Советская живопись

Найти картину по теме или автору По цене от до рублей

Художник Борис Герасимович Шахназаров

01.02.2020

 

Борис Герасимович Шахназаров
Борис Герасимович Шахназаров

Борис Герасимович Шахназаров родился 29 декабря 1905 года в г. Карсе в Армении. Армянин по происхождению. Когда ему было десять пет, его семья была вынуждена переехать в Грузию. В 20-е годы работал в редакции грузинской газеты «Заря Востока» и молодой курьер газеты Борис Шахназаров часто слышал, как Сергей Есенин диктовал машинистке свои стихи.

В 1928 году поступил в Тифлисскую Академию художеств, затем в 1933 году во Всероссийскую Академию художеств г. Ленинграда. В Академии вместе с ним учились знаменитые теперь классики советской живописи - С. Грицай, А. Лактионов, В. Щербаков. По окончании Академии работал в Таджикистане в городе Сталинабаде (Душанбе). Здесь им созданы портреты таджикской интеллигенции - певицы Глебовой, балетмейстера Валамад Заде ...

Участник Отечественной войны, но никогда не писал войну. После войны и тяжёлого ранения, уехал на Сахалин. Здесь, на Дальнем Востоке, его палитра создала удивительный рай в красках подаренный людям. «Котиковый пляж» - изумительно пластичные животные морские котики мирно существуют на берегу великого океана. Благодаря этим милым и могучим созданиям природа Охотского побережья на картине художника не кажется столь суровой и пустынной. Сотни этюдов к этой картине было написано художником. Главная тема картины и всех этюдов к ней - гармония сосуществования с природой. Как притягательны сюжеты этих этюдов!

Художника, южанина, природа Сахалина потрясла удивительной гармонией, ощущением покоя и  вечности.

В 50-е годы Сахалинская организация Союза художников была объединена с художниками Хабаровска, Владивостока, Камчатки, Якутска в региональный Союз художников Дальнего Востока. В 1962 году Шахназарова, что называется, переманили в город Хабаровск. Солнечная палитра художника восхищала - «Золотистая кета», «Натюрморт с дыней», «Розы с фруктами» ... Щедрость природы, её изобилие в виртуальном смысле обрушились на аскетический стол дальневосточников. Конечно, в ту пору предпочтительнее в картинах советских художников были темы великих строек, темы Гражданской и Отечественных войн, на ура проходили сюжеты партизанской войны на Дальнем Востоке.

Жанр натюрморта оценивался по самой низкой ставке в материальном эквиваленте. Хотя натюрморт всегда есть отражение времени, надо сказать, и его легенд. Шахназаров не создавал легенду об изобилии и счастливой жизни. Напротив, как фронтовик, он ценил радость в простом и привычном, что даруется человеку независимо от него. Шум океана, морские котики, бесконечность необозримого океана все живое, что в нём существует. В этом есть высший смысл. Всё, что в натюрмортах художника - от Создателя. Увиденное изобилие приносит счастье. Мясистые золотые тыквы, сочная капуста и фиолетовые баклажаны, бесконечное разнообразие морских и речных обитателей. Названия картин художника - материально яркие «Натюрморт с яблоками», «Кувшин, дыня, персики», «Два фазана» ... Сначала эти щедрые земные яства ошеломляют, а затем думаешь: «как же это художник смог так весомо, так естественно и красочно передать?». Прежде всего, конечно, школа профессионала.

Борис Герасимович всегда помнил первые шаги в творчество. И когда учился в художественной студии профессора М. Тоидзе, где получил неоценимые знания рисунка, композиции, понимание цвета в живописи. Считал школу Ленинградской Академии художеств Альма-матер. Он никогда не забывал своих корней, его счастливое чистое восприятие жизни - оттуда. На склоне лет он часто говорил, что хотел быть похороненным на родине. Увы, так случилось: его Родина город Карс (Армения) стала заграницей (Турция). Если охватить его жизненный путь - Армения, Грузия, Россия, Таджикистан, Россия возникает вопрос к какой культуре отнести творчество Бориса Герасимовича Шахназарова - русской, армянской, грузинской? Имя художника Борис Шахназаров было известно на художественных всесоюзных и республиканских выставках 40-х - 80годов, его вклад в изобразительное искусство значителен. Что он чувствовал, как воспринимал мир, какими переживаниями хотел поделиться с нами - всё в его картинах. Для сегодняшнего зрителя натюрморты Шахназарова воспринимаются как историческая картина. Память о тех летах, когда деревья были большими, овощи и фрукты имели цвет солнца, и Амур был щедрой и полноводной рекой.

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru СОВЕТСКАЯ ЖИВОПИСЬ
..