Советская живопись

Найти картину по теме или автору По цене от до рублей

Советский художник Николай Николаевич Горлов

11.02.2020

                                              Московские художники

                                                      ЖИВОПИСЬ

                                           Николай Николаевич Горлов

      

 

Николай Николаевич Горлов
Николай Николаевич Горлов

                

                                                       

                                               

Московский живописец Николай Николаевич Горлов известен как автор картин, запечатлевших события революции, образы видных деятелей русской культуры, природу Подмосковья и Крыма. Художник — мастер лирического портрета, в который органично входят поэтично написанные интерьеры и пейзажные мотивы.

 

Горлов родился в 1917 году в Омске. В 1920-х — начале 1930-х годов воспитывался в одной из детских коммун для беспризорных, организованных по инициативе Ф. Э. Дзержинского. Здесь большое внимание уделялось развитию трудовых и художественных способностей ребят. В изокружок, где занимался Горлов, часто приезжал и давал уроки Б. В. Иогансон.

Профессиональное образование живописец получил в Московском государственном художественном институте, который окончил в 1942 году по мастерской Б. В. Иогансона и С. В. Герасимова.

 

В 1939 году Горлов принял участие во Всесоюзной художественной выставке, посвящённой двадцатилетию Ленинского комсомола, показав на ней пленэрные работы, созданные на летней практике в крымском местечке Козы. Они были замечены критикой. Во вступительной статье к каталогу искусствовед В. И. Костин писал: «В этюде «Жаркий день» Горлов достигает большой правдивости именно потому, что более внимательно и серьёзно проработал все части пейзажа». Это качество сохранится и в последующих картинах художника, где увлечённость передачей световоздушной среды будет сочетаться с вдумчивым отношением к другим компонентам пластического образа: композиции, психологической характерности персонажей.

 

В годы Великой Отечественной войны художник служит в авиационных частях. Война прервала занятия живописью, но стала для Горлова школой мужества и патриотизма. Пережитое обострило любовь к жизни, усилило стремление к полнокровному жизнеутверждающему искусству, воспевающему радость мира на земле, красоту природы. Именно таковы послевоенные живописные произведения. Среди них портреты «Сын и жена», «Внучек», «Танечка», где образ человека гармонично связан с окружающей средой и интерьером, и лирические пейзажи «Иней», «Саввинская слобода», «Свистуха», близкие традициям классического русского пейзажа.

При всей живости, эмоциональности портретов, изображающих близких, дорогих художнику людей, они передают длительные, устоявшиеся впечатления. Улавливая постоянные изменения в природе, быструю смену эффектов цвета и освещения, Горлов в своих пейзажах умеет дать почувствовать бесконечность хода времени, вызывающего у человека высокий душевный настрой. Упомянем в этой связи еще несколько пейзажей разных лет. В картине «Весна. Пробуждение» взгляд неотрывно притягивает вешняя вода, ещё отливающая студёной чернотой, но уже проснувшаяся, набирающая силу. «Веранда» надолго запоминается свежестью снега и инея, острым сопоставлением обжитости, тепла дома и далеких бескрайних просторов, овеянных ветрами, манящих загадочной голубизной.

На протяжении всего творческого пути Николай Николаевич Горлов работает над историко-революционной темой. Одним из лучших стало полотно «За власть Советов» (1967). Оно изображает лестницу Зимнего дворца, вверх по которой устремились атакующие красногвардейцы. Торжественная красота дворцового интерьера мастерски передана художником. Своей приподнятостью, монументальностью архитектура как бы подчеркивает историческую значимость происходящего и одновременно, по контрасту, оттеняет трагический момент революционного штурма: на беломраморные ступени упал матрос- балтиец, сражённый вражеской пулей. В образном строе произведения естественно объединились интонации победного гимна и реквиема павшим.

Среди других историко-революционных произведений художника наиболее значительны «Ф. Э. Дзержинский с беспризорниками» (1946), «Зимний взят» (1947), «В. И. Ленин и А. М. Горький в Горках» (1951), «Поэма о Революции» (1967), «Легендарные песни Октября» (1969). К этому ряду картин примыкают историко-мемориальные интерьеры «Комната в Горках», «Горки. Кабинет В. И. Ленина». Тонкой разработкой предметной и световоздушной среды художник достигает документальной и эмоциональной достоверности в передаче обстановки, связанной с последними годами жизни В. И. Ленина. В творчестве Н. Горлова важное место занимает работа над темами русской поэзии и музыки. По-видимому, это связано и с разносторонней одаренностью самого художника (он ещё в детстве любил стихи, играл на валторне) и с широтой его культурных интересов. В разные годы созданы картины «А. С. Пушкин среди декабристов» (1957), «А. С. Пушкин в Гурзуфе в семье Раевских» (1949—1950), «А. М. Горький, А. П. Чехов слушают Ф. И. Шаляпина» (1959), «Консерватория» (1978).

 

Полотно «А. С. Пушкин в Гурзуфе в семье Раевских» особенно дорого живописцу. «Здесь выражен весь мой романтизм», — говорит он. Задачи, решаемые в картине, сложны и интересны. В композиции объединены интерьер комнаты, открытая веранда и уходящая вдаль перспектива крымского берега, ночного моря и неба. В освещении — зажжённые свечи и призрачный свет луны. Автору удалось передать душевное состояние друзей поэта, слушающих стихи, и его самого — вдохновенного, окрыленного. В трактовке пейзажной части картины и в её общей эмоциональной атмосфере отразились собственные впечатления Горлова, накопленные ещё во времена институтских летних практик в Крыму и слившиеся в его сознании с пушкинской поэзией. Здесь, на земле Тавриды, у моря, с которым поэт связывал свои мечты о счастье, он радостно признавался:

 

...В душе утихло мрачных дум

Однообразное волненье!

Воскресли чувства, ясен ум.

Как будто слышу близкий глас

Давно затерянного счастья.

(«Таврида»)

 

Этим строкам, светлому душевному порыву молодого Пушкина, устремлённого навстречу дружбе, любви, надеждам на счастье, созвучно произведение Н. Горлова.

В кратком очерке о творчестве художника необходимо отметить также его продолжающуюся работу в портретном жанре. Особенно много он занимался портретом в 70-е годы, изображая своих современников.

Начиная с 1946 года, произведения Н. Н. Горлова постоянно показываются на выставках — всесоюзных, республиканских, московских, передвижных. Интересным событием в художественной жизни столицы стала групповая выставка, состоявшаяся в конце 1979 года. Выступая вместе со своими товарищами-соучениками по художественному институту, Горлов представил произведения разных лет, среди которых были и малоизвестные (в частности, посвященные Крыму). Выставка в какой-то мере подвела итог творческой деятельности художника, напомнив о широком круге его тем, о подлинно гуманистическом содержании и высоком профессиональном уровне созданных им полотен. Характерные для своего времени, они сохраняют свежесть и продолжают привлекать доброе и заинтересованное внимание зрителей новых поколений.

 

И. Купцов

 

Москва. «Советский художник» 1981, тираж 600 экз.

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru СОВЕТСКАЯ ЖИВОПИСЬ
..