Советская живопись

Найти картину по теме или автору По цене от до рублей

О статье Александра Гремитских «Чем руководствоваться при покупке живописи? Надо ли верить профессионалам?»

28.09.2018

Мне всегда было интересно мнение Александра Гремитских, даже когда я был с чем-то не согласен. Оставляя в стороне вопрос о душевном здоровье великих художников, и не берясь судить о том «дурачил ли кого Пикассо», - потому что это тема для знатоков истории и творчества Пикассо - скажу, что А. Гремитских предлагает довольно любопытный критерий отбора картин для покупки: «нравится или не нравится».

С точки зрения покупателя - это выглядит, на первый взгляд, как довольно естественный критерий. Хотя бы потому, что мы не наблюдаем большого количества искусствоведов, которые бы роем вились вокруг и советовали обычным покупателям.

 

Посмотрим на этот вопрос со стороны художников:

 

По моему, художникам важнее понимать всю гамму, весь спектр покупателей. Важно понимать, какие типы покупателей приходят на выставки, кто и почему хочет купить картины художников. И вообще, к какому типу посетителей относятся люди, коих художник встречает на своём стенде?

Проводя выставки, художник довольно скоро понимает, что покупателей среди посетителей, хорошо, если есть 5-10%. Означает ли это, что художник должен готовиться к встрече только этого редкого слоя посетителей? И что остальные посетители «бесполезны»?

И если даже говорить о «потенциальных покупателях», то сколько из них покупают по принципу «нравится и не нравится»?

Мне интуитивно кажется, что многие собиратели Искусства действуют по иным, нежели этот, критериям отбора.

Например, начну со своей коллекции: в ней в основном находятся работы, которые я купил у дочери, немного работ внучки, и совсем немного работ моих друзей.

Вы скажете, что это не «коллекция» и это не показательно?!

Хорошо, вспомню об инвесторах в Живопись. Помнится, нас пригласили обсудить вопрос о покупке банком работ дочери. Мы пришли в высотное здание «Москоу Сити» в банк. Стены банка там были практически все пустые (без картин). Очевидно, что банк имел желание купить живопись только с инвестиционной целью, для своего хранилища, желая разнообразить (диверсифицировать) свой инвестиционный портфель.

Какие вопросы задавал советник банка по покупке картин? (Инвестиционный банкир). Что он сообщил о своих потребностях, что он «искал»?

Его интересовала история «роста стоимости картин художника во времени»! Это во-первых.

И во-вторых, инвестиционного банкира интересовала ценовая ниша для покупок, и ценовая ниша этого банка была в диапазоне первых тысяч долларов. То есть, ему нужны были «дешёвые и перспективные».

Поговорив, мы расстались (к взаимному удовольствию), ибо картины дочери Дарьи уже тогда стоили больше, чем советник по Живописи рекомендовал банку покупать.

Какую пользу знание этой истории может сослужить художникам:

- будьте готовы представить свою «инвестиционную ценность» посетителю выставки, которого вы выявите как инвестиционного «банкира», или просто как инвестора в Живопись.

- выявляйте этот тип посетителей, научитесь этому.

- снабжайте посетителей той информацией (информационным листком, который вы заранее до выставки приготовили для него), которая отвечает его специфическим интересам.

Чтобы не создавалось ощущения о «редкости» таких особых интересов, скажу пару слов о собирателях какого-то жанра, или собирателях картин определенного времени, или стиля или какого-то иного особого критерия отбора картин для коллекции.

——

Как мне думается, изначально будущий коллекционер может руководствоваться желаниями, своим «нравится или не нравится», но даже и в этом случае позднее коллекция будет расти уже по другим критериям.

Несколько слов о фамильных коллекциях: художникам следует держать в уме, что не только родственники делают повторные и многократные покупки у одного и того же художника. Мне кажется, что это более широкая закономерность. Многие покупатели скорее купят вторую или третью картину у того же самого художника, если первая покупка им понравилась, удовлетворила их художественную страсть. Они становятся почитателями определённого художника, повторно ходят на его выставки и приводят новых покупателкй, являясь лучшей рекламой: из уст в уста, из уха в ухо.

Художники могли бы ориентироваться на это. И между прочим, по этой причине стоит избегать главной ошибки при продаже картин: неудовлетворенный, недовольный, обиженный покупатель! Например, если покупатель не хочет брать заказанную заранее работу или выкупать «отложенную» картину, я бы посоветовал хорошо подумать, стоит ли настаивать на покупке или дать возможность покупателю отказаться или заменить картину на другую.

Александр Гремитских написал о совете самому решать по своей коллекции - это хороший совет. Спасибо, было интересно прочитать Вашу статью.

Мне лишь хотелось упомянуть об иных особенностях продажи живописи, знание которых, возможно, поможет кому-то из художников (лучше проводить свои выставки, учитывая, что там есть и много иных типов посетителей!!).

P.S. Как мне постоянно говорит моя дочь: «Папа, не учи художников продажам картин: ты сам не знаешь как это делать, потому что ты сам не продаёшь картины!”. Что ж, это так! Но тем не менее я постоянно пишу на темы продажи живописи, и даже завёл постоянную страничку о продажах на английском языке: «Art Business Talk with Ivan Shershukov”.

 

Иван Шершуков

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru СОВЕТСКАЯ ЖИВОПИСЬ