Советская живопись

Найти картину по теме или автору По цене от до рублей

Жизнь и творчество замечательного советского художника Юрия Ивановича Пименова

27.03.2018

Романтик и поэт в живописи, коренной москвич, Юрий Иванович Пименов (1903 – 1977), прошел вместе со страной все этапы её сложного пути. Он на протяжении творческой жизни менял стили и направления, пока, наконец, не пришёл к тому, что больше всего отражало бытие людей, социалистическому реализму. В его картинах, написанных ярко, сочно, с энтузиазмом, зритель видит портреты гордых своей работой крановщиц, радостных девушек-маляров, молодоженов, пейзажи новостроек. Мы явственно слышим цокот каблучков по доскам, которые перебросили через лужи, шелест платьев…

 

Детство и юность

 

В Замоскворечье в 1903 году в семье юриста, присяжного поверенного Ивана Васильевича и его супруги-домохозяйки, Клавдии Ивановны, в девичестве Бабаниной, происходившей из купеческого рода, появился на свет сын Юрочка. В совсем небольшой квартирке были низкие потолки, мебель была обтянута старинной обивкой, часы, конечно же с боем,  по вечерам стрекотал сверчок. В доме покой и дремлет тишина. Ребёнок начал учиться в 10-й гимназии. Он был застенчивым мальчиком, который любил гулять по Москве. Она тогда была совсем небольшой. Быт был неспешным. По Ордынке, выложенной булыжником, двигались под цветными дугами ломовики. За окнами деревянных флигелей с кружевными занавесками цвела герань. Всё замечал и всем любовался подросток: узорными наличниками на окнах старых домов, сугробами перед Рождеством, буйством масленицы, визгом полозьев, голубями в весеннем небе, слушал вечерний благовест и скрип телег.  Он бегал с мальчишками по Якиманке, играл в разбойников. Только чаще, чем другие мальчуганы, Юра ходил к Москве-реке, рассматривал с Большого каменного моста, как в воде плыли облака, как горит золото куполов Кремля.

Но тихая жизнь  скоро закончилась. Пришла война, а затем – пролетарская революция. На Красной площади слышались выстрелы, распевались новые песни, горели кумачи флагов, лозунгов и плакатов.

 

После войны и Октября

 

Из 26-й школы, которой стала его гимназия, Юра часто приносил двойки. Очень трудно мальчику было на уроках математики, зато рисование захватывало его целиком. Учитель рисования Алфёров направил Юру в Замоскворецкую школу рисования. В ней началом стали рисунки гипсов, натюрморты, натура. Он часто забегал в Третьяковскую галерею, которая была рядом с его домом. Одна из многочисленных картин художников внезапно открыла для него мир живописи. «Грачи прилетели» стали окошком в новый мир. Он не раз копировал эту гениальную работу А.К. Саврасова, а потом – и другие пейзажи: Левитана, Бенуа, Сомова. В 17 лет Юрий поступил во ВХУТЕМАС. Пять лет он учился живописи и графике у таких корифеев, как В.А. Фаворский и С. В. Малютин. Пешком он ежедневно шёл из Замоскворечья к Мясницким воротам и наблюдал, наблюдал, наблюдал. Москва была пустынна ранним утром. Трамваи не ходили, заборы везде были разломаны: ими топили печки. Доламывались пустые дома. В булочные стояли очереди за хлебом. Еще во время учёбы студент начал сотрудничать в журналах. А когда обучение пришло к концу, то он стал одним из учредителей Общества станковистов. Он радостно воспевал новую действительность: спорт, индустриализацию. В это время Ю. Пименов находился под влиянием экспрессионизма и был очень дружен с А. Дейнекой и А. Гончаровым.

 

Три начинающих художника

 

С Андреем Гончаровым Юрий рассорился при первой же встрече, но потом подружился на всю жизнь. Александр Дейнека создавал свои первые картины, в которых видна молодость государства и юность художника. Он жил в Лиховом переулке, и мольбертом ему служил чемодан. На картинах художника кипела новая жизнь: конструкции цехов, крепкие бабы и мужики, строящаяся железная дорога. В комнатке Дейнеки три друга делали декорации к «Цементу» Гладкова для постановки во МХАТе. Шёл отказ от старого: Рафаэля, Рембрандта, но куда идти, Ю. Пименову было неясно. Он уже написал «Инвалидов войны», «Даёшь тяжелую индустрию». Но ему не нравились рациональность и холодность его работ.

 

Трудное становление

 

В 1931 году раз и навсегда Юрий Пименов женился на Наталье Константиновне Бернадской, которая стала его излюбленной моделью. К 1932 году художник ищет новый пластический язык. Но его постигает беда: проиллюстрированную им книгу признали формалистической. Он оказался без денег и заказов на работу. Семья жила на заработки жены-стенографистки. Художник был в затяжной депрессии. Даже друзья юности перестали с ним общаться. Их захватил водоворот новой жизни, а Юрий Иванович уезжал на целый день из столицы и наслаждался запахами цветов и трав, зарослями ив над маленькими речушками. Постепенно он наполнялся радостью. Москва вновь стала удивлять. В её центре все дома в лесах, в Охотном ряду кипит стройка, набережные становятся гранитными, появляются новые мосты, булыжник заливают асфальтом. Даже убрали Сухарёвскую башню, нет и Страстного монастыря. На Садовом вырубили все столетние липы. Улицы расширяют, передвигают дома. Строят метро, и на улицах в комбинезонах, перепачканные глиной, появляются молодые девчата и ребята. Это из-под земли вышли метростроевцы.

 

«Новая Москва»

 

В 1937 году написана эта картина, которая стала визитной карточкой Юрия Пименова. По площади Свердлова весело бежит кабриолет. За рулём – вот новость – девушка с золотистыми короткими волосами в светлом летнем платье. В сизой от марева жаре растворяются высотки Охотного ряда. Вся картина художника наполнена движением. В этом её главное очарование.

 

Великая Отечественная

 

Художнику навсегда запомнился серый день с проливным дождём, когда танки проходили через столицу прямо на фронт, слёзы смешивались с дождём. Помнилась и разбитая бомбами станция Бологое в 43-м. На «Прифронтовой дороге» – следы шин, «ежи», глубокие сугробы по обочинам. Тяжесть и тревога московских будней отражена в картине художника «Ночная улица». Холодная зима 42-го. По ветреной улице в глубоких сумерках чуть бредёт через строй «ежей» женщина. Лицо застывшее, суровое. В нём есть одна решимость – победить. Она заменила мужа или брата у станка и вот теперь под пронизывающим ветром возвращается в пустую, холодную квартиру. В 1944 году мотив «Новой Москвы» был использован в картине «Фронтовая дорога». Также женщина в ушанке в отрытой машине за рулем. Рядом с ней боец в каске, по обочинам – танки, впереди – грузовики с солдатами. Дорога мокрая, скользкая, опасная. Но женщина совершенно уверенно ведёт машину.

 

После войны

 

В 1960-м году Юрий Пименов снова вернулся к этой теме. Её можно найти только в репродукциях старых номеров «Огонька», где она находится, теперь не знают даже родственники  художника.

С 1963 по 1967 год  появляется цикл «Новые кварталы». Мы видим крановщика, который выглядывает из окошка башенного крана. А кругом возводятся всё новые и новые дома. Крановщик на картине художника «Район завтрашнего дня» в центре жизни, он строит молодую столицу.  А вот женщина моет окно в новой квартире. В «Свадьбе на завтрашней улице» молодожёны идут по шатким деревянным мосточкам, проложенным через грязь новостройки. Рядом с ними горы подготовленных к использованию строителями труб. Вдалеке высотки и башенные краны. Солнце и радость и шумная весёлая жизнь пронизывают это полотно.  Мы также видим новосёлов, которые только-только въехали в свой дом ночью. Они, не разбирая вещей, целуют друг друга. Очень светло и романтично ощущал мир уже опытный мастер. В 1967 году за этот цикл Юрий Пименов получил Ленинскую премию.

 

Неизменный праздник – театр

 

Совсем мальчиком родители привели Юрочку в театр, точнее, в оперу. Он навсегда влюбился в этот мир. Запомнил сугробы у колонн,  узорный свет оранжевых фонарей, скрип полозьев, огромные двери, ослепляющий свет фойе, тонкий аромат духов, приглушенные разговоры, негромкий смех, своё отражение в огромном зеркале рядом с дамами, которые поправляли нарядные вечерние платья и пышные причёски, ожидание в темнеющем зале чего-то невероятного. Много позже, через 40 лет, Юрий Пименов уже работал в разных театрах и узнавал этот мир за кулисами. Он очень увлёкся, узнал его, но очарование театром не исчезло. Художник сожалел, что почти отовсюду ушёл занавес. А он волшебным образом создаёт границу между зрителями и сценой. Постепенно был создан цикл холстов «Таинственный мир зрелищ». Вот одна из картин художника – «Перед выходом на сцену». В простой театральной уборной у трельяжа – актриса. У неё бледное лицо, чёрное платье, высокая причёска. Всего часа два назад она была обычной женщиной на улице. А теперь она находится в сосредоточенном состоянии перевоплощения, строго глядя в зеркало. Скоро будет её выход, и на сцене она забудет себя, станет исполнена тайны, волшебства, смеха, слёз. Художник сумел передать то чувство самоотдачи, которое испытывают актёры. Работая в театре и кино, по просьбе С. Герасимова Юрий Пименов делал эскизы к фильму «Красное и чёрное».

 

Венеция

 

Юрий Иванович Пименов дважды посетил этот город. Первый раз в 1928 году, а потом – через 30 лет. Московского живописца в Венеции интересовало всё: гондолы под дождём, оживлённое движение в каналах и просто атмосфера, которую так любил Каналетто.

В 1958 году он написал «Одинокую продавщицу цветов». Художник сделал несколько быстрых набросков пока площадь была пуста и женщина в тёмном платье стояла одна нагнувшись над своими деревенскими корзинами. Её окутывает серебристый свет, идущий от влажных тротуаров и домов.

 

В мастерской художника на Масловке

 

В 1937 году Юрий Пименов был счастлив, получив собственную мастерскую. Теперь он здесь полновластный хозяин. Перед ним репродукции любимых работ гениев - Рафаэль, Врубель, Гойя, Мане, Милле. На светло-серой стене полка с книгами. На небольшом столе ваза из Венеции – фиолетовое стекло мурано. В ней стоят чёрные и белые перья страуса. На подрамнике гость может увидеть новый холст: Т. Самойлова в роли Анны Карениной.  А вот паренёк среди остатков вырубленной берёзовой рощи. Это «Юность. Мечтатель». За ним видны новостройки. В мастерской художника у стен расставлены десятки новых работ в светлых деревянных рамах.

 

Романтика дождя

 

А всё-таки любимая тема – это дождь.  Недаром у народа с ним связывается обновление. В дождь хорошо уезжать и возвращаться. Это счастливая примета. С дождиком приходит свежесть. Вот мокрые зонтики ритмически движутся по улицам, с веток свисают прозрачные капли. Дожди меняют самый заурядный городской пейзаж. Асфальт, окна домов, витрины магазинов преображаются в огромные зеркала, в которых сверкают бирюзовые и фиолетовые отблески рекламы, зелёные, жёлтые, красные рефлексы светофоров, пляшет золотисто-жёлтый или бледно зелёный свет фонарей. Дождь, конечно, волшебник, который создаёт симфонию красок. Каждая картина Юрия Ивановича – это небольшой рассказ о жизни людей. Вот натюрморт «Ожидание». На подоконнике стоит чёрный телефон, рядом лежит снятая трубка. Кто-то ждёт ответа на другом конце провода. А на окне капли дождя. Они как слёзы, предсказывающие расставание и разлуку. Но может быть это слёзы радости? А за окном льётся очищающий и врачующий дождь?

 

Натюрморты

 

В натюрмортах раскрылась еще одна грань таланта большого художника. Они рассказывают о жизни человека и о его времени. Художник избегает изысканности. В простых будничных вещах он открывает невидимую многим поэзию. Простое ведро с краской, испачканная газета, блеск асфальта, покрытого маслом, струя воды из крана, пористость губки, прозрачность стёкла – всё это красота жизни, поэзия реальности, без неё вещи становятся скучными и перестают рассказывать свои новеллы. Те, кто не знает и не любит естественности, начинают придумывать внешнюю «красивость», пустую и скучную, бьющую в глаза вульгарность. Она скрыта под маской. Её не всегда легко разглядеть, а у Юрия Ивановича Пименова такого быть не может. Практически все произведения Юрия Пименова отличает свежеть, изысканная пластика.

Несмотря на свой возраст, он и в старости очень любил писать сияющую юность. К концу жизни он не постарел душой. Юрий Иванович ушёл из жизни в 73 года. Он похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. 

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru СОВЕТСКАЯ ЖИВОПИСЬ
..