Советская живопись

Найти картину по теме или автору По цене от до рублей

Сведения для начинающего коллекционера, который хочет купить подлинник произведения живописи

03.08.2019

Если живописец хорошо знаком зрителю из мира искусства, то у фальсификаторов появляется соблазн сделать копию, которая не будет отличаться от оригинала, и прилично на этом заработать. Этот метод практиковался всегда. Современный голландец Хан ван Меегерен (XX век) очень успешно поставил свою деятельность на поток и подделывал работы многих старых мастеров, в том числе, например, Вермеера. Лучшие искусствоведы, директора музеев Нидерландов восхищались «шедеврами» XVII столетия.  Настоящие знатоки живописи, они неверно атрибутировали картины, и давали сертификаты на произведения, где авторство было установлено неправильно.

 

Уроки покупателя

 

Задача коллекционера сложна: глубокие знания, внимательность, осторожность при покупке, совершенствование навыков, изучение стилей художников. Для этого необходимо регулярно бывать в музеях и на выставках. Таким образом, приобретение будет успешным, если доверять, но проверять. Именно это будет всегда залогом успешной покупки.  Вспомним нашумевшую историю в 2014 году, связанную с  продажей поддельного полотна «В ресторане» (автор Б. Григорьев) за $ 250 000 долларов, которая случилась в феврале. При этом посредником была Елена Баснер – специалист мирового уровня.

 

Правила для коллекционера:

 

·        Не жалея времени, следует узнать репутацию салона и дилера. Если они заслуживают доверия, то можно делать покупку.

·        Приобретение картин старых мастеров должно сопровождаться заключением экспертизы. Во вступлении  было рассказано о фальсификациях нашего современника Хана ван Меегерена. Не будем повторяться, но скажем только, что и очень влиятельных искусствоведов можно ввести в заблуждение. Только экспертиза с использованием комплекса различных мер, как стилистических, библиотечных, так и технологических, поможет профессионалу составить правильное заключение о подлинности произведения живописи.

После лабораторных исследований в документе всегда указывается, что была произведена рентгенография в инфракрасных и ультрафиолетовых лучах, анализ под микроскопом. Химический анализ сопровождается пробами грунтовки, красок и самого холста. Указывается также сверка даты и подписи художника, сделанная сравнительным методом, с его более ранними и поздними работами, уточняется стиль автора, который характеризует конкретный период творчества: сюжет, композиция, колорит. В качестве аналогов могут приводиться примеры других работ живописца. В текст экспертного заключения  входят сведения о подрамнике и холсте. Ткань или дерево могут быть оригинальными или новыми, если изображение было до этого переведено на другой холст.

·        Большое значение имеет история картины или как её называют специалисты - провенанс: кому картина последовательно принадлежала, находилась ли она в музеях, продавалась ли она на аукционах. Всё это, вместе взятое, может стать доказательством подлинности, так как на оборотной стороне картины прикрепляется этикетка с указанием года и названием выставки, а также фамилия живописца, наименование картины, размеры, техника художника. Её упоминание в книгах, воспоминаниях родственников, которые свидетельствуют об авторстве, также являются доказательством подлинности.

·        На старой картине могут быть тонкие трещинки – кракелюры. Но умельцы, используя клей и высокие температуры, могут сделать их искусственно. Это относится к подделкам чрезвычайно известных старинных художников. Самый простой способ: взять старую картину из круга известного мастера, смыть первоначальную подпись и нанести необходимую.

·        Ещё один способ подделки, который используют для современных картин популярных талантливых художников – печать 3D с использованием принтера. Тираж обычно небольшой, но имеет необходимую маркировку. Проще только «печать с подрисовкой». Такие «произведения» часто можно увидеть на улицах и даже в галереях, специализирующихся на современном искусстве. Примером могут послужить работы Евгении Гапчинской, картины которой покупал Паваротти, или модного «Тищенко», которого на самом деле не существует. Это просто фантом. Он придуман авторами фильма « О чём говорят мужчины». Но люди со средним уровнем мышления всё восприняли всерьёз.

 

Как  самому понять, что перед вами подделка?

 

Необходимо не сразу покупать картину, которая понравилась, а внимательно её осмотреть. Если картина напечатана, то её края будут натянуты на деревянную рамку. Она целиком будет красочной. Художник никогда не задумывается, как выглядит холст, который натянут на подрамник, поэтому зачастую холст, особенно его края, остаются незаписанными.

Настоящая картина художника отличается от напечатанной разной густотой красочного слоя. При печати слой краски ровный и везде одинаковый. У художника мазки положены местами очень густо, а в некоторых случаях очень легки и просвечивают.

Подпись художника очень важна. Её надо рассмотреть через лупу. Так будет видно, что она написана поверх краски, или на грунте, или процарапана. Если есть сомнение, что она дописана отдельно, позже создания картины, то лучше такое «изделие» не приобретать.

К своей интуиции следует прислушаться, как и к словам менеджера, который очень нахваливает произведение и торопит с его покупкой, говоря, что к ней уже приценивался покупатель, который подойдёт позднее. Лучше задумайтесь, что заставляет арт-дилера восторженно хвалить художественное качество картины. Задержитесь с покупкой на день-два, а потом вернитесь и посмотрите на неё другими глазами, при возможности посоветуйтесь с истинным ценителем.

Первая успешная покупка положит начало ценной коллекции живописи. Очень важно не ограничиваться простыми решениями, а подойти вдумчиво и внимательно. Приобретение ценной картины – это большое искусство, которое необходимо постигать в течение всей жизни, умножая свои знания и опыт в этой области. Завершившаяся успехом первая покупка станет стартом нового увлечения, чему в немалой степени будет способствовать и то, что со временем живопись только повышается в стоимости. Это будет залогом того, что в следующий раз Вы азартно будете искать следующий шедевр, открывая для себя новые имена. Это сделает Вас счастливым любителем и энтузиастом-коллекционером.

 

P.S. В настоящее время технические возможности проверки подлинности живописи шагнули очень далеко вперёд. Технические средства насквозь видят все холсты. Никакие уловки тех, кто подделывает шедевры, не страшны, если поспешно не брать то, что первое подвернулось под руку.

 

Татьяна Пиксанова

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru СОВЕТСКАЯ ЖИВОПИСЬ
..