Стили и жанры
|
Художник Борис Герасимович Шахназаров01.02.2020
Борис Герасимович Шахназаров родился 29 декабря 1905 года в г. Карсе в Армении. Армянин по происхождению. Когда ему было десять пет, его семья была вынуждена переехать в Грузию. В 20-е годы работал в редакции грузинской газеты «Заря Востока» и молодой курьер газеты Борис Шахназаров часто слышал, как Сергей Есенин диктовал машинистке свои стихи. В 1928 году поступил в Тифлисскую Академию художеств, затем в 1933 году во Всероссийскую Академию художеств г. Ленинграда. В Академии вместе с ним учились знаменитые теперь классики советской живописи - С. Грицай, А. Лактионов, В. Щербаков. По окончании Академии работал в Таджикистане в городе Сталинабаде (Душанбе). Здесь им созданы портреты таджикской интеллигенции - певицы Глебовой, балетмейстера Валамад Заде ... Участник Отечественной войны, но никогда не писал войну. После войны и тяжёлого ранения, уехал на Сахалин. Здесь, на Дальнем Востоке, его палитра создала удивительный рай в красках подаренный людям. «Котиковый пляж» - изумительно пластичные животные морские котики мирно существуют на берегу великого океана. Благодаря этим милым и могучим созданиям природа Охотского побережья на картине художника не кажется столь суровой и пустынной. Сотни этюдов к этой картине было написано художником. Главная тема картины и всех этюдов к ней - гармония сосуществования с природой. Как притягательны сюжеты этих этюдов! Художника, южанина, природа Сахалина потрясла удивительной гармонией, ощущением покоя и вечности. В 50-е годы Сахалинская организация Союза художников была объединена с художниками Хабаровска, Владивостока, Камчатки, Якутска в региональный Союз художников Дальнего Востока. В 1962 году Шахназарова, что называется, переманили в город Хабаровск. Солнечная палитра художника восхищала - «Золотистая кета», «Натюрморт с дыней», «Розы с фруктами» ... Щедрость природы, её изобилие в виртуальном смысле обрушились на аскетический стол дальневосточников. Конечно, в ту пору предпочтительнее в картинах советских художников были темы великих строек, темы Гражданской и Отечественных войн, на ура проходили сюжеты партизанской войны на Дальнем Востоке. Жанр натюрморта оценивался по самой низкой ставке в материальном эквиваленте. Хотя натюрморт всегда есть отражение времени, надо сказать, и его легенд. Шахназаров не создавал легенду об изобилии и счастливой жизни. Напротив, как фронтовик, он ценил радость в простом и привычном, что даруется человеку независимо от него. Шум океана, морские котики, бесконечность необозримого океана все живое, что в нём существует. В этом есть высший смысл. Всё, что в натюрмортах художника - от Создателя. Увиденное изобилие приносит счастье. Мясистые золотые тыквы, сочная капуста и фиолетовые баклажаны, бесконечное разнообразие морских и речных обитателей. Названия картин художника - материально яркие «Натюрморт с яблоками», «Кувшин, дыня, персики», «Два фазана» ... Сначала эти щедрые земные яства ошеломляют, а затем думаешь: «как же это художник смог так весомо, так естественно и красочно передать?». Прежде всего, конечно, школа профессионала. Борис Герасимович всегда помнил первые шаги в творчество. И когда учился в художественной студии профессора М. Тоидзе, где получил неоценимые знания рисунка, композиции, понимание цвета в живописи. Считал школу Ленинградской Академии художеств Альма-матер. Он никогда не забывал своих корней, его счастливое чистое восприятие жизни - оттуда. На склоне лет он часто говорил, что хотел быть похороненным на родине. Увы, так случилось: его Родина город Карс (Армения) стала заграницей (Турция). Если охватить его жизненный путь - Армения, Грузия, Россия, Таджикистан, Россия возникает вопрос к какой культуре отнести творчество Бориса Герасимовича Шахназарова - русской, армянской, грузинской? Имя художника Борис Шахназаров было известно на художественных всесоюзных и республиканских выставках 40-х - 80годов, его вклад в изобразительное искусство значителен. Что он чувствовал, как воспринимал мир, какими переживаниями хотел поделиться с нами - всё в его картинах. Для сегодняшнего зрителя натюрморты Шахназарова воспринимаются как историческая картина. Память о тех летах, когда деревья были большими, овощи и фрукты имели цвет солнца, и Амур был щедрой и полноводной рекой. |