Советская живопись

Найти картину по теме или автору По цене от до рублей

Как художнику установить цену на свою картину

01.11.2019

Многим художникам гораздо проще написать картину, чем определить её цену. Само по себе произведение искусства не имеет определённой  стоимости. Конечно, ею можно закрыть дырку на обоях, и в этом случае она будет полезна (как сказал кот Матроскин из Простоквашино). Или сказать, как Тициан: «Покройте площадь картины золотыми монетами, и вы узнаете её цену». Но к реальному художнику  это применить нельзя. Выявить, сколько стоит конкретное изображение,  довольно сложно. Попробуем  порассуждать на эту тему, и построить эту статью в виде наиболее часто задаваемых на эту тему вопросов и ответов на них.

 

Относительно просто оттолкнуться от цен, которые потрачены на материалы: краски, кисти, холсты, картон и т.п. Если краски низкого качества (дешёвые), то они могут довольно быстро осыпаться, изменить цвет, и картина художника будет испорчена. Это очень огорчит художника, который вложил в свое произведение душу, силы, время, а результат получен плачевный.

 

Ответ:

Всё это, конечно,  верно и действительно входит в стоимость произведения живописи, но это не самое главное.

Думается, что нельзя экономить на  оформлении. Багет, конечно, дорог, но без него картина смотрится неважно. Картина без рамы чем-то напоминает ребёнка без волос: она «нищая», сиротливая. А хочется её продать за реальную цену. Правильно выбранное обрамление – это цвет  и стиль рамы. Оно дополняет произведение искусства и преподносит зрителю (покупателю) картину художника в самом выгодном виде, «собрав» его. Но некоторые любители  предпочитают покупать произведения искусства прямо из рук автора, а потом уже подобрать раму.

Если же у вас акварель или графика, то мелкие ошибки исправляет  паспарту, «кадрируя» работу. Конечно, надо стараться сразу правильно выстроить композицию, но это удаётся далеко не всегда.

Вывод: Картина должна быть одета в раму, а графика – обязательно ещё и в паспарту и быть под стеклом. Рама для картины – это как одежда для человека. Иногда она украшает его, а когда рама плохо подобрана – наоборот, рама затмевает картину, мешает её восприятию.

Итак, подсчитываем расходы: краски, холст, багет, натурщик (если в процессе работы он требовался), а также плата за аренду мастерской. 

 

Время, затраченное на работу. Самая обычная рекомендация выглядит так: следует умножить стоимость часа личного труда на всё потраченное время, за которое была написана картина.

Ответ:

 Это не вполне точно, так как живописцы не всегда правильно оценивают этот момент.

Работа иногда продолжается не один день. Закончив её, художник даёт ей время «отлежаться», чтобы затем свежим взглядом посмотреть на неё, исправить ошибки, что-то дописать, что-то убрать. К тому же следует добавить время на поиск композиции, наброски, эскизы. Это довольно сложно. Поэтому, если картина большая, то надо учесть, сколько денег требуется на содержание семьи в течение месяца, например. Так можно вычислить цену работы.

 Тут есть один нюанс. Он очень субъективный. У каждого художника запросы разные. Кто-то даёт скромные оценки, а кто-то может и завысить планку. Кроме того, каждый художник работает в разном темпе. Если картины пишутся быстро, то могут посчитать, что они дёшевы.

Однако, тут следует учесть ещё и такой момент: если художник достаточно известен, то даже его быстрая работа, сделанная за полчаса, всё равно уйдёт быстро и дорого. Вот, например, известнейший русский художник М.В. Нестеров в своей автобиографической книге «Давние дни» так описывает мастер-класс, данный И.К. Айвазовским ученикам Академии художеств: «Ему приготовили метровый холст на мольберте и всё необходимое. Иван Константинович попросил ещё каких-то красок, и за 55 минут написал бушующее море. Потом немного подумал, и пририсовал на картину борющийся с бурей корабль в полной оснастке.»

Надо сказать, что Айвазовский на тот момент уже был дорогим и модным художником.

 

Понятно, что каждый пишет с разной скоростью. Быстро не означает плохо, а медленно – хорошо. Если холст большой, с детальной проработкой, то на это уйдет много времени, и цена, соответственно, будет высокой. А если живописец пишет по картине в день и улучшает своё мастерство, то он далеко не беден, и ему есть всегда, что предложить на выставку и на продажу. Если ограничиться двумя первыми пунктами, то уже можно приблизительно сделать оценку картины. И всё-таки на этом заканчивать нельзя. Нужно учесть, за какое количество времени произведение найдёт своего покупателя. Это время тоже надо включить в цену картины. Продажа – такая же работа, которая требует усилий, и заранее сложно представить, особенно начинающему художнику, сколько времени будет потрачено на её создание. Только имея некоторый опыт, можно делать предварительные прогнозы. Кроме того, большинство покупателей любят поторговаться, поэтому в стоимость следует заложить и скидку.

Ответ:

Создать произведение искусства – только половина работы, вторая – продать его. Примерно об этом говорил Пикассо. Для того чтобы написать картину, требуется озарение, идея, отличная техника, безупречное мастерство. Но этого для продажи картин мало. Тут требуется особое искусство. Одну и ту же картину можно преподнести покупателю различным образом. Поэтому можно получить совершено разные деньги. Если по натуре, кроме художественных способностей, вы торговец, то, возможно, вы получите даже миллион. Торговля – это тоже искусство, совершенно особое. Если живописец им не обладает, то он никогда не сможет привлечь к себе внимание и получить большие деньги. Картина – это тот же товар. Но, даже  отличного качества, товар может не появиться на рынке, остаться никому не нужным, никому неведомым, и будет забыт абсолютно неизвестным. А что надо сделать, чтобы на рынке поверили, что картина стоит миллионы? Это очень индивидуально. Для этого нужны связи, время, случай. Но если это произойдёт хоть один раз, то потом ваши шедевры будут уходить моментально. При этом материалы – краски, натурщики и т.п. – останутся прежними. Обладая техникой живописи, не так трудно написать картину. Допустим, сделать идеальную копию с картины Ван Гога несложно. Но кому она требуется за те деньги, за которые на рынке искусства продаётся подлинник? Цена картины зависит во многом от того, в чём художник сумел убедить покупателя, чтобы он понял, что перед ним шедевр, а не жалкая просьба, что мастеру не хватает денег на оплату квартиры. Художник должен создать не только высокое искусство, но и донести до покупателя мысль о её высокой ценности. Эти два слагаемые сделают живописца успешным человеком».

 

Подводим итоги

 

У картины есть две составные неотъемлемые части цены: собственно работа и  процесс продажи. Если картину художника продаёт галерея, то она возьмёт половину продажной стоимости. Но если художнику предлагают меньше, то он должен подумать, почему так происходит. Художник должен правильно оценивать свои работы и продавать их, чтобы продолжать заниматься живописью, приобретать расходные материалы для работы, оплачивать труд натурщика. Внутри него находится сущность, которой деньги не нужны, а требуется выход идеям, мыслям. Но реальная жизнь ставит вопросы несколько иначе. Она просто требует учиться доказывать ценность своего труда.

 

Татьяна Пиксанова

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru СОВЕТСКАЯ ЖИВОПИСЬ
..