Стили и жанры
|
Истины Оскара Рабина, которые обогнали своё время23.11.2018
Наши современники уже во многом оценили символы художника, который не мог смириться со своей средой в родной стране. Изменчивое время, на его взгляд, требовало нового, очень выразительного языка. В этом вопросе он не был одинок, но в СССР людей, разделявших его взгляды, было мало, даже в художественном сообществе.
Детство, юность, обучение
Родившись в семье врачей 2 января 1928 года, где отец был еврей, а мать – латышка, ребёнок рано осиротел. Отца он лишился в шесть лет, а мать потерял в двенадцать в холодной и голодной военной Москве 1942 года. Когда её не стало, то он лишился любви, так необходимой ребёнку. Лёжа под одеялами в комнате, в которой не топилось зимой, он мечтал только об одном: чтобы наступило утро, и он пошёл за своей пайкой хлеба. Может быть, отсюда идёт его взгляд на мир. Пригрел Оскара, воспитал, дал начало его художественному образованию поэт и художник Евгений Кропивницкий. Сначала молодой человек серьёзно изучил реалистическую живопись. К его работам в этом стиле придраться было сложно. Но затем, уже учась в мастерской Сергея Герасимова в институте им. В. Сурикова, Оскар Рабин проявил другую, независимую грань характера. Ему стала неинтересна классика, а притягивала возможность передать через форму, композицию, цвет свою потаённую мысль. Это не понравилось Мэтру, и Оскара исключили из института. Он вернулся к Евгению Кропивницкому, продолжая учёбу у него и зарабатывая на жизнь погрузкой и разгрузкой вагонов. В 1950 году Оскар женился на дочери своего учителя Валентине. Семья оказалась крепкой и дружной. Они прожили вместе 58 лет и вопреки всем лишениям и трудностям воспитывали сына и дочь.
Группа «Лианозово»
Эта широко известная ныне творческая группа просуществовала, ютясь в бараке, почти 10 лет (с конца 50-х до начала 70-х годов) на Савеловской железной дороге. Практически это были маргиналы. В их комнатку в бараке приходили как художники, так и поэты. Специально сформулированной программы у них не было. И те, и другие искали новый язык, отстаивали свободу творчества, не соревнуясь с природой и не подражая ей. Для этого по их мнению существовала фотография. Живописцы сознательно нарушали созданные веками каноны. Они считали, что этим продвигают вперёд цивилизацию. Они стремились донести до общества свои странные картины, свой взгляд на мир. Это не нравилось властям. Тем не менее, им удалось организовать свою выставку в 1974 году в Битцевском парке под открытым небом.
Скандальная «Бульдозерная выставка»
На ней могла присутствовать не только обычная публика, но и приглашённые журналисты западных изданий, а также дипломаты из разных стран. Выставку власти быстро прикрыли. Они навезли саженцы, бульдозеры и под предлогом благоустройства разогнали художников. Поэтому на Запад потекла информация о новой волне в живописи в СССР и о художниках, не согласных с позицией власти. А в 1977 Оскара Рабина объявили тунеядцем и отправили с семьёй в Париж. Там их лишили советского гражданства. Но как художника, который отстаивает новые темы, новый взгляд на действительность, Оскара Рабина уже хорошо знали за рубежом.
На Западе
Персональные выставки Оскара Рабина на Западе проходили регулярно. С 1977 года по 2010-й их можно насчитать не менее двадцати шести. На выставках между художником и зрителем стояли кураторы, которые «непосвященным» объявляли своё мнение. У художника не было прямого общения с посетителями. Картины Оскара Рабина всё-таки продавались. Столица Франции предоставила ему мастерскую в 60 кв. метров около Центра Помпиду. Это всего лишь размер трехкомнатной квартиры. Семья жила в обычном блочном доме. Работать не запрещали. Художник эстетику своих произведений не изменил. Да и трудно это, если не почти невозможно – в 50 лет пересмотреть свой взгляд на мир и технику живописи. Но найти покупателей было довольно трудно. Однако гонорары, хоть и не частые, были. Самая высокая цена 300 000 долларов. А так в основном – от 10 тыс. и выше. Семья не бедствовала. Но Франция изображена гротескно. Как и в советском периоде, зритель погружается в щемяще мрачную действительность. В ней теперь главенствуют не водка и селёдка, а перекошенные парижские кафе, сыр, шампанское. Всё это не несёт радости. Из своего внутреннего окошка Оскар Рабин видит только щербатую и обшарпанную реальность, убогость бытия. Но именно так он видел жизнь и писал, как видит. Возможно, это всё шло из детства, когда он потерял любящую и заботливую мать.
Стал ли Оскар Рабин эмигрантом?
Формально – конечно. Но он не смог выучить язык, проникнуться духом страны, её культурными процессами. Оскар Яковлевич и его супруга так и остались русскими по характеру своего творчества. Французское им было чуждо и непонятно. Художник смотрел вечером на освещённые окна. Это очень красиво, но представить, какая за ними течёт жизнь, он не мог, а поэтому и не писал. Ему требовалось внутреннее наполнение картины. И так было во всём. Круг общения постепенно становился всё уже. Оставались ещё люди, которые, приезжая из СССР, покупали картины художника, но их становилось всё меньше. В 1994 году ушел из жизни их сын Саша. Ему было всего 42 года. А когда в 2008 году умерла любимая супруга, то Оскар Рабин написал её похороны. Однако жизнь всё же продолжалась. Оскар Яковлевич писал цветы, которые всегда любил, иногда – Париж, временами – воспоминания о России. Колорит его поздних картин высветлился. После посещения своей персональной выставки в Нью-Йорке в 1984 году он заново открыл для себя Париж. Почувствовал его родным. До какой-то степени художнику открылась символика города. Особенно хорош на его поздних картинах Монмартр. Его притягивало обаяние этого поэтического квартала, где стены домов потрескались, и от них идёт тепло. Менять жизнь и возвращаться в новую, неизвестную Россию уже не хотелось.
Смерть художника
Художник скончался во Флоренции. Ему надо было сделать операцию на сердце. Смерть произошла 7 ноября 2018 года. Художнику исполнилось 90 лет. А похоронен он вместе с сыном и женой в Париже на кладбище Пер-Лашез. Сам Оскар Яковлевич считал, что прожил насыщенную, интересную жизнь.
Татьяна Пиксанова |