Стили и жанры
|
ДУХОВНА ЛИ ПОЛИТИКА?15.03.2020
Исходя из личного жизненного профессионального опыта «шестидесятника», могу утверждать: всем общественно-политическим и социально-экономическим катаклизмам и чехарде предшествует духовная деградация. Так было всегда. То же самое происходит и сегодня. Хотим мы этого или нет — это объективная закономерность.
Революция семнадцатого года разрушила все до основания. В первую очередь — культуру как самую незащищённую сферу. Были уничтожены целые пласты общества — интеллигенция и духовенство, дворянство и офицерство, купечество и крестьянство... Образовавшийся огромный духовный вакуум заполнили те, «кто был никем».
Культура — слово греческого происхождения, оно означает: «Культ» — покаяние, «УР» — солнце, свет (поклонение Свету, Любви, Добру). Культура является понятием чисто духовным, нравственно - эстетическим. Весьма интересна и древнеиндийская этимология слова: Гималайские Махатмы по сей день . утверждают, что Человек, если он от Бога и Природы, должен иметь два великих свойства — Культуру Сердца (на первом месте) и Культуру Ума (на втором). Ещё древние люди в человеке больше ценили сердце его. Как дар Божий. Ум же считали наживным, приобретением. То же закон человеческой гармонии встречается у классиков, например, у Владимира Соловьёва: «Человек — это особая форма бесконечного содержания».
За восемнадцать лет моей учёбы, в том числе в художественном вузе, я ни разу не услышал о подобном толковании культуры. Исключение, пожалуй, составляет мой институтский учитель — профессор А. Д. Гончаров. «Не плевать на пол, — говорил Андрей Дмитриевич,— это ещё не культура... с нею надо родиться, а затем учиться культуре, друзья мои, — продолжал Мастер. — Читайте стихи! Любите передвижников и не отвергайте Пикассо!». Нам всем, особенно депутатам, нужна подобная объективность суждений.
Однако вернёмся к закону Божьему. Религия — категория философская, и относиться к ней следует соответственно. Слава Богу, священники ныне сидят в парламентах, приходят в школы и больницы, выступают по радио и телевидению с духовными проповедями... Заповеди из Евангелия — «Люби», «Не солги», «Не укради» и «Не убий» — являются спасательным кругом в нашем катастрофическом бытии. Появилась надежда, что в школьные программы наряду с Аристотелем и Гомером войдет и Анахарсис (VI в. до н. э.) — основоположник, нравственной философии. Став одним из семи античных мудрецов, он привёз христианство из Афин в наш языческий мир.
Говорят, что все долгожители добродетельны. Это вполне закономерно. Ведь добро очищает не только душу, но и тело. Именно к такому «очищению» призывает нас религия. Человеку суждено управлять биоэнергией, идущей непосредственно от Звезд, Солнца и Луны через воздух и воду. На этот феномен гомо сапиенс способен лишь благодаря гармонии Сердца и Ума. Следует ли политики этим духовным заповедям? Практика убеждает, что нет. Политики, за редким исключением, игнорируют духовность, корректируя её под собственные политические цели. Тем самым нарушают закон гармонии. Любая форма достижения власти так же безнравственна, как нарушение духовных заповедей, и не прощается. Путь к власти должен быть только праведным, т. е. демократическим в подлинном смысле этого слова.
Нынешняя жестокость нравов, падение общественной морали, неверие в завтрашний день — результаты насильственного отторжения нас от Религии, от Веры, от истоков наших. Понадобилось столько десятилетий, чтобы вконец признать и устами Станислава Говорухина крикнуть на весь мир —«Так жить нельзя!!!» А как жить и что делать? Вот и начался в обществе глобальнейший процесс, перестройки всего и вся, — но без учета законов вечных, гарантирующих естественное развитие не только природы, но и общества.
За многие месяцы моего депутатства в Моссовете я не раз убеждался, что власть портит человека, если тот не подготовлен к ней морально и нравственно. К сожалению, я мог бы назвать не один десяток моих коллег с полным или частичным (пусть простят меня) отсутствием у них... той самой древней человеческой формулы — культуры сердца и культуры ума. Только поэтому наши депутатские сессии превращаются в дискуссионные клубы неформалов и так неэффективны для принятий необходимых решений.
Я как художник-депутат ратую за приоритет именно духовного обновления столицы. Конечно, в духовность, в культуру каждый человек вкладывает собственный смысл, толкует и понимает это слово в меру своего к нему приближения. На мой взгляд, надо создавать в нашем городе общества «Моцартов» — добрых, талантливых, ясных, любящих в противовес людям жестоким, завистливым, несущим зло и яд. «Демократы» по своей сути — радикалы. А «радикализм» при отсутствии гармонии сердца и ума неминуемо сползает в экстремизм. В этом опасность не меньшая, чем вред от консерватизма. Некогда единый блок «Демократическая Россия» распался на множество фракций. Причина, на мой взгляд, в отсутствии не только политической, но человеческой культуры — «Мавр сделал своё дело». «Демократическая Россия» определила все структуры Моссовета, и больше в ней не было нужды. Другого нельзя было и ожидать, поскольку её состав оказался слишком разнообразным — эмоционально и духовно. Став депутатами, многие с первых же дней стали играть, как нынче принято говорить, в политические игры.
Невольно напрашивается вопрос: можно ли довериться тому обличителю зла, который сам его порождает? Именно такими «обличителями» всего и вся являются, увы, многие наши коллеги. Беспардонный выпад группы депутатов против лидеров Моссовета вызвал среди нас лишь молчаливое возмущение... (лично я открыто назвал все эти наскоки аморальными и безнравственными). В своих выводах я, разумеется, не претендую на абсолютную истину, а выражаю взгляд художника-профессионала, а не политика.
Заур-Бек АБОЕВ, народный художник Северо-Осетинской ССР, народный депутат Моссовета, председатель подкомиссии по делам творческих союзов.
Газета «Московский комсомолец» от 29.05.91. № 101
Работы Заур-Бек Абоева
Иллюстрации Абоева к книгам
|