Советская живопись

Найти картину по теме или автору По цене от до рублей

Выставка-конкурс им. Виктора Попкова в Мытищинском историко-художественном музее

24.12.2019

Виктор Ефимович Попков (9 марта 1932 — 12 ноября 1974)
Виктор Ефимович Попков (9 марта 1932 — 12 ноября 1974)

Выдающийся художник  Виктор Ефимович Попков погиб нелепо и рано.  Ему было 42 года. Его талант к этому времени не был по достоинству оценен современниками. Но теперь, когда прошла  уже почти половина века после его трагической гибели, мы видим, каким глубоким и неординарным был художник и человек Виктор Попков. Не случайно открыта выставка его работ, на которой можно познакомиться или ещё раз увидеть его работы, пронизанные исповедью художника. Им написаны сотни картин, но к выставке были отобраны настоящие шедевры, философские, глубокие, суровые. Это всего 50 произведений скульптуры, графики и живописи, около которых замирает каждый, пристально вглядываясь в них. Подобная международная выставка проводится в 13-й раз. В ней принимают участие как дебютанты, так и художники России и стран СНГ.

 

Немного из биографии

 

Виктор Попков (1932 – 1974) родился в семье крестьян, которые переехали в Москву в 1932 году. Через девять лет грянула война. Отец ушёл на фронт и просил жену больше не выходить замуж. Она выполнила его просьбу и одна вырастила 4-х детей. Видя, как сын тянется к живописи,  мать помогла сыну окончить сначала Художественно-графическое педагогическое училище, а затем Московский художественный институт им. Сурикова. Он состоялся как художник «сурового стиля». Но в его жёстких рамках мастеру было тесно, и художник выходит за рамки этого течения. В 1967 году за  три его работы («Двое», «Полдень» и «Бригада отдыхает») В. Попков получает диплом  парижского Биеннале.

 

На родине художника

 

Международный художественный фонд  высказывает благодарность Мытищинскому историко-художественному музею за  осуществление подобных выставок непосредственно в родном  для В. Попкова месте. Подобные выставки являются  эталоном для наших современных художников. Выставка открылась 15 октября 2019 года. Итоги были подведены в день рождения музея 4 декабря 2019 года.

 

Мезенские вдовы

 

Этот цикл работ был написан в Архангельской области. Особенное впечатление производит  картина «Воспоминания. Вдовы». Художник наблюдал, как в дом, где он жил, пришли такие же, как его хозяйка, одинокие старушки и стали вспоминать молодость. Они все одеты в красное разных оттенков. А его хозяйка стала центром композиции. Она стоит, никому не нужная, как и другие персонажи, опустив натруженные руки и наклонив голову. Она высока, худощава и полна безнадёжности. Вместо иконы в красном углу в память о муже помещён портрет К. Маркса. В этом цикле живописец  раскрыл, какой ценой далась нам победа.

 

Творчество художника и членов выставки

 

Тематика и жанры произведений на выставке очень широки. Здесь были представлены портреты, индустриальные пейзажи, сюрреализм, абстракция, реализм. Камертон задавали шедевры В. Попкова, такие как «Шинель отца», «В соборе». Эти произведения вызывают вдохновение у современных художников. Невозможно только упомянуть их. На картине «Шинель отца» В. Попков написал автопортрет. Он с  трепетом примеряет на себя военную шинель свёкра, как  бы размышляя, достоин ли он морально ценностей старших поколений. Здесь он думает о судьбе Родины, людей, не вернувшихся с полей боёв. Эта картина – незажившая рана. Они ушли на смерть,  подчиняясь внутреннему приказу идти почти на верную гибель под пулями захватчиков. Это эхо памяти как для современников живописца, так и для нас, людей XXI века. А вокруг него тени тех  персонажей, которых он видел в деревне на реке Мезень.  На переднем плане помещён табурет с  палитрой и выдавленными на палитру красками.

 

Продолжение работы в 60-х годах

 

В это время почти никто из советских художников не затрагивал тему семьи. Картина художника «Развод» показывает драму расстающихся людей. Холодом, отчуждением веет от этого холста. Мать с прильнувшей к ней дочерью и напротив – безразличный отец. В глубине в центре сидит бабушка, у которой остаётся одно близкое существо – прильнувший к ней котик. Когда исчезли между ними любовь и понимание? Здесь идёт отход от академизма. Художник искренне и открыто переживает распад семьи и выражает это доступными ему художественными средствами и заставляет зрителя размышлять на эту тему.

 

Немного о матери

 

Мать художника Степанида Ивановна была глубоко верующим человеком. Она работала в церкви звонарём. Это не могло сыграть своей роли для художника.  Он противопоставляет  небесное и земное в картине «В соборе». Прекрасно и его произведение «Мать и сын», где любимая матушка читает библию больному сыну. Его лицо иконописно, как божий лик, а икона  Богородицы являет мотив материнства. Большая близость с матерью давала Виктору Ефимовичу духовные силы глубоко постигать любовь, кротость и смирение. Ведь ему было сложно жить, оттого что его картины практически не выставляли. Их видели и ценили друзья художника, но ведь для творца этого мало. Ему нужен широкий зритель. А выставок почти не было. Получалось, что, как многие шестидесятники, он писал «в  стол». Это почти  довело его до самоубийства. Художник запил и хотел повеситься.  Тесть успел вытащить его из петли. А уже потом пошли другие работы.

 

70-е годы

 

Это самый плодотворный  период его работы. Картина «Работа окончена» – одно из самых лучших его произведений. В ней он сознательно пренебрёг анатомией. Необычна поза ног, одна рука заброшена за голову, создавая впечатление отдыха, а другая безвольно, расслаблено упала, раскрытая ладонь которой просит помощи. За окном ночь. Только редко мерцающие фонари создают фон на всей синеватой гамме картины.

«Хороший человек была бабка Анисья» показывает нам похороны одинокой старушки. Собрались все её односельчане. Они скорбят об Анисье, но весь фон, красно-золотистый, с вкраплениями черного, напоминающий о Палехе, не даёт горечи, а, напротив, говорит нам, как светла будет память об одинокой старой женщине, которая, возможно, приготовилась к смерти и ждала её как избавления от немощи и болезней. Когда Ренато Гуттузо посетил мастерскую Виктора Ефимовича, то он был восхищён ещё огромной незаконченной работой, которая писалась темперой.

 

Последняя работа

 

В 1974 году, когда художнику было суждено погибнуть, то он начал работать  над картиной «Осенние дожди. Пушкин». Поэт у него вышел на крыльцо во фраке. Поёживаясь от холода, он любуется отрывшейся перед ним панорамой золотой осени с далёкими лугами и рекой, протекающей неподалёку. Эту незаконченную лирическую работу живописец забрал в Москву. Он прибыл в столицу поздно вечером и в самом центре пытался поймать такси. Он подошёл к стоящей неподалёку «Волге», которая оказалась инкассаторской машиной. Из неё раздался роковой выстрел. Машина моментально уехала, а все вокруг вместо того, чтобы вызвать  скорую помощь, разбежались. Возможно, вовремя оказанная помощь  сохранила бы жизнь художника. Но он скончался один. А рядом стояла начатая картина.

Виктор Ефимович прожил короткую, насыщенную жизнь. Он много успел. Основным стало то, что он совершил переворот в сознании будущих художников. Главные особенности его творчества – жизненность, поэзия, метафоры – теперь стали доступны многим людям, а не только художникам.

Мы благодарны за выставки в Мытищах, которые регулярно создаёт музей, и сожалеем, что не все могут с ними познакомиться.   

 

Татьяна Пиксанова

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru СОВЕТСКАЯ ЖИВОПИСЬ
..