Стили и жанры
|
Картины советского живописца Николая Толкунова из семьи художника25.04.2020
На дворе порог третьего десятилетия XXI века. То, что нам, людям середины века ХХ, ещё недавно казалось таким естественным, простым и обыденным, абсолютно непонятно нашим младшим современникам. Тем, кому сейчас около сорока лет, люди и события, которые свежи у нас в памяти, то, что для нас будто вчера было, представляется им чем-то вроде «времён Очакова и покоренья Крыма», «преданьем старины глубокой». Что уж говорить о картинах художников советского периода, особенно не очень известных художников, не таких как, скажем, Александр Дейнека или Аркадий Пластов. Тем не менее, чем дальше, тем больше проявляется естественный интерес нового поколения к образу жизни их дедушек и бабушек, к тому, как те жили, что чувствовали, что не любили, а чем восхищались. Человек так устроен, что во все времена он тянулся к чему-то эстетически красивому, не совсем обычному, к тому, что не каждому по способностям сделать, создать - к изобразительному искусству. Собственно говоря, этим и обусловлен постепенно, медленно, но верно возрастающий интерес современных, уже взрослых и самостоятельных людей, к живописи советского периода, к картинам советских художников. Но ведь все советские художники старшего поколения уже давно умерли, оставив нам свои работы, зачастую ими даже неподписанными, не то, что атрибутированными по всем правилам. На сегодня, зачастую подлинность большей части картин советских художников, особенно неподписанных этюдов, могут подтвердить лишь их прямые наследники, в основном дети художников, у которых остались картины их родителей. Приводимые ниже фотографии 50 картин московского живописца Николая Павловича Толкунова были мне любезно предоставлены его наследниками – дочерью Евгенией Толкуновой и внуком Андреем. Надеюсь, эта информация будет полезна коллекционерам и специалистам по живописи советского периода.
Николай Павлович Толкунов был членом Объединения 12 московских живописцев, просуществовавшего примерно с 1978 по 1983 год. В декабре 1979 года на выставке этого объединения на Кузнецком мосту в Москве я видел эту работу, а теперь её фотографию мне прислал внук художника Андрей Толкунов.
Более подробно об упомянутой выше выставке и Объединении 12 московских живописцев можно прочитать здесь:https://ruskartina.ru/article_30.html
Другие работы Н.П. Толкунова, здесь опубликованные, в той выставке не участвовали.
Я уже упоминал, что многие художники советского времени редко подписывали свои этюды. Это могло даже вызвать насмешки товарищей по цеху типа: "Ты что, Крамской, что ли?". И зря! Теперь наследникам крайне трудно разобраться где и когда был сделан тот или другой этюд, кто изображён на том или ином портрете и т.д. Вот и здесь получилось явное недоразумение. Дочь художника и его внук бывали в Гурзуфе лишь в детстве, и, соответственно, Гурзуфа совершенно не помнят. Зато от отца Евгения Николаевна всю жизнь слышала "Гурзуф", "Чеховский пляж", где её отец многократно бывал в творческих группах, и куда художники ездили без семьи. Вот она ошибочно и подписала неподписанные отцом работы (надо же их как-то различать). Я же в Гурзуфе бывал чуть ли не каждое лето, и уже в зрелом возрасте тоже. Поэтому я хорошо знаю чуть ли не каждую улочку в этом небольшом крымском городке, все тропинки в его окрестностях, а уж по валунам Чеховского пляжа могу пройти чуть ли не с закрытыми глазами. Поэтому смею утверждать, что: Два следующих этюда никакого отношения к крымскому пейзажу не имеют, и были написаны, судя по самим пейзажам, во время поездки Н.П. Толкунова на Сахалин. Следовательно должны датироваться 1947 годом. если это пейзажи Сахалина, конечно же.
Ну, помилуйте, какой же это Чеховски пляж? Вот Чеховский пляж:
Это больше похоже на Дальний Восток, а вот вид на Гурзуф и на гору Аю Даг:
А вот это уже точно Крым. Правда, насколько это Гурзуф, я сказать не могу.
Ниже приводятся три этюда к картине Николая Павловича Толкунова «49 дней в океане». История создания этой большой тематической картины такова: Сильнейший шторм 17 января 1960 года на острове Итуруп сорвал со швартовов самоходную танкодесантную баржу, на которой находились приписанные к ней 21-летний младший сержант Асхат Зиганшин, рядовые — 20-летний Филипп Поплавский, 21-летний Анатолий Крючковский и 20-летний Иван Федотов. Попытки бросить якорь или выброситься на берег закончились ничем, двигатель заглох, баржа получила пробоину, а радиостанцию залило водой. Ребята пробоину заделали, но баржа потеряла ход, и её унесло в Тихий океан. О том, что это было за судёнышко, можно судить по этим фотографиям самой баржи и её модели:
За 49 дней дрейфа при температуре воздуха от 0 до 7 градусов употребляя в пищу всё, что придётся, вплоть до вываривания кирзовых сапог в морской воде, собирая дождевую воду (по глотку на каждого раз в 2 суток), потеряв в весе, как потом выяснилось, по 14-16 кг каждый, все четверо сохранили не только человеческий облик, но и воинскую дисциплину, что несказанно поразило командира американского авианосца «Кирсардж», подобравшего их 7 марта в 900 милях (1700 км) от острова Итуруп. Обыкновенно люди, попавшие в подобную ситуацию, вскоре начинают конфликтовать, опускаются, теряют человеческий облик, а иногда начинают убивать и есть друг друга. А тут, по свидетельству американских вертолётчиков, подлетевших снять их с баржи, наши ребята, как ни в чём не бывало, спокойно стояли, прислонившись спинами к палубной надстройке, и с нескрываемым интересом наблюдали за действиями американцев. Зиганшин даже вёл бортовой журнал, ежедневно записывая всё, что было на борту в течение всех 49 дней дрейфа. Подробнее об этих событиях можно узнать в Википедии https://ru.wikipedia.org/wiki/Дрейф_самоходной_баржи_Т-36 А вот здесь этот дрейф описан более подробно и проиллюстрирован уникальными фотографиями того времени: https://cont.ws/@moria4ok/79342 После пресс-конференции в Сан-Франциско, куда их доставил «Кирсардж», все четверо наших ребят получили мировую славу. Не было в мире ни одной газеты, ни одной радиостанции, ни одного телеканала, которые не сообщили бы об их подвиге. Эту славу через год с небольшим удалось затмить лишь Юрию Гагарину. Вот они, эти парни – татарин, два украинца и русский.
У нас именами этих ребят называли улицы городов, снят художественный фильм «49 дней», в честь них слагались стихи и песни. Например, Владимир Высоцкий в том же 1960 году посвятил им песню «Сорок девять дней» («Суров же ты климат охотский…». Неудивительно, что и московский художник Николай Толкунов захотел написать картину с таким же названием. Он всюду искал баржу именно этого проекта, и нашёл её в Севастополе.
Это дача известнейшего русского и советского живописца Сергея Васильевича Герасимова. С 1943 по 1948 год он был директором МГХИ им. В. И. Сурикова, руководил институтом в эвакуации в Самарканде во время Великой Отечественной войны. Прекрасный художник-педагог, картинщик и пейзажист, он воспитал великое множество учеников, которые сами потом стали известными советскими художниками. Среди его учеников в том числе были и Николай Павлович Толкунов, и мой отец Владимир Георгиевич Гремитских. Под конец жизни С.В. Герасимов жил по большей части на этой даче под Можайском, где с удовольствием писал небольшие этюды на пленэре. Бывшие студенты его очень любили как художника и как человека, и иногда то тот, то другой, а то и небольшой компанией человека в два-три навещали своего престарелого преподавателя, ходили вместе с ним на этюды, продолжая у него учиться. Это продолжалось даже когда ученикам Сергея Васильевича самим уже было за сорок, и они уже давно сами стали зрелыми, признанными художниками. Видимо в один из таких приездов Николай Толкунов и сходил вместе со своим стареньким профессором на этюды. С.В. Герасимов умер 20 апреля 1964 года. Поэтому датировка именно этого этюда представляется мне неправильной. Скорее всего, этюд был написан до этой даты потому, что дача перешла в другие руки, и бывшие ученики Сергея Васильевича туда ездить прекратили.
После 1917 года, и вплоть до Великой Отечественной войны, на территории Академической дачи художников был пионерский лагерь. Академии художеств Академичка была возвращена лишь в 1948 году, а первый заезд творческой группы художников состоялся в 1949 году. Следовательно, этот этюд никак не может быть датирован 1947 годом. Скорее всего этюд мог быть написан в 50-60-е годы, когда Н.П. Толкунов входил в состав творческих групп на Академичке. Деревянное строение, изображённое здесь Н.П. Толкуновым, стоит и используется по своему прямому назначению до сих пор. В нём располагается несколько комнат для проживания художников и столовая.
На озере Сенеж тоже был дом творчества художников. Не знаю, существует ли он сейчас.
А вот это действительно Гурзуф! Место, известное как Чеховский пляж.
Это действительно Адаллары (Два брата. татарск.). Две отдельностоящие в море скалы напротив Артека. Они хорошо видны из Гурзуфа.
Этюд, судя по датировке, был написан в период эвакуации МГХИ им. Сурикова в Самарканд, то есть в студенческий период Н.П. Толкунова.
В небольшом городке Хоста под Сочи в советское время также располагался дом творчества художников. Не знаю, существует ли он сейчас.
Это участок старой извилистой горной дороги из Симферополя в Севастополь, проложенной ещё чуть ли не во времена Матушки Екатерины, по которой добирались из Симферополя в Гурзуф до того как была проложена в начале 1970-х более прямая трасса, по которой даже пустили чешские троллейбусы. Когда в детстве меня родители впервые привезли на отдых в Гурзуф, мы ехали именно по этой старой дороге. Она была по одной узкой полосе в каждую сторону. На меня это небольшое путешествие тогда произвело неизгладимое впечатление, а маму из-за множества крутых поворотов постоянно укачивало, вследствие чего нам приходилось частенько останавливаться.
Это опять что угодно, но только не Гурзуф.
Это опять что угодно, только не Чеховский пляж и не Гурзуф. В Гурзуфе в принципе нет такого узкого залива, пролива или реки, где бы на противоположном берегу были какие-то дома или строения.
А вот эти этюды Николай Павлович Толкунов привёз из своей творческой командировки в Дагестан в 1949 году.
Во время похорон И.В. Сталина среди прочих мероприятий, широко известных, было и ещё одно, нынче совершенно забытое. Пяти советским художникам, среди которых был и Николай Толкунов, было поручено создать большие картины на тему прощания с вождём. С этой целью им было разрешено сделать по одному натурному этюду непосредственно у гроба И.В. Сталина в Колонном зале Дома союзов. Церемония прощания началась 6 марта в 16 часов и закончилась в ночь с 8 на 9 марта около полуночи. Следовательно, размещённый ниже натурный этюд Н.П. Толкунова был сделан именно в это время.
Андрей Толкунов, внук художника, прислал мне по электронной почте фотографии ещё трёх работ Николая Павловича Толкунова к сожалению без названий, размеров и датировки.
Александр Гремитских 27 апреля 2020 г.
Подробнее о советском художнике Николае Толкунове: https://sovjiv.ru/articles/86/
|