Стили и жанры
|
Рассказ московского галериста о методах продаж картин художников из различных стран27.12.2018
Павел Чибисков рассказал в интервью корреспонденту РИАМО о непростой сфере работы галерей. Он знает тайны и сложности коллекционирования картин, которые может позволить себе достаточно узкий круг людей. Галерист хорошо представляет себе, как трудно художнику самостоятельно продать своё произведение. Он также на личном опыте узнал, каким образом следует открыть галерею и хорошо представляет, что именно пользуется спросом на арт-рынке. Он знает, по каким причинам российские художники не подражают Ван Гогу и Моне.
Начало работы
Для Павла освоение продаж живописи началось как семейное дело. В 90-е годы его отец стоял с произведениями друзей живописцев на стихийно сложившейся выставке на Крымском валу, напротив Парка культуры. В то время картины раскупались бойко, как горячие пирожки. Многие решили окружить себя не банальными коврами, а произведениями искусства. Но только в 2010 году отец и сын открыли двери в свою 1-ю галерею, которую назвали «Гризайль», в большом торговом центре, где проходимость очень высокая благодаря его местоположению. У энергичных бизнесменов были надёжные друзья-художники, которые всегда выполняли заказы в назначенный срок. Для этого дела важны также знания по искусствоведению, чтобы из всех предложений суметь выбрать лучшее.
Где и как расположить галерею
Любой вид товаров требует для себя хорошего места сбыта. Торговля картинами – особенный бизнес. В московских ТЦ, куда люди идут с определённой целью, и аренда дорогая, и проходимость невысокая. Кроме того, расположение галереи влияет на сюжеты произведений. На окраинах столицы посетители предпочитают городские и сельские пейзажи провинциального типа. В центре Москвы популярны темы солнечных, беззаботных состояний природы с голубым небом, белыми облаками, экзотическими деревьями и лавандовыми провансальскими полями.
О покупателях живописи
В галереях делать приобретения весьма выгодно. Дилер несёт ответственность за продажу и гарантирует реставрацию, если она потребуется. Двадцать лет назад легко сбывались слабые произведения, так как публика практически не разбиралась в искусстве. Теперь ситуация изменилась. Покупать картины приходят люди знающие. Они сами диктуют цены. Но российской живописью больше всего интересуются жители Поднебесной. Это в основной своей массе не туристы, а бизнесмены, которые ведут дела в России. Заходил также житель из эмиратов. У иностранцев с Востока на сегодняшний день изменились предпочтения. Прежде им нравились тщательно выписанные мелкие детали на пейзажах. А сейчас они хотят самого лучшего и при этом не стесняются торговаться. Покупатели-москвичи – это люди вполне обеспеченные. Пенсионеры также заходят, но им трудно скопить нужную сумму. Коллекционирование – это дорогое увлечение, и потому картины уходят в основном к состоятельным людям. Кризис сыграл отрицательную роль в продажах. Теперь не стало покупателей из среднего класса. Живописное произведение для них непозволительная роскошь, так как цены варьируются в пределах 60 – 70 тысяч рублей.
Как влияют на спрос у жителей Москвы времена года
Преимущественно картины покупаются для того, чтобы украсить квартиру или дом. Поэтому людей привлекает тёплая цветовая гамма. Она хорошо смотрится в привычных московских интерьерах. Кроме того, живопись должна иметь классический стиль: городские пейзажи, марины, натюрморты. Галерист рассказывает, что жители Москвы хотят классических картин, хотя многие художники могут писать в разных стилях. Москвичи больше всего любят пейзажи, на которых изображена природа во всей красоте. Их особенно привлекают виды деревень, озёр, лесов, а также яркие, красочные изображения итальянской и французской природы и архитектурных сооружений. Прекрасно «уходят» натюрморты, на которых написаны виноград, сыр, бутылки с вином. Многие состоятельные клиенты, которые посещают галереи, имеют свои винные погреба, и их друзья тоже. Поэтому они покупают эти натюрморты как себе, так и в подарок. Кроме того, часто поступают заказы на копии холстов Ван Гога или Моне. Но у живописцев бывает слишком много неудач. Поэтому заказчик не принимает работу, а приобретает что-то другое. На спрос, как бы это странным ни показалось, не влияют крупные разрекламированные выставки, а времена года. Летом не идут зимние пейзажи, а покупаются луга, леса, поля в цветах. Зато зимой леса, укрытые снегом, и снежные поляны перед ними моментально разбираются.
Стоимость картины художника
В 2017 году отец и сын открыли галерею в ЦДХ. Но здесь продажи ниже, чем на Тишинке. В их первом салоне больше как покупателей, так и художников. Поэтому среди предложений владелец должен отобрать лучшее. Для этого требуется вкус, знание спроса и «чутьё». Всё это приобретается с опытом. Если картина написана с мастерством и будет интересна для посетителей, то её непременно выставят на продажу. Отсутствие спроса на картины, а, следовательно, и денег – это нормальное явление как для художника, так и для галериста. Стабильности в этой работе нет. Могут быть месяцы безденежья, а потом – сделки на миллион. Самые сложные месяцы, когда картины совсем не продаются, – это август-сентябрь. Павел объяснил также, из чего складывается цена работы художника: претензии художника; его награды; участие в выставках; от уровня признания в художественной среде; от стоимости материалов (холст, кисти, краски и т.п.).
Кризис
Павел выставляет картины на выставке около ЦДХ. Самые лучшие он отправляет в свою галерею. Это место пользуется легендарной славой, и многим хотелось бы тут расположить свои работы. Но все места заняты ещё со времён существования Советского Союза. Реконструируя Крымскую набережную, власти Москвы решили удалить вернисаж. Но художники объединились и сохранили его. Однако он весьма уменьшился (почти в три раза). Но для художников сделали крышу и камеры хранения. Почти всякий художник, как рассказывает галерист, хотел, чтобы выставка его работ находилась именно здесь. Но сейчас упадок арт-рынка добрался и до этого места. Его облюбовали поп-звёзды и дают свои концерты. Галерист сожалеет, что с каждым днём труднее найти новых ярких художников для работы на постоянной основе. Галерист Павел также упомянул ещё одно место, где любили выставляться художники. Это проход от «Музеона» к Парку культуры. Сейчас его реконструируют. А что будет потом, неизвестно.
Татьяна Пиксанова |