Стили и жанры
|
Михаил Васильевич Куприянов24.05.2018
Живописец, график, карикатурист. Обладатель Ленинской, пяти Сталинских и Государственной премий. Народный художник СССР. Герой Социалистического труда. Кто это? Сейчас пойдёт краткий рассказ о деятельности известного всей стране художника Куприянова Михаила Васильевича.
Детство, юность, учёба
В старинном уездном купеческом городке на Волге со смешным названием Тетюши, которое переводят с татарского как «гора-камень», родился в 1903 году русский мальчик Миша Куприянов. Он рос с такими же пацанятами у большой воды, купался, плавал, удил рыбу, загорал и навсегда полюбил воду. Поэтому в его поздних пейзажных работах она почти всегда присутствует. Он с раннего детства рисовал. В 16 лет подросток на выставке самодеятельных художников получил первую премию за пейзаж, написанный акварелью. Голод заставил юношу бежать на юг. Это было непросто. Он ехал «зайцем» на крыше товарного вагона или прятался под скамейкой волжского парохода. Уже тогда он подмечал всё забавное, что встречал на длинном пути. Свои 18 и 19 лет М. Куприянов провёл в Ташкенте, учась в художественных мастерских и живя в интернате, а позже уже продолжил серьёзную учёбу в Москве (ВХУТЕИН). Туда его взяли без экзаменов. Было достаточно, что он представил свои рисунки. Семь лет его педагогами были П. Митурич и Н. Купреянов. В разгар обучения в 1925 году вместе с друзьями П. Крыловым и Н. Соколовым он создаёт творческую группу «Кукрыниксы», которая активно работала 66 лет и имела огромную популярность. Сдавая дипломную работу, молодой художник показал шаржи на Мейерхольда, Станиславского, Грабаря, Эйзенштейна, Луначарского. Параллельно все эти годы развивалась творческая индивидуальная личность Михаила Васильевича как живописца. Он обогащался как художник, общаясь с Михаилом Нестеровым и Николаем Крымовым, и вырос в настоящего мастера пейзажа, владевшего тонкостями соотношения цвета и тени.
В годы войны
Когда шла священная для нашего народа война, были написаны картины «Таня» и «Бегство фашистов из Новгорода». Красива, горда, молода и бесстрашна юная девушка, которую ведут на казнь. Это сильное драматическое произведение, посвященное Зое Космодемьянской. На картине её узнает каждый. А псевдоним у неё был «Таня». Освобождение Новгорода от нацистской нечисти показано художником в ночном городе на фоне далеко пылающего пламени и пятиглавого мощного собора. За ним развеваются клубы дыма, а на первом плане в беспорядке мечутся стремительно бегущие фигурки фрицев.
Одновременно в составе «Кукрыниксов» Михаил Васильевич рисовал карикатуры и плакаты.
В мирное время
После войны всю группу направили на Нюрнбергский процесс. Остры зарисовки этого сообщества, но трудно разъединить их коллективное творчество. Только внимательно рассматривая предварительные зарисовки Михаила Куприянова, можно увидеть в палаче Кальтенбруннере топор с шеей топорищем, а образ фон Папена – это аллегория смерти.
Пейзажи художника
В своих пейзажных работах сатирик полностью преображается в чистейшего поэта и лирика. Он восторгается Неаполем, Парижем, Римом, Венецией. В каждом из этих городов он находит свою прелесть и цвет, свойственный конкретному месту. Туристические красоты его не привлекают. Венеция, заполненная водой, особенно была любима художником. Вообще вода, с детства увлёкшая мальчика, переросла в неизменную любовь у большого художника.
На Родине же Михаил Куприянов пишет камерные лирические пейзажи с рыбацкими баркасами на берегах Азовского моря в городке Геническ.
Его чарует летняя ночь, когда вот-вот должен наступить рассвет. Уже появляется его чуть заметный розоватый отблеск при свете луны, которая не написана. Есть только её отражение. На картине художника стоит полная тишина. В неё погружены лодки с высокими тонкими мачтами, море, которое по цвету почти сливается с небом. Вся работа выполнена в нежных голубоватых тонах. («Лунный вечер. Геническ.»). Самые чудесные работы на Азовском море изображают сумерки и вечера, реальность ускользает, становится призрачной и таинственной.
В Крыму М.В. Куприянов часто писал Коктебель, где особенно чиста и прозрачна морская вода, где скудна растительность, полностью выжженная солнцем, и белеют домики на фоне высоких гор.
Не забыта и любимая Волга. Много пейзажей написано в Плёсе, где всё дышит тишиной и покоем, и гладь воды, и отражения в ней фигур людей и деревьев, и баржи, и пристани.
В городских пейзажах художника преобладает дождливая погода, когда на улицах много луж, которые повторяют силуэты прохожих, становятся зеркалом для неба и зданий. Также поэтичны его ленинградские пейзажи, где великолепные архитектурные творения отражаются в каналах.
В 60 километрах от Москвы знойным летом М. Куприянов пишет картину «Река Нара». От летнего пейзажа художника так и веет жаром, который, как вуалью, накрывает большой луг, и хочется спрятаться под светло-зелёные тенистые кроны деревьев, которые отражаются в неширокой речке с прохладной водой. Здесь чудесна игра света и тени.
В своих многочисленных этюдах и натурных пейзажах советский художник Михаил Васильевич Куприянов передал современному зрителю поэтическое восприятие мира природы, его прелесть и очарование.
Татьяна Пиксанова |