Советская живопись

Найти картину по теме или автору По цене от до рублей

Лёгкая рука художницы Клавдии Александровны Тутеволь

06.09.2017

 От советского искусства нас отделяет примерно жизнь одного поколения людей. Именно они, молодые, в 1946 году ходили на выставки и обсуждали новые, выставляемые тогда, картины художников. Многих из этих людей сейчас уже нет, но остались их портреты, написанные в том числе и замечательной художницей Клавдией Александровной Тутеволь (1917 – 1980). С ними и другими её работами можно познакомиться на сайте «Советская живопись» мецената и коллекционера А.В. Гремитских, который кропотливо и с любовью собирает произведения лучших художников того времени, и всячески, зачастую пользуясь средствами массовой информации, пропагандирует советскую живопись и графику, что способствует популяризации советского изобразительного искусства, которое плохо знают наши молодые современники, но которое, однако, высоко ценят во всех странах мира.

 

Биография, обозначенная штрихами

 

В бурный 1917 год, ознаменованный в России с двумя революциями,  родилась будущая художница в маленьком городке Бозна, который находился в Черниговской губернии. Как юная Клавдия Тутеволь попала в Иркутск, в котором она закончила художественное училище, теперь нам уже, наверное, никто не скажет. Горельеф, ставший её дипломной работой, привлёк внимание преподавателей из столицы. Он предложили девушке продолжить художественное образование в Москве, которое было прервано внезапно грянувшей войной. Институт эвакуировали в Самарканд. Любимая,  и самая талантливая  ученица известного советского художника Александра  Дейнеки  в Средней Азии нашла в себе силы в голоде и холоде творить. Об этом нам рассказывают её картины и портреты того времени. Они очень интересны, и мы ниже на них остановимся немного подробнее. Лишь в 1948 году молодая художница закончила художественный институт им. Сурикова и была сразу принята в Союз художников СССР. Она, теперь художник-монументалист, работает в Москве в комбинате декоративно-оформительского искусства, затем преподаёт рисунок в Художественном училище им. С.Г. Строганова, позже становится профессором и руководителем мастерской монументальной живописи, членом закупочной комиссии Союза художников СССР.  Её многолетний труд был высоко оценен. Клавдия Александровна получает звание «Заслуженный художник РСФСР». Александр Гремитских, который собрал её наследие, написал проникновенную биографию этой удивительной художницы, чьи работы находятся в частных коллекциях любителей и ценителей живописи в России и Франции, Англии и Германии, США, Италии и Финляндии.

 

Портреты Клавдии Тутеволь

 

В дни тяжёлых боев, когда на фронт ушли почти все мужчины, К.А. Тутеволь в 1942 – 1943 годах пишет исключительно женские портреты. В коллекции А. Гремитских их девять. Перед нами женский портрет «Девушка с красным бантом». Обстановка, а на картине художницы мы видим только облезшие стены, видимо, убогая. Модель сидит в профиль к зрителю. Её глаза направлены на листы бумаги, которые она держит в руках. Какое известие и от кого она получила в Самарканде? От родных, которые далеко, от мужа или сердечного друга, который на фронте? Она печальна, и строго её лицо. Понятно одно, что им приходится тяжело, и это девушка прочитывает между строк.

 

Также в профиль написан потрет узбекской девушки в зелёном платке. Особой восточной красотой отмечено её лицо. Она украсила себя маленькими серёжками и ярким зелёным платком, коричневое платье, открывающее красивую шею, очень скромное, будничное. Кому придёт в голову надевать нарядную одежду даже для портрета в это трудное время. Печаль застыла на её лице. Но образ так хорош, что он просто должен пополнить коллекцию истинного ценителя.

Совсем в иной манере написан женский портрет «Узбечка». Немолодая женщина с натруженными руками облокотилась на толстый ствол изогнутого дерева. За её спиной льется свет, сама же она встала отдохнуть в тень. На ней красное платье, на которое падают оранжевые отблески солнца, красные шаровары и красные чувяки. Такими яркими красками, привычными для Самарканда, она хочет поднять себе настроение, на голову и плечи наброшена чёрная паранджа. На руке усталой женщины узенькое колечко, которое она носит, никогда не снимая. Этот великолепный портрет к сожалению нуждается в реставрации и продается со скидкой.

Даже «Цыганка», которая нарядно оделась и, сидя на стуле, позирует художнице, и та не весела. Красный платок покрывает её иссиня-чёрные волосы. Длинные серьги ниспадают к жёлтой легкой кофточке с зелёными отворотами и широкими рукавами, которая заправлена в светло-голубую пышную юбку. Но и она устала. Об этом говорит её надломленное тело и невесёлое выражение лица. Нет в нем бойкой завлекательности, присущей женщинам этой национальности. Колорит акварели безупречен и полон гармонии. Работа настолько хороша!

 

После войны

 

Когда закончилась война, то наряду с преподавательской деятельностью и монументальными работами Клавдия Александровна продолжала интересоваться станковой живописью. Портрет «Ветеран шахтерского труда» (1949) как можно было бы себе представить? Мощного перемазанного углём землекопа. А вот Клавдия Александровна увидела простую старую женщину, которая сидит у окна, и пейзажем за ним служит огромный терриконик – памятник  шахтёрскому труду. В ней всё предельно просто, никаких украшательств. Первое, что бросается в глаза – тяжёлые натруженные руки. Они говорят о модели даже больше, чем полное спокойного достоинства лицо. Возраст не согнул её спины, осанка  выражает уважение к прожитой жизни. Эта женщина никогда не гналась за удовольствиями, гулянками, но в праздники, наверное, веселей, чем она в молодости, было трудно было отыскать. Про таких женщин Н. Некрасов писал: «Посмотрит – рублём подарит». Тот, кто сможет узнать в ней наших давно ушедших бабушек, наверняка захочет приобрести эту глубокую психологическую работу.

Не менее интересен «Портрет учёного». Пожилой седоволосый, с окладистой бородой, человек пристально смотрит куда-то влево. Он только что читал, и оторвался от книги, которую держит в руке. Возможно, он обдумывает прочитанное, соглашается с автором или, наоборот, отрицает его мнение. Кто-то, глядя на этого деликатного интеллигентного человека, узнает в нём своего прадеда, от которого остались только крошечные пожелтевшие фотографии. Все, кому дорого прошлое, не пройдут мимо этого портрета, а задержатся и задумаются над ним.

«Женский портрет в красной шляпке» написан в 1952 году. Уже семь лет как закончилась война, и молодость берет своё. Молодой женщине хочется принарядиться, улыбаться жизни, ждать от неё сюрпризов. Девушка открыта жизни и счастью, которое она мечтает встретить.

 

Натюрморт

 

Особняком стоит картина Тутеволь «Амариллисы» – лирическое воспевание красоты цветов, которые распустились, когда за окном ещё лежит снег. Предвестники весны, алые цветы, стоят на длинных цветоносах, их обрамляют стрелообразные насыщенно зелёные листья. Это цветок очень непрост в уходе и может дать такое количество соцветий только в умелых и любящих руках. Это идеальная картина для интерьера, и будет уместна в любом помещении. Мы рекомендуем обратить на эту картину с цветами особое внимание.

 

Пейзаж

 

В Крыму в предвоенные годы в 1938 году проходила практику молодая художница. Там она написала пейзаж «Крым. Козы. Крымский источник». Не ищите на нем животных. «Козы» – это название деревушки под Судаком, посетить её можно и сейчас, правда современное название больше отражает её суть – Солнечная долина. Стиль этого крымского пейзажа выбивается из рамок реализма, это скорее импрессионизм. Солнце заливает весь пейзаж, от которого веет зноем и тишиной. Безлюдно. Только два человека решились выйти из домиков, прилепившихся к скалам. Вдали, в сиреневой дымке, закрывают весь горизонт высокие горы, над которыми виднеется чистая синева неба. В этом деревенском пейзаже Крыма прекрасно передано марево знойного дня. Тот, кому зябко дома в серые осенние дни, обязательно будет согрет теплом и освещен невыносимо бьющим в глаза солнцем. Я бы сказала, что это идеальная картина для офиса или интерьера квартиры, напоминающая что летом  можно наслаждаться круглый год.

 

Профессионалы в целом определяют живопись Клавдии Александровны Тутеволь как соцреализм и реализм.

 

 

 

Татьяна Пиксанова 

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru СОВЕТСКАЯ ЖИВОПИСЬ