Стили и жанры
|
Русское искусство на арт-рынках в 2018 году. Анализ и выводы.20.01.2019
За прошедший год продажи искусства России на Западе выросли на 10%. В то же время внутри страны они упали почти на четверть. Графика и живопись в 2017 году была реализована на нашем рынке на сумму 8,7$ млн, а 2018 год принёс падение на 2,1 млн долларов. Такое положение вызвало всё больше ухудшающееся состояние экономики и, следовательно, неуверенность покупателей, уменьшение доходов у публики, которая всегда приобретала произведения искусства. Одновременно в среднем проданные в 2018 году лоты по своему количеству выросли на 9%. Это объясняется только тем, что покупалось только доступное искусство со стоимостью от 20 до 60 тыс. руб. Это сразу понравилось коллекционерам со средним достатком. Было проведено 4 аукциона в этом сегменте, и остаток составлял 15%.
Что хорошее принёс 2018 год
Практически все отечественные аукционы и галереи остались на рынке. Положительным моментом также можно считать, что продолжала развиваться привычка ходить в музеи. В кассы выстраивались огромные очереди, чтобы увидеть выставки В. Серова, А. Куинджи, японское искусство с 1603 по 1868 гг. (период Эдо). Интерес к выставкам крайне мало сопрягается с арт-рынком, но создаёт атмосферу интереса к изобразительному искусству. Это немаловажно.
Произведения четырёх русских художников были перепроданы на Западных аукционах по значительным ценам:
· «Суперматическая композиция» К. Малевича ушла в 2018 году на 25 млн. долларов дороже.
· «Стоящая обнаженная» (Н. Сталь) при перепродаже рекордно удвоила свою цену. Первоначально она стоила: 6, З млн, а теперь – 12, 13 млн. долларов.
· Поразила и «Музыкантша» Тамары де Лемпицки. От начальной продажи в 2002 г за 2млн 600 тыс. долларов она была продана в 2018 г за девять млн. долларов.
· «Игру в жмурки» К. Маковского аукционисты оценили достаточно низко, тем не менее её купили вдвое дороже оценок специалистов, за пять с половиной млн. $.
Это означает, что произведение надо сразу оценить по высшему классу, создать психологический комфорт во время продаж и допускать ограниченный круг покупателей.
Упущенные возможности
Уже пять лет, начиная с 2014 года, все службы правительства мешают развивать художественный экспорт. Можно было бы продавать русское ИЗО в страны Европы и КНР, где имеется большой спрос, но мешает бюрократическая машина государства. Оформление документов очень длительное и многосложное. Поэтому покупатели, узнав, какие им предстоит пройти процедуры, отказываются от покупок.
Более того, ограничение экспорта живописи, графики и мелкой пластики – ещё не вся беда. В 2018 году государственный аппарат ввёл дополнительные ограничения для людей, которые хотят легально развивать бизнес. Новый документ создал в апреле УПРАВИС – организация, которая будет собирать 5% с перепродаж картин художников. Уже осенью начались проверки прокуратуры, которая требовала все сведения о продажах произведений изобразительного искусства. Основная масса аукционов увидела в этом нарушение коммерческой тайны, которая пойдёт во вред клиентам, не желающим разглашения о них информации. Специалистов, знающих, как работает арт-рынок, никто не слушал. Поиски компромисса ничего не дали. Постановление правительства № 285 начало работать. Поэтому вместо того, чтобы заниматься своим прямым делом – продажами произведений искусства, директоры аукционов стали постоянными посетителями УПРАВИСа.
Новые потери 2018 года
У художников и галеристов отобрали самую большую, всем хорошо известную, престижную площадку, которая с 90-х годов активно работала в ЦДХ. Второго такого популярного места в Москве нет. Говорят, что в Манеж могут переехать ярмарки, в Гостиный двор – антикварный салон, а вот художникам места никто не предоставил. Места, где живописец разместит свои полотна, где будет недорогая аренда и хорошая проходимость в центре столицы, больше не будет. Ходили слухи, что галереи будут отправлены в Гостиный двор, которые многих обрадовали. Этот деловой центр находится совсем рядом с Кремлём. Но на деле вышло совсем иначе. Галереям предложили комплекс в районе Павелецкой площади. Но там небольшие помещения, низкие потолки, что неудобно для работы.
Ещё в 2018 году прошли скорбные потери. Из жизни ушли О.Рабин, Л.Соколов, В. Янкилевский, В. Колейчук и еще многие известные художники.
А что же будет на месте галерей?
Ресторан как «идеальная» замена художественной жизни с широким видом на Парк Горького, а также библиотека и лекторий. Для проектирования и строительства пригласили архитектора из Голландии Рема Колхаса. Только сколько займёт времени сам проект и его воплощение в жизнь, не знает даже директор ГТГ. И вот сидят на «чемоданах» галеристы и антиквары, и не знают когда их изгонят.
Чего можно ожидать в дальнейшем
Арт-рынок развивается не самостоятельно, а зависит от многих составляющих в экономической жизни. Если у обширной массы потенциальных любителей искусства имеются постоянные доходы, то они рады вложить свои деньги в произведения искусства. То есть людям требуется рост благосостояния и вера в улучшения. Насколько это правдоподобно? Ясно и без подсказок, что государство только «завинчивает гайки», чтобы больше собрать денег с людей и вложить их неизвестно куда. Идёт активный прессинг во всех сторонах жизни, куда ни глянь, и арт-рынок – не исключение. Пятипроцентный налог ухудшил жизнь не только галерей, но и художников. Всё активнее поговаривают, что для торговли на рынке искусства потребуется лицензия. Все перестройки в этой области приведут к одному - к упадку в торговле произведениями изобразительного искусства у нас в стране.
Теория и практика
Нам не к лицу маниловские мечты о налоговых каникулах, попытках поверить в действительно справедливую судебную систему и веру, что чиновники начнут работать для людей и отменят свои санкции. Пока мы всегда жили и теперь живём по византийской модели государства, принятой со времён крещения Руси. Но всё же придёт, наверное, время, когда у деловых людей будет больше свободы и меньше регулирования сверху. Это очень медленный процесс, такой же, как ликвидация крепостного права. Но если предприниматели всей страны объединятся, то дело, может, и сдвинется с мёртвой точки.
Ни этом позвольте мне закончить рассмотрение итогов ушедшего года и перспектив наступающего для арт-рынка.
Татьяна Пиксанова |