Советская живопись

Найти картину по теме или автору По цене от до рублей

О натурализме и формализме в изобразительном искусстве

15.04.2019

При создании живописного художественного произведения наиболее простыми исходными элементами являются цвета, формы, линии, внехудожественное происхождение которых не вызывает никаких сомнений. Исходным элементом может быть и целостный внешний визуальный облик любого реального предмета. В поэзии исходными элементами являются прежде всего слова, которые, как известно, поэт не выдумывает сам. Но даже в том случае, если он создает и использует неологизм, последний явля¬ется исходным элементом только на первый взгляд, поскольку поэтический неологизм обычно уже содержит в себе указанный интервал, созданный с применением исходных значащих элементов языка.

Есть много людей, которые умеют наносить на полотно краски, получать на палитре любой оттенок, создавать на холсте из красок, форм и линий любую сложную конфигурацию, переносить на полотно внешний визуальный облик реального предмета или же сочинять фразы, напоминающие стихи. Но о создании художественного произведения ведения можно говорить лишь в случае, если эти элементы сопряжены друг с другом таким образом, поставлены автором в такие взаимоотношения и связи, что между ними начинает струиться — и это характерно для произведений искусства — упомянутая уже энергия художественных значений. В произведениях, которые как целое, носят иллюзионно-натуралистический характер, нет этих внутренних токов энергии значений.

Примеры с картиной Ван Гога и с народной песней показывают, что динамика энергии значений не является самоцелью, что она служит раскрытию существенных черт действительности, с которой произведение связано и в процессах которой оно принимает участие по принципу мимесиса (подобие как диалектическое единство сходства и различия). В этом и выражается вклад художника,— вклад, который, разумеется, может стать фактом лишь при условии, что художник владеет и секретами своего ремесла.

Зачастую мы видим художников, которые стараются создавать картину, не сознавая в должной степени, что художественное творчество по своей природе есть отображение реальности.

Некоторые художники принимают во внимание исключительно то, что в любых произведениях изобразительного искусства содержится внешнее подобие изображаемого, и какие бы то ни было отступления от внешнего сходства видят в качестве проявления творческой несостоятельности. Поэтому такие художники стараются, в большей или в меньшей мере, не допускать в своих картинах подобных отступлений, стараясь достичь иллюзионно-натуралистического эффекта. Другие же художники обращают особое внимание на то, что в истинных, широко признанных, художественных произведениях обязательно есть интервалы подобия, и делают вывод, что это и есть главный принцип художественного творчества. Однако, поскольку такие художники не понимают истинную функцию интервалов подобия (для них эти интервалы — только внешний знак художественного творчества), то по сути они просто имитируют их искренне считая, что это придаёт их работам художественность.

И тут мы обнаруживаем парадоксальное сходство обоих мнимых полюсов иллюзионно-натуралистического типа творчества, связанного с обращением к чисто внешним формам действительности без проникновения в её сущность, и творчества формалистического, апеллирующего к чисто внешним формам художественности при игнорировании их содержательных функций. Общая черта обеих тенденций — скольжение по поверхности и сведение художественного мимесиса к его имитации. Представители первой тенденции имитируют внешние формы действительности и не способны результаты своей «творческой» деятельности воплотить в сети значащих интервалов, последователи второй тенденции имитируют внешние черты основных форм художественного выражения. Если бы этот второй подход был достоянием только любителей, то не было бы нужды специально на нём останавливаться. Но когда вы посетите подряд несколько выставок, и каждый раз будете выносить впечатление, что всё это вы уже где-то видели, то вас невольно охватит тревога за положение в искусстве. Приемы копииста формалистического толка бывают иногда весьма изощренными. Но и он преследует ту же цель, что и его собрат на противоположном полюсе,— представить себя в качестве художника. Никакой иной цели отыскать в его «творчестве» невозможно.

Сопоставим теперь шаг за шагом, этап за этаном его «творческую» деятельность с творчеством подлинного художника.

Подражатель-формалист тоже умышленно конструирует интервал сходства и различия, не скрывая, что подобие есть подобие, а не оригинал, откровенно, с самого начала демонстрируя свою творческую активность. Но так как он не постиг истинной функции интервала подобия в искусстве, то он творит, находясь в плену представления, что черты художественности несёт в себе любое необычное соединение каких-либо элементов (красок, форм, линий, слов), какая угодно деформация целостном визуальной формы предмета и т. д. Такой тип творчества обыкновенно обозначают термином «формализм», поскольку последний замыкается в пределах внешних форм художественной выразительности. Формалист вращается в кругу уже реализованных художественных форм и своё творчество понимает как комбинирование этих форм, осуществляемое по определенным правилам, хотя по большей части он и отвергает жёсткий, принудительный характер подчинения этим правилам.

Представители обеих крайностей — натуралистической и формалистической — вращаются в кругу внешних форм; тех и других интересует не раскрытие сущности объекта, а нечто совсем иное. Поэтому можно с полным основанием говорить о двух видах формализма — натуралистическом и имманентном.

Термин «имманентный формализм» (от латинского "iniinanens» — собственный, внутренний) удобен тем, что он отражает замкнутый характер этого типа творчества, ограничивающегося заколдованным кругом художественных форм.

Термин «натуралистический формализм» в свою очередь удобен из тех соображений, что в специальной литературе пока что нет единства в употреблении терминов «натурализм» и «натуралистический». Иногда этими терминами обозначают полноценное художественное творчество, ориентированное тематически на художественное познание низменных сторон человеческого бытия (Золя), а иногда — произведения, в которых для создания художественных интервалов подобия в значительной мере используются элементы иллюзионного изображения. Мы же имеем в виду творчество, вообще безразличное к познанию сути действительности, то есть определённый тип формализма — натуралистический формализм.

 

Савва Шабоук "Искусство - система - отражение"

стр. 26-29

Издательство "Прогресс", Москва, 1976 год

Перевод с чешского

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru СОВЕТСКАЯ ЖИВОПИСЬ
..