Стили и жанры
|
Советский художник Виктор Попков12.01.2018
Трагическую радость пронёс через всё своё творчество рано ушедший из жизни художник и график Виктор Ефимович Попков. О нём сейчас говорят как об одном из создателей «сурового стиля» в советской живописи. Ныне некоторые его картины находятся в ГТГ, ГРМ, в Музее реалистического искусства, а в конце «хрущевской оттепели» не хотели даже брать на выставки работы члена Союза художников СССР. Своей прямотой и открытостью он пришёлся не ко двору. А художник пытался проникнуть в тайны человеческой души. Он всё время экспериментировал. И ещё ему очень хотелось, чтобы его работы не замалчивались, а обсуждались.
Трудное детство
Витя родился 9 марта 1932 года в Москве, куда в поисках лучшей доли переехали его родители-крестьяне. У них родилось четверо детей, Виктор был вторым. Не успели они как следует обжиться, как началась война. Уходя на фронт, отец просил жену не выходить больше замуж, если он погибнет. Он считал, что вдова с такой обузой никому не нужна. В 41-м пришла похоронка. Отец погиб под Смоленском, когда выносил из боя раненого. Ему было 36 лет, а раненый выжил. Степанида Ивановна так больше замуж и не вышла, и с детьми перебралась в Мытищи. Там, в заводской коммуналке, прошло детство Вити. Материально семье было очень трудно. Они жили в бедности, но в дружбе и согласии. Мать была одновременно строга и нежна со своей ребятнёй. И тут в семью пришла ещё одна беда: умер младший братик Толик. Витя так тяжело переживал, что не смог пойти на похороны. Было ещё одно страшное событие в жизни Вити, на него напал бык. Если бы не вовремя подоспевшая помощь, то его жизнь, возможно, оборвалась бы.
Учёба
Ребёнка всё время тянуло к бумаге. С большим удовольствием он делал переводные картинки. Однажды мальчик заметил на улице художницу с мольбертом. Ему сразу же захотелось рисовать так, как она. Малограмотная мать отвела его в художественную студию. В общеобразовательной школе мальчуган был старательным и прилежным учеником, а в изостудии уже начали проявляться способности Вити, и учителя уделяли ему бόльше внимания. Он рисовал всё, что видел - людей, дома, деревья. Стали появляться натюрморты и пейзажи. Мать понимала сына и поощряла его занятия.
Обучение профессии и первые шаги в творчестве
В 1952 году Виктор Попков становится студентом Суриковского института в Москве. Он поступил на факультет графики, хотя его тянуло к живописи. Но учёба у Е. А. Кибрика в течение шести лет сказалась позже в работах Виктора Попкова как живописца. В это же время сам Виктор живёт скромно, а скорее, скудно и тесно вместе с матерью, старшей сестрой, женатым братом с ребёнком, и работает в коридоре. Он, как и вся семья, зачастую недоедает и заработанные деньги отдаёт матери. Картину «Строители Братской ГЭС» 27-летнего студента купила ГТГ. Подобные покупки всегда говорили, что творчество художника ярко и неординарно. Если его однокурсники, готовя дипломные работы, писали по 3-4 картины, то Виктор – 13. Когда он окончил институт, то сразу примкнул к живописцам, которые начали создавать так называемый «суровый стиль». Это были Дмитрий Жилинский и Виктор Иванов. В. Попков вместе с ними отходил от классического изображения натуры, передавая её монументально и мощно. Каждый из этих художников искал своё творческое лицо. Это, однако, не означало протеста против системы. Виктор Попков никогда не противопоставлял себя советской власти.
Личная жизнь
Виктор женился на своей однокурснице Кларе Калинычевой, и в 1958 году у них родился сын Алёша. Они жили вместе с её родителями. Дружно прошли изматывающее безденежье, тесть и тёща выделили им комнату, в которой они вместе работали. Клара Ивановна была талантливым человеком, сотрудничала с издательством «Малыш», оформляя детские книги. Её стойкость помогала в трудные дни Виктору Ефимовичу не впадать в депрессию.
Творческие поиски
Очень интересна его работа, которую он написал сразу по окончании института – «Весна в депо». Это ещё классическое реалистическое произведение в стиле наших академиков, таких, как Решетников, Пластов, Герасимов. Яркая, впечатляющая картина изображает молодого рабочего и девушку на фоне двух огромных красных колес локомотива. Казалось бы, это обычное явление, но на картине художника оно становится поэтическим моментом. Более раннее произведение, о котором уже упоминалось, «Строители Братской ГЭС», представляет нам уверенность в себе, силу и мужество людей, работающих в Братске. Художник тщательно продумал фон картины. Он чёрный и делает акцент на людях, которые наполнены сдержанной энергией и суровостью. Это рабочий класс во всём величии, который занимается не творческим, а монотонным тяжёлым трудом. Образы рабочих иконографичны. Обыденность снята, здесь проявилось смысловое обобщение, желание Виктора Ефимовича думать, держа в руках кисть. За картину «Бригада отдыхает» (1962 – 1965), Виктор Ефимович получил премию на выставке в Париже. У этой работы удивительно продуманная круговая композиция и золотистый фон, который напоминает иконы. Сами рабочие заняты чтением, игрой в шахматы и просто сном. Вот художник уже дважды переживает взлёт. О нём пишут и спорят. Но заканчивается «оттепель», и наступают другие времена. Власть старается покончить с «исканиями». Попков же размышляет, что он или будет писать в указанных рамках и приносить домой заказы и деньги, или станет работать свободно, но уже ничего не получит. В андеграунд живописец не уходит, а переключается на другие, более камерные темы.
Психологические работы
К лирическим произведениям этого периода – конца 60-х годов – можно отнести такие картины, как «Двое», «Три художника», «Семья Болотовых». В них показана частная жизнь простого, ничем не примечательного человека. Опустошённый риторикой, которой наполнена идеология, В. Попков не может долго задержаться в этой тематике. Ему самому требуется душевный подъём, чтобы продолжать работать дальше.
«Мезенские вдовы»
В творческую поездку на Север, в Мезень, художник отправился в 1966 году. Он снимает комнату в доме одной старой женщины и становится свидетелем вдовьих посиделок. Они сидели долго, вспоминали былую молодость, пили брагу, закусывали лепёшками и рыбой. Для художника открылся неведомый прежде пласт жизни, проведённой в одиночестве без мужей, детей, внуков. Их жизнь прошла незримо на незамеченной земле. Померкли молодые годы, они прожили жизнь вдали от искусства, света и любви. Чувства их горьки и помертвели, а мечты развеялись. Так родилась картина, определившая весь цикл: «Воспоминания. Вдовы». Было взято большое полотно, и на нём были изображены древние старухи, которые, кроме тяжёлой работы, ничего не видели. Никакого уюта на картине нет. Иконописны все морщинистые иссохшие лица, все персонажи чётко, графично очерчены прямыми и угловатыми линиями. Худая старуха в центре кажется сошедшей с иконы. Она прямо держит спину. Её не согнула жизнь. Это картина-притча. В ней обобщается трагедия всех вдов русской земли. В. Попков внимание сосредотачивает даже не на лицах, а на огромных исковерканных работой руках. Дети где-то далеко, а они доживают свой век в тоскливом одиночестве маленькой северной деревушки. Север скуп на цвет. Это подчеркивает серый колорит комнаты, сталь самовара. Все вдовы одеты в яркие красные платья разных оттенков. Именно этот цвет задаёт тон радостной трагичности всей картине, как считал сам художник. Он объединяет всех старух, как родных сестёр, показывая их как ипостась одной души. Красный цвет, цвет жизни, открывает внутреннюю силу вдов. Откуда она берётся? Они смиренно, по-христиански приняли свой крест и достойно его несут. Это личная тема Виктора Ефимовича, у которого стояла перед глазами родная мать. Степанида Ивановна была набожной, очень верующей и работала в церкви. Начиная новую картину, сын всегда приходил к ней и просил благословенья.
Ни дня без веры
Во времена массовой атеистической пропаганды Виктор Попков не боялся обращаться к религиозным темам. Он не был воцерковленным человеком, но близость с матерью, которая работала звонарём в церкви, возможно, влияла на него. Показательна картина «Мать и сын» (1970). На картине поздний вечер, в комнате застыла тишина, больной сын, совершенно расслабленный, лежит на постели, полностью укрытый одеялом, так что видно только одно его лицо. Над ним образ Богородицы. Он внимательно слушает, как мать молится, стоя под красным абажуром, который отражается в окне. Его красный цвет повторяет подушка и сшитое из кусочков одеяло, которое выглядывает из белого пододеяльника. На картине умиротворение создает тёплый жёлтый цвет, а напряженность – красный. Единение с матерью решается также цветом - белым и красным, которые присутствуют в обоих образах. В 1972 году появляются две картины: «Майский праздник» и «Северная часовня». В них выражены духовные искания художника, и нет конкретных сюжетных линий, а только храм, часовня, дети. Вот на такой христианский подтекст настраивается В. Попков. Это не вызывает одобрения в верхах, и его картины снимают с выставок.
«Шинель отца» (1972год)
Персонаж на картине примеряет шинель погибшего на войне отца. Это автопортрет, на котором В. Попков одел шинель тестя. Его страшно мучает вопрос: достоин ли он её. Его настигли в это время страшные воспоминания. Он опустил взор и замер на какое-то время. Тяжесть военного лихолетья легла ему на плечи. За ним стоят три женских образа: старуха потихоньку уходит, женщина средних лет скорбно замерла, а молодая о чём-то говорит ему. Виктора Ефимовича волновал вопрос, как оценит молодое поколение подвиг прошедших фронт воинов. Эта картина – напоминание об их героизме.
«Хороший человек была бабка Анисья» (1971 – 1973)
Здесь мы видим размышление о ценности жизни и таинстве смерти. Ещё в 1966 году во время душевного кризиса тесть успел вынуть Виктора из петли. Так что он всерьёз относился к этим непростым вопросам бытия. На картине помимо похорон мы можем увидеть портрет мальчика на дереве. Это сын В. Попкова. А его мама – справа в группе. На огромной картине, которую художник не знал, где можно разместить, написаны деревенские похороны неизвестной никому, кроме односельчан, бабки Анисьи. Замыслом художника стало изображение величия земли и каждой человеческой жизни. Эта мысль раскрывается постепенно. Мы видим огромный дуб, простоявший века, который покрыт увядающими багряными и ещё зелёными листьями, означающими вечное продолжение жизни. Две группы людей разделены по месту расположения и по колориту. Ребенок встал спиной к могиле и лицом к зрителю. Он в растерянности и не понимает, что сейчас происходит. Художник на всю картину похорон смотрит сверху и пишет темперой практически разноцветную икону. Трагедия ухода из жизни решается в ярких осенних красках, так как бабка Анисья была хорошим человеком, и природа, провожая её, светится золотом и багрецом. Потом картину замалчивали и не выставляли. А Виктор Ефимович очень переживал: он мечтал, что будет дискуссия…
Последняя работа
В 1974 году в Михайловском Виктор Ефимович начал работу над новым произведением «Осенние дожди. Пушкин». Вернувшись на какое-то время в Москву, он искал такси и случайно обратился к инкассаторам. Те, решив, что это – нападение, моментально выхватили оружие, застрелили В. Попкова в упор и тут же уехали. Было 23 часа. Художники, бывшие с ним, разбежались. Потом его увезли в больницу, где он скончался 12 ноября 1974 года. С ним прощались в Доме художника на Кузнецком мосту. Тогда и выставили его «Бабку Анисью», которая оказалась панихидой по живописцу, и незаконченного «Пушкина» под дождём, который плакал о своём авторе. Его отпевали семинаристы, батюшка сказал проповедь, мать ударила в колокола, и его понесли. Похоронили В.Е. Попкова на Черкизовском кладбище. Закончить хочется отрывком из стихов Виктора Ефимовича о себе: «Тихо буду любить, тихо буду болеть, тихо буду я жить, тиха будет и смерть. Смерть! Придёшь? Я смолчу».
Татьяна Пиксанова |