Советская живопись

Найти картину по теме или автору По цене от до рублей

Возрождение оперы «Победа над солнцем» в Новой Третьяковке

09.11.2018

Как бы ни показалось странным человеку, любящему классическую живопись и музыку, но многие пытаются возродить интерес уже не только к хорошо раскрученному «Черному квадрату» К.С. Малевича, но и к опере, от которой почти ничего не осталось: нет полного оригинального текста, и есть только обрывки нот. Премьеры будут проходить с 25 по 28.11. 2018 года на Крымском Валу, д. 10.

 

 Как всё начиналось

 

Четыре не очень молодых и удачливых футуриста, а позже – суперматиста, решили потрясти публику невиданным зрелищем. Собрались и обдумывали свою концепцию на даче композитора трое: художник К. Малевич, которому исполнилось 34 года, композитор М.М. Матюшин – 52 года и поэт А. Кручёных – 27 лет. В. Хлебников (27 лет), который написал маловразумительный пролог, на встречу опоздал, так как  немного приболел. Они исходили из простейшей мысли: всё, что нормальному человеку неясно, считается талантливым или даже гениальным. Кручёных  писал либретто на неестественном языке, где почти все значения неопределённы. М. Матюшин создал музыку, построенную на диссонансах и хроматической гамме. Художественное оформление осуществлял, конечно же, сам Казимир Малевич. Вот так возник его первый «Черный квадрат» как эскиз к декорациям.
Участники Первого съезда футуристов: Михаил Матюшин, Алексей Крученых, Казимир Малевич. Декабрь 1913 год
Участники Первого съезда футуристов: Михаил Матюшин, Алексей Крученых, Казимир Малевич. Декабрь 1913 год

 

Идея суперматистов

 

Ни много ни мало, действующие лица должны завоевать Солнце. Конечно,  Пушкина, который говорил: «Ты, солнце святое, – гори», они выбросили как хлам. Вся опера была построена как издёвка над романтизмом и солнцем как понятием красоты. В пятом акте на сцене появился «Черный квадрат», который, по мысли  К. Малевича, должен закрыть золотую, дающую жизнь всему на Земле звезду. Пробивались только несколько лучей, и это обозначалось белой окантовкой картины.

 

Что предложат зрителям на премьере в Новой Третьяковке

 

 Музыку к новой опере написал Илья Демуцкий, который к 35-ти годам создал полторы сотни произведений. Публике по большей части известен его балет «Нуреев». Он с успехом прошёл на сцене Большого театра в 2017 году. Либретто оперы написали О. Маслова и И. Конюхов. Директором модного проекта назначили И. Гаранина. Имя режиссёра до поры до времени скрывают от общественности, чтобы придать больше загадочности своим действиям. Известно, что опера ориентирована на иностранного зрителя, поэтому язык, на котором она будет исполняться, – английский. Оперу будут сопровождать русскоязычные титры.

 

Комментарии композитора

 

И. Демуцкому нравится, что авторы начала века представляли спектакль как импровизацию. В новом варианте его прочтения зритель услышит достаточно классическую оперу с элементами развлечений, певцами с отличными голосами. Композитор надеется, что эти мелодии запомнятся слушателям и придут в жизнь.

 

Неумирающая опера

 

В 2015 году «Победа над солнцем» была восстановлена в Московском Театре музыки и драмы. Руководителем был Стас Намин (род. в 1951 году) – певец, композитор, руководитель группы «Цветы». Тогда он выступил проводником авангардизма в Базеле (Швейцария). Было немало восторгов у зрителей. Все отмечали выразительность действия, хорошее пение, игру актёров и работу костюмеров.

В завершение следует сказать, что теперь надо дождаться, как примет премьеру элита, поскольку наш массовый зритель воспитан на прекрасной нестареющей русской и зарубежной классике, как в опере, так и в балете.

 

Татьяна Пиксанова

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru СОВЕТСКАЯ ЖИВОПИСЬ
..