Советская живопись

Найти картину по теме или автору По цене от до рублей

Забытое имя: художник Михаил Фёдорович Шемякин

27.04.2018

Михаил Фёдорович Шемякин (1875, 21.10 – 1944, 3.12) в наши дни незаслуженно забыт. Это имя российского и советского художника и преподавателя. Его картины нашли место в частных коллекциях и музеях. Особенно много его произведений оказалось в Нижнем Тагиле, где над ними ведётся большая научная работа директором художественного музея.

Детство и юность

Миша родился в необычной семье. Его матушка была дочерью известного и богатейшего кондитера Алексея Абрикосова, которому принадлежала одна из ведущих фабрик Москвы, и которому присвоили очень почётное звание «Поставщик Двора Его Императорского Величества». Теперь это фабрика им. П. Бабаева. Ещё до женитьбы на Анне Алексеевне (1851 – 1924) отец художника, Фёдор Михайлович Шемякин (1846 – 1895), имел большую древообделочную фабрику, где выпускали красивые и яркие жестяные упаковки для конфет А. Абрикосова. Семейный союз принёс большую пользу деловым связям двух энергичных людей. В браке родилось две дочери и четыре сына. Миша был четвертым ребёнком. После революции все дети остались в СССР и принимали на разных поприщах активное участие в строительстве нового общества. Кто-то в фундаментальной науке, кто-то в музейном деле.

Учёба и начало работы

Художественное образование Михаил начал получать в 4-ой частной гимназии. Затем брал дополнительные уроки у В. И. Ачуева. С 1892 по 1899 году он учился в Училище живописи, где занимался под руководством наших выдающихся художников В. Поленова, И. Прянишникова, А, Архипова, а также в мастерских К. Коровина и В. Серова. От них он получил смелый мазок и широту письма. Михаил Шемякин продолжил образование в Мюнхене. Там он научился глубоко вникать в манеру старых мастеров, познал светопись и лепку Рембрандта и Веласкеса, вникал в работы Гольдбейна, а затем вернулся в родные пенаты и стал активно принимать участие в выставках передвижников. Художник очень полюбил жанр портрета, а также импрессионизм. Ещё из Германии он привёз работу «Католический монах». Этот рисунок показывает не просто гладко выбритую голову, но передаёт характер сурового подозрительного человека, который смотрит исподлобья и «сверлит» взглядом смотрящего на него зрителя насквозь. Этот рисунок очень высоко оценил Ф. Шаляпин и тут же на глазах у всех преобразился в увиденного монаха. В этот период художник пользуется всего лишь тремя красками: охрой, белилами и жжёной слоновой костью. Она давала удивительные бархатистые тёплые тона. Монохромные работы были великолепны.  В 1905 году его удостоили первой премии за портрет певицы Большого театра Н. Салиной, исполненный уже в другой, очень лирической манере. Эта обаятельная немолодая женщина так и светится радостью, которую она много лет дарила своим талантом людям. На фоне глубокого синего платья виден белый кружевной воротничок.

Семья

 В 1901 году состоялась свадьба Михаила Фёдоровича и Людмилы Ивановны Гржимали, которая была дочерью знаменитого чешского скрипача. У них родилось два сына: Фёдор  (1905 – 1981), который впоследствии стал доктором химических наук, профессором, и Михаил (1908 – 2003). Младший сын был доктором биологических наук, профессором. Их жены и дети также успешно занимались наукой. Детство сыновей живописца было радостным и счастливым. Особенно они, как и все дети, любили Новый год. Молодая семья жила в квартире тестя-чеха, в  крыле дома Консерватории. А в Чехии принято Рождество украшать весенними цветами – гиацинтами всех расцветок. Цветы в этой семье любили. В гостиной стоял высокий, мощный фикус с широкими тёмно-зелёными листьями, кактусы, гортензии. Под большой, наряженной бусами,  блестящими фигурками и шарами, цветными свечами, высокой, под потолок, ёлкой обязательно стояла корзинка с гиацинтами, да не простая. Эту плетёную корзинку подарил Лев Толстой выдающемуся музыканту. Позже будет написана картина «Гиацинты у ёлки». И вот высокие двери открывались отцом для детей, и они с восторгом бежали рассматривать явившуюся их взглядом красоту. Вообще гиацинты, нежные и душистые, живописец очень любил и часто писал.

Портретист музыкальной Москвы

В большую, шумную гостеприимную семью часто приходили друзья. Ивана Войтеховича Гржимали навещали С. Рахманинов, композиторы А. Гедике, А. Скрябин, С. Танеев, виолончелистка Хана Любошиц, скрипач Франтишек Ондржичек.  Их  портреты писались художником в парадной зале. Конечно, здесь был написан и портрет хозяина дома.  А кроме того, была создана работа  «Трио Чайковского» – групповой портрет А. Корещенко, И. Гржимали, А. Брандукова.

Небольшой конфуз

Михаил Фёдорович любил писать портреты своих близких родных. Не раз он передавал на своих полотнах образы родной жены, радость её материнства, сыновей. Делал он это поэтично и с большим мастерством. Особенно удался ему портрет собственного деда Алексея Ивановича Абрикосова, сидящего в кресле за столом с бумагами и тростью в руке. Михаил Фёдорович написал его в чёрном костюме, с большой белой окладистой бородой. Спокойно и важно, с чувством собственного достоинства сидит Алексей Иванович на портрете. А утром в комнату вошёл истопник, который застыл в изумлении и стал извиняться, что он помешал хозяину, так как не знал, что тот уже встал и собирается работать. Вот каким был реализм портрета!

Неотразимые образы женщин

Женщина на портретах художника всегда преображена его восхищённым взглядом. Особенно много написано портретов любимой супруги, имеется также великолепная «Дама в светлом» – образ А.И. Егоровой. Но натурщицы художника особенно обаятельны. Любимая модель В. Серова – Вера Калашникова ему сначала, по его собственному мнению, не удалась. Хотя рисунок завораживает. Копна высоко поднятых тёмных волос, высокий лоб, брови с изломом, огромные зеленоватые глаза, которые спокойно смотрят на зрителя, нежный некрупный рот, высоко приподнятый подбородок, прямая спина и руки, которые должны обхватить колени. Таков был набросок, который Шемякин забросил в угол на 20 лет. Его увидел Аполлинарий Васнецов, нашёл восхитительным, забрал его к себе повесил в своей спальне. Но спустя год Шемякин вернулся к портрету Веры Ивановны. На этот раз он и сам был доволен, и заслужил одобрение  нещедрого на похвалы, строгого и немногословного В. Серова и восторги пылкого К. Коровина, сравнившего художника с Рафаэлем.  В стиле импрессионизма у Михаила Фёдоровича начинают появляться детские и женские портреты, в которых он передаёт радость, счастье, гармонию с миром. Феерична его работа «На солнце» – портрет юной улыбающейся девушки с пышными золотистыми волосами, в которых поселились свет и солнце. Гармония с природой и передача непростых живописных задач в это время волновали художника.

Методы работы художника

К. Коровин и В. Серов оказали самое большое влияние на растущего художника. В его живописи самым странным и необычным образом объединились модерн, реализм, импрессионизм. Аналитик по натуре, он как кубист рассматривал всё вокруг с жадным интересом, как будто видел предмет или человека впервые. Живший в нем реалист не разрешал искажение натуры, чтобы получить необычный эффект. Приёмы импрессионизма были самыми любимыми. Это заметил В. Маяковский, который запросто заходил к художнику на дачу на Акуловой горе, чтобы собрать букет свежих пионов. Поэт назвал М. Шемякина реалистом, кубистом, импрессионистом одновременно. Этим принципам мастер остался верен до конца своих дней. Свежесть восприятия так и струится с его картин.  В первом десятилетии XX столетия М. Шемякина привлекали бытовые зарисовки, гармония существования людей. Это картины, о сюжетах которых говорят их названия: «За поливкой цветов», «У камина», «У окна», «Вечерком за чайком». Во втором и третьем десятилетиях художник осваивал темы советской жизни и быта: «Девушка в розовом», «Пионеры на отдыхе», «Улица в колхозе», «Агитатор в колхозной семье», «Женщина-милиционер в семье». Портрет, однако, остался любимым жанром художника. Ещё в 1907 году он написал глубоко психологический образ профессора медицины П. Минакова, в 1910 – картину в жанре импрессионизма «Московский извозчик», которая имела необыкновенный успех.  В 1917 году  создается портрет физика П. Лебедева.

В годы Великой Отечественной войны М.Ф. Шемякин, будучи в эвакуации в Узбекистане, руководил кафедрой рисунка Московского  архитектурного института и преподавал на курсах повышения квалификации молодых узбекских живописцев. В 1943 году художник вернулся в Москву и продолжил работу в МГХИ. Он начал работу над картиной «Великая русская школа живописи», которую не успел закончить из-за болезни. М.Ф. Шемякин скончался, не дожив менее  года до долгожданного Дня Победы, в которую он верил, как и все советские люди.

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru СОВЕТСКАЯ ЖИВОПИСЬ