Стили и жанры
|
Привлекательность картин соцреализма для коллекционеров и инвесторов18.11.2017
Мы сейчас попытаемся дать образное определение этому стилю живописи, называемому социалистическим реализмом. Его, как дерево, взрастили и вскормили на принципах, которые были заложены в ещё 1932 году по указаниям Партии и Правительства, это: · Народность. · Конкретность. · Идейность. Это дерево росло, ширилось и ветвилось на отдельные школы. Самыми мощными ответвлениями стали ленинградская, московская и харьковская школы живописи. Все остальные республиканские также питались соками этого древа, но имели свои национальные особенности. Главным связующим был реалистический и оптимистический подход к показу жизни советских людей. Этот стиль как единое целое просуществовал до 80-х годов прошлого века, а затем начал медленно угасать. Древо усыхало, не вызывая ни у кого никаких бурных эмоций. И вдруг, начиная с лихих 90-х, сначала иностранцы, а потом, начиная со второго десятилетия уже нашего, XXI века, отечественные инвесторы тоже начали проявлять к социалистическому реализму большой интерес, к сохранившимся в России уже в скромном количестве, по сравнению с тем что было, его «листьям», то есть, к графике, плакатам, мелкой скульптурной пластике и к живописи соцреализма. Мы попытаемся разобраться, почему это произошло. Советская школа живописи
В изобразительное искусство государством, которое являлось некогда практически единственным заказчиком, вкладывалось немало средств. Шесть лет художников бесплатно обучали в высших учебных заведениях. В зависимости от природного таланта из них могли выйти очень даровитые и умелые живописцы или крепкие мастера средней руки, без полета фантазии и чувства, но с реалистичной, доступной для восприятия передачей предметов, людей, животных. Задачей художника становилось выполнение социального заказа, но для себя он делал то, что радовало его самого и вселяло в сердце зрителя способность растить душу. Эти работы часто оставались просто в мастерской, потом наследовались семьёй живописца, графика или скульптора. Такие работы сейчас найти достаточно сложно. Но это и входит в задачу инвестора. В настоящее время графика и живопись советского периода искусствоведами не особенно изучаются в связи с их достаточно низкими ценами. Поэтому инвестору приходится полагаться в основном на своё впечатление и выработавшийся самостоятельно вкус. Кроме того, в своё время лучшие работы соцреалистов печатались на обложках журналов, в учебниках и на открытках, чтобы «трудящиеся массы», которые в основном не ходили на выставки, могли познакомиться с искусством хотя бы по иллюстрациям. Это является большим подспорьем для инвестора, поскольку в печать выходили всё-таки лучшие произведения своего периода. Эксперты считают, что состоятельными россиянами, покупающим советскую живопись и графику, руководит ностальгия по прошлому, которое никогда не вернётся. Оно сохранилось, например, на полотнах Александра Бубнова («Портрет Сталина», 1940 год), Георгия Нисского («Над снегами», 1959 – 1960 год), которые на западных аукционах сейчас оцениваются в примерно $1 млн и 1,176 млн фунтов стерлингов соответственно. С течением времени стоимость таких картин соцреализма может подняться в десятки раз. Так что этот рынок по оценкам профессиональных галеристов в ближайшие 10 – 20 лет имеет огромные перспективы. Общая характеристика стиля
В начале 30-х годов монопольно господствовала стилистика апофеоза. Вот панно Александра Дейнеки «Стахановцы», на первом плане на фоне безоблачного неба ровным строем радостно шагают мужчины и женщины в белых одеждах. Они – строители нового светлого будущего. Это не люди – небожители, которые смотрят в вечность. Слева – физкультурницы в красном, справа – народные массы, которые несут алые знамёна. Затем эта композиция повторится в огромном полотне Василия Ефанова «Знатные люди Страны Советов». Бригада художников изобразит коллективный портрет героев труда, полярников, лётчиков, акынов, артистов. Всё должно было воспитывать «инженерами человеческих душ», как называл Сталин художников, советского человека в духе строительства социализма. Система государственного заказа, которая начала действовать ещё в 20-е годы, требовала понятной живописи, которая бы служила иллюстрацией действительности или картин прошлого. Борис Иогансон, например, написал большую тематическую картину «На старом уральском заводе», где действует классовый конфликт - хозяин с неприятной внешностью погружен в тень, а фигура рабочего в оборванной одежде освещена светом. Во время и после Великой Отечественной войны советские художники начали всё чаще обращаться к батальному жанру, иногда наполненному историческим содержанием. Примерами служат знаменитая картина Александра Бубнова «Утро на Куликовом поле», писавшаяся с 1943 по 1947 год, на которой русское войско ждёт начала битвы с монголами и большая картина Аркадия Пластова «Фашист полетел» ( 1942 год) с убитым ребёнком-пастушком, рядом с которым тоскливо воет собака о несбывшейся жизни маленького хозяина, которая наполняет душу зрителя драматизмом. В таком искусстве и живёт человечность. Но в социалистических пейзажах для государства важен масштаб. Популярными становятся гигантские стройки - Магнитка, Днепрогэс, электростанции, заводы и фабрики, стройки. Им можно противопоставить ясную и светлую работу Татьяны Яблонской «Утро», где с первыми солнечными лучами в светлой комнате девочка-подросток делает зарядку. Добрую улыбку вызывает эта милая жанровая картина. Вместе с ребёнком мы встречаем новый день. Это уже не декларация, а человечное искусство. Однако портреты по-прежнему пишутся монументально: Борис Иогансон – «Портрет актрисы Зеркаловой» или в салонном стиле – это Илья Машков, Александр Герасимов – «Портрет балерины О. Лепешинской». Неожиданно монументальными становятся портреты Михаила Нестерова: «Портрет скульптора В. Мухиной». Монументальность распространяется и на натюрморты. Во всём должно быть изобилие. Это – «Снедь московская», «Советские хлебы» Ильи Машкова, например. Достаток, в полной мере характеризующий тенденции эпохи, виден на портрете писателя-сибарита Алексея Толстого кисти Петра Кончаловского. Стол ломится от явств. Чего на нём только нет - огромный окорок, ломти белой рыбы, жареная курица с яркими красными помидорами, зелёные огурчики, жёлтый лимон, рюмки с разными напитками. Всё это массивное, тяжёлое. Это приветствуется государством. Спортивные тела на картинах Александра Дейнеки обрастают мышцами, становятся мощнее. Александр Самохвалов пишет метростроевок как олицетворение силы и мощи созидания. Таковы его женские «земные божества». Не забыты и применяются методы импрессионистов. Александр Герасимов пишет парный портрет Сталина и Ворошилова, который называется «После дождя». Эта атмосфера влаги сближает вождей, делает их образы более открытыми, человечными. Но при изображении парадов всё по-прежнему строго, выверено, академично. Постепенно социалистический реализм меняется. Картина Александра Лактинова «Письмо с фронта» была распечатана на множестве открыток, превращаясь в смесь реализма и мещанства. Таковы и жанровые картины Фёдора Решетникова «Прибыл на каникулы» и «Опять двойка». Нельзя сказать, что они плохи, просто они показывают тихую семейную жизнь людей, всем понятную, не пафосную, потому они и становятся популярными. В этих жанровых сценках одновременно с тем присутствует дидактичность и назидательность. В массе своей души у людей просты, а умы ещё проще, им такие картины соцреализма дают понятную пищу. Постепенно из их сознания начинает вытесняться тоталитарное искусство, которому на смену приходят новые стили и новые художники. Андеграунд начинает поднимать голову, а соцреализм постепенно увядает. Как купить картины художников соцреализма
Лучшие из лучших (Дейнека, братья Ткачёвы, оба Герасимова, Пластов, Самохвалов, Юон, Бакшеев, Яблонская, Решетников) оцениваются у нас и на Западе очень высоко. Их работы, художественная ценность которых никем не оспаривается, продаются сегодня за десятки тысяч долларов. Мы считаем, что это не предел. Картины соцреализма и далее будут перепродаваться на вторичном рынке, цены будут всё больше увеличиваться и станут приближаться к стоимости произведений Пикассо и Дали, то есть к цифрам в сотни тысяч и миллионы долларов. Что же делать инвесторам, у которых не хватает средств на общепризнанные шедевры социалистического реализма? Им остаётся возможность разыскивать и выбирать произведения художников второго ряда (А. Чебаков, В. Мариупольский, С. Григорьев). Но и это достаточно сложно. Ценовой диапазон невелик. Он составляет примерно 2000 – 5000 долларов и, что важно, в силу относительной своей новизны, не привлекает любителей подделок. Для подделок антикварной живописи, что имеет смысл, начиная с порога стоимости в несколько сотен тысяч долларов, обычно берётся на два-три порядка более дешёвая, но обязательно старая, соответствующая по времени работа другого, малоизвестного художника, смывается подпись и ставится желаемая. Так происходит не столько с произведениями советских художников, которых подделывать пока что нерентабельно, сколько с работами наших признанных дореволюционных классиков, например с пейзажами И. Шишкина и И. Айвазовского. Это – старый, давно отработанный приём. Что же делать инвестору в этом случае? Только полагаться на свою интуицию. Сейчас ещё вполне можно купить качественную советскую живопись, поскольку пока предложений чрезвычайно много по цене значительно ниже рыночной. При этом можно открыть талантливых художников, не оценённых в своё время. Социалистический реализм изучен мало, перспективы вложить средства в талантливое произведение по низкой цене очень велики и заманчивы. Состоятельные покупатели в настоящее время не останавливаются перед ценами от 5 до 15 тысяч долларов, потому что хотят собрать лучшее и иметь у себя в коллекции одаренных, сильных живописцев. В семьях художников иногда имеются запасы нереализованной графики и картин маслом, которые можно купить пока что относительно недорого, собрав, таким образом, коллекцию, которая со временем весьма значительно поднимется в цене. Продажа картин советских художников
Это ключевой вопрос. Арт-рынок у нас в стране только начал формироваться. Оценка стоимости произведения искусства достаточно субъективна и зависит не только от имени, наград и регалий, но и от искренности, идущей от картины художника. В российские галереи уже сейчас поступает достаточное количество произведений на повторную продажу, но уже с заметно увеличенной ценой по сравнению с той, которую за эти же работы платили всего несколько лет назад. Статистики пока ещё не существует, но галеристы отмечают заметный всплеск цен на живопись эпохи Советского Союза. В принципе можно подумать, чем реализация произведений изобразительного искусства в галерее отличается вообще от продажи живописи? Вручение визиток посетителям галереи – неплохой вариант. Также нужен хорошо продуманный, запоминающийся логотип. Если клиент купил то, что ему требовалось, то он обязательно вернётся к вам снова. Значит, ваша задача – хорошо осмыслить желания покупателя. В одном месте собрать пейзажи, в другом жанровые сценки, в третьем – натюрморты. В качестве рекламной акции можно выставить на продажу всего одну картину. К ней потребуется подробное описание – биография автора, его стиль и манера письма, полный анализ выставленного произведения и консультации работников галереи. Или собрать картины одного художника в одном месте. Вариантов продаж можно подобрать множество. Покупатель обычно приобретает не товар, а решение своей проблемы. Нужен маркетинговый ход, благодаря которому произведение искусства должно стать предметом покупки не для одиночек с очень толстым кошельком, а заинтересовать в этом более широкий круг потребителей. Например, выставка картин художников по «дружественным ценам». Это, конечно, далеко не всё, но главное – начать работу в этом направлении и, не останавливаясь, её совершенствовать. Картины соцреализм подходят больше всего инвесторам, не склонным к особому риску. Здесь для галериста важно объяснить колеблющимся любителям мысль, что это приобретение со временем обернётся сторицей, а пока они – обладатели кусочка нашей недавней истории. Арт-рынок в нашей стране, к сожалению, не сложился до сегодняшнего дня. Коллекционер исходит из чувства, которое пробудила в нём картина, инвестор – в основном от дохода, который может быть получен. Это аксиома.
Татьяна Пиксанова |