране. Они не хотели принимать участие в других ленинградских художественных обществах, поскольку расходились с ними во взглядах.

 

Что было важным для нового объединения

 

Инициаторы, В. Пакулин и С. Чугунов, а также остальные уже прошли через искания в авангарде. Они поставили перед собой следующие задачи:

 

·        Отрицание индивидуализма.

 

·        Отказ от этюдизма.

 

·        Неприятие «литературщины».

 

·        Поиск стиля эпохи.

 

·        Живопись и скульптуру следует утвердить как настоящие профессии.

 

·        Учитывать все художественное наследие прошлого.

 

·        Участвовать в советской действительности.

 

Молодые художники и скульпторы были энтузиастами и романтиками. Они с воодушевлением и увлеченностью отозвались на призывы прессы создавать  «современные тематические картины». Состав «Круга художников» постоянно рос. В итоге их стало 50 человек. Кто не помнит выдающегося художника А.Н. Самохвалова, который также до 1928 года входил в это сообщество и в это время написал портрет «Кондукторша» и ряд других работ.

 

Места встреч

 

Постоянное помещение им никто не выделил. Они кочевали с места на место. Их встречи могли проходить в квартире А.И. Русакова, в Доме печати на Фонтанке, в Доме искусств, но чаще всего – в общежитии, где имели комнату В. Пакулин и А. Пахомов на Литейном проспекте. Там жарко обсуждались картины художников, проходило идейно-художественное воспитание. Так сплачивался коллектив.  Однако его члены желали выявить свою индивидуальность, а объединение – общие стилистические черты, которые были должны отличать его от многочисленных в то время группировок. Кроме того, они составляли отчёты  для Наркомпроса о своей деятельности и подготовках к выставкам. Готовясь к выставкам, все активно принимали участие в обсуждении написанных работ, которые должны быть востребованы. Это происходило в тесной товарищеской атмосфере.

 

Новое социалистическое искусство

 

Критиками в печати всё чаще поднимаются вопросы требования показа «коллективизма», «героики будней», «социалистических идеалов», что явлось, по их мнению, запросом времени. Все настойчивее от художников требуют оптимизма и классового подхода к социалистическому искусству. А. В. Луначарский желает видеть убедительный реализм, а с другой стороны – «символизм в декоративном и монументальном роде». Появляются работы: у К. Петрова-Водкина «Смерть комиссара» (1928), у К. Малевича «Скачет красная конница», у В. Фаворского – «Гражданская война» и «Октябрь», у А. Матвеева – скульптурная группа «Октябрь». Все эти впоследствии признанные мастера живописи и скульптуры различным образом разрабатывали тему революции. Но многие уже начинают понимать, что ничего личного они выражать не могут. Есть только официальное искусство, которое держит их в определенных рамках. «Круг художников» проявлял свою деятельность в двух противоположных направлениях. С одной стороны, они заявляли, что приветствуют коллективизм, а фактически каждый стремился творчески выразить лично себя.

 

Первая выставка

 

В Русском музее в течение всего апреля 1927 года экспонировались работы кружковцев. Их отбирали в пылу бурных споров. Но всё равно этот первый значительный опыт был несколько стихийным. Вячеслав Пакулин, у которого был непререкаемый авторитет, лично проверял, соответствует ли произведение высоте классики, и даже доводил их до совершенства. Замечательный организатор, в котором многие не чаяли души, сам В. Пакулин  выставил холст «Жница». На обороте он написал о цели, которую он поставил этим произведением перед собой. Хотя, работая над картиной, художник сделал много натурных зарисовок, образ «Жницы» получился символическим. Оригинальный А. Пахомов пытался объединить искусство Древней Руси и Раннего возрождения, ориентируясь, прежде всего, на Джотто. Его «Работница» или «Портрет в голубом», для которой моделью служила его жена, была написана специально для выставки. Еще в семи его картинах была та жизненность, с которой боролись кружковцы. Александр Самохвалов показал «Щебёнщицу», который обратился к теме труда. Несмотря на малые размеры, она производит впечатление монументального произведения.

 

Вторая выставка (1928 год)

 

Также была проведена в Русском музее. На ней было выставлено более ста пятидесяти работ, которые в целом получили благожелательные оклики. Выставку посетил даже нарком А. Луначарский. Это была вершина деятельности кружковцев.

 

Третья выставка (1929 год)

 

С нее начинается распад кружка, поскольку уходят несогласные с  коллективным руководством над работой А. Самохвалов, Д. Загоскин, С. Чугунов, Л. Британишский и многие другие. На этой выставке, как и на второй, были изданы каталоги. На обеих организовывали диспуты и лекции.

 

Распад объединения

 

В 1932 году было принято постановление ЦК ВКП(б), в котором было решено распустить все существовавшие  объединения и создать единый творческий союз. Бóльшая часть живописцев и скульпторов объединения вошла в состав ленинградского союза советских художников. Так закончилась деятельность «Круга художников».

 

Татьяна Пиксанова 

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru СОВЕТСКАЯ ЖИВОПИСЬ