Советская живопись

Найти картину по теме или автору По цене от до рублей

Картины советского живописца Николая Толкунова из семьи художника

25.04.2020

На дворе порог третьего десятилетия XXI века. То, что нам, людям середины века ХХ, ещё недавно казалось таким естественным, простым и обыденным, абсолютно непонятно нашим младшим современникам. Тем, кому сейчас около сорока лет, люди и события, которые свежи у нас в памяти, то, что для нас будто вчера было, представляется им чем-то вроде «времён Очакова и покоренья Крыма», «преданьем старины глубокой».

Что уж говорить о картинах художников советского периода, особенно не очень известных художников, не таких как, скажем, Александр Дейнека или Аркадий Пластов. Тем не менее, чем дальше, тем больше проявляется естественный интерес нового поколения к образу жизни их дедушек и бабушек, к тому, как те жили, что чувствовали, что не любили, а чем восхищались.

Человек так устроен, что во все времена он тянулся к чему-то эстетически красивому, не совсем обычному, к тому, что не каждому по способностям сделать, создать - к изобразительному искусству. Собственно говоря, этим и обусловлен постепенно, медленно, но верно возрастающий интерес современных, уже взрослых и самостоятельных людей, к живописи советского периода, к картинам советских художников.

Но ведь все советские художники старшего поколения уже давно умерли, оставив нам свои работы, зачастую ими даже неподписанными, не то, что атрибутированными по всем правилам. На сегодня, зачастую подлинность большей части картин советских художников, особенно неподписанных этюдов, могут подтвердить лишь их прямые наследники, в основном дети художников, у которых остались картины их родителей.

Приводимые ниже фотографии 50 картин московского живописца Николая Павловича Толкунова были мне любезно предоставлены его наследниками – дочерью Евгенией Толкуновой и внуком Андреем. Надеюсь, эта информация будет полезна коллекционерам и специалистам по живописи советского периода.

 

Николай Павлович Толкунов был членом Объединения 12 московских живописцев, просуществовавшего примерно с 1978 по 1983 год. В декабре 1979 года на выставке этого объединения на Кузнецком мосту в Москве я видел эту работу, а теперь её фотографию мне прислал внук художника Андрей Толкунов.

Николай Павлович Толкунов «Зимний этюд» 70х50 см 1964 г.
Николай Павлович Толкунов «Зимний этюд» 70х50 см 1964 г.

Более подробно об упомянутой выше выставке и Объединении 12 московских живописцев можно прочитать здесь:https://ruskartina.ru/article_30.html

 

Другие работы Н.П. Толкунова, здесь опубликованные, в той выставке не участвовали.

 

Н.П. Толкунов  «Псков» х.м.  60х70 см. 1944 г.
Н.П. Толкунов «Псков» х.м. 60х70 см. 1944 г.

 

Н.П. Толкунов «Тропинка к реке» к.м.  71.5х54 см. 1975 г.
Н.П. Толкунов «Тропинка к реке» к.м. 71.5х54 см. 1975 г.

 

Н.П. Толкунов «Ока» х.м. 37,5х65 см  1971 г.
Н.П. Толкунов «Ока» х.м. 37,5х65 см 1971 г.

 

Н.П. Толкунов «Зима» х.м.  69х54 см. 1970 г.
Н.П. Толкунов «Зима» х.м. 69х54 см. 1970 г.

 

Н.П. Толкунов  «Сентябрь» к.м. 50х70 см  1958 г.
Н.П. Толкунов «Сентябрь» к.м. 50х70 см 1958 г.

 

Я уже упоминал, что многие художники советского времени редко подписывали свои этюды. Это могло даже вызвать насмешки товарищей по цеху типа: "Ты что, Крамской, что ли?". И зря!

Теперь наследникам крайне трудно разобраться где и когда был сделан тот или другой этюд, кто изображён на том или ином портрете и т.д.

Вот и здесь получилось явное недоразумение. Дочь художника и его внук бывали в Гурзуфе лишь в детстве, и, соответственно, Гурзуфа совершенно не помнят. Зато от отца Евгения Николаевна всю жизнь слышала "Гурзуф", "Чеховский пляж", где её отец многократно бывал в творческих группах, и куда художники ездили без семьи. Вот она ошибочно и подписала неподписанные отцом работы (надо же их как-то различать). 

Я же в Гурзуфе бывал чуть ли не каждое лето, и уже в зрелом возрасте тоже. Поэтому я хорошо знаю чуть ли не каждую улочку в этом небольшом крымском городке, все тропинки в его окрестностях, а уж по валунам Чеховского пляжа могу пройти чуть ли не с закрытыми глазами.

Поэтому смею утверждать, что:

Два следующих этюда никакого отношения к крымскому пейзажу не имеют, и были написаны, судя по самим пейзажам, во время поездки Н.П. Толкунова на Сахалин. Следовательно должны датироваться 1947 годом. если это пейзажи Сахалина, конечно же. 

 

Н.П. Толкунов  «Чеховский пляж» х.м.  55.7х96.5 см. 1955 г.
Н.П. Толкунов «Чеховский пляж» х.м. 55.7х96.5 см. 1955 г.

 

Ну, помилуйте, какой же это Чеховски пляж? Вот Чеховский пляж:

 

В.Г. Гремитских «Чеховский пляж»  картон, масло; 49,5х80; 1980-е годы
В.Г. Гремитских «Чеховский пляж» картон, масло; 49,5х80; 1980-е годы

 

Н.П. Толкунов «Вид на Гурзуф» х.м.  40х70 см. 1952 г.
Н.П. Толкунов «Вид на Гурзуф» х.м. 40х70 см. 1952 г.

 

Это больше похоже на Дальний Восток, а вот вид на Гурзуф и на гору Аю Даг:

 

Г.М. Гордон «Аю Даг»  картон, масло; 34,5х49; 1960-е годы
Г.М. Гордон «Аю Даг» картон, масло; 34,5х49; 1960-е годы

 

А вот это уже точно Крым. Правда, насколько это Гурзуф, я сказать не могу.

 

Н.П. Толкунов «Гурзуф. Южная ночь» к.м. 70х50 см  1950-е гг.
Н.П. Толкунов «Гурзуф. Южная ночь» к.м. 70х50 см 1950-е гг.

 

Ниже приводятся три этюда к картине Николая Павловича Толкунова «49 дней в океане». История создания этой большой тематической картины такова:

Сильнейший шторм 17 января 1960 года на острове Итуруп сорвал со швартовов самоходную танкодесантную баржу, на которой находились приписанные к ней 21-летний младший сержант Асхат Зиганшин, рядовые — 20-летний Филипп Поплавский, 21-летний Анатолий Крючковский и 20-летний Иван Федотов. Попытки бросить якорь или выброситься на берег закончились ничем, двигатель заглох, баржа получила пробоину, а радиостанцию залило водой. Ребята пробоину заделали, но баржа потеряла ход, и её унесло в Тихий океан.

О том, что это было за судёнышко, можно судить по этим фотографиям самой баржи и её модели:

Водоизмещение 100 тонн, длина по ватерлинии 17 метров, ширина 3,5 метров, осадка — чуть больше одного метра, скорость 9 узлов.
Водоизмещение 100 тонн, длина по ватерлинии 17 метров, ширина 3,5 метров, осадка — чуть больше одного метра, скорость 9 узлов.

За 49 дней дрейфа при температуре воздуха от 0 до 7 градусов употребляя в пищу всё, что придётся, вплоть до вываривания кирзовых сапог в морской воде, собирая дождевую воду (по глотку на каждого раз в 2 суток), потеряв в весе, как потом выяснилось, по 14-16 кг каждый, все четверо сохранили не только человеческий облик, но и воинскую дисциплину, что несказанно поразило командира американского авианосца «Кирсардж», подобравшего их 7 марта в 900 милях (1700 км) от острова Итуруп.

Обыкновенно люди, попавшие в подобную ситуацию, вскоре начинают конфликтовать, опускаются, теряют человеческий облик, а иногда начинают убивать и есть друг друга.

А тут, по свидетельству американских вертолётчиков, подлетевших снять их с баржи, наши ребята, как ни в чём не бывало, спокойно стояли, прислонившись спинами к палубной надстройке, и с нескрываемым интересом наблюдали за действиями американцев. Зиганшин даже вёл бортовой журнал, ежедневно записывая всё, что было на борту в течение всех 49 дней дрейфа.

Подробнее об этих событиях можно узнать в Википедии https://ru.wikipedia.org/wiki/Дрейф_самоходной_баржи_Т-36

А вот здесь этот дрейф описан более подробно и проиллюстрирован уникальными фотографиями того времени: https://cont.ws/@moria4ok/79342

После пресс-конференции в Сан-Франциско, куда их доставил «Кирсардж», все четверо наших ребят получили мировую славу. Не было в мире ни одной газеты, ни одной радиостанции, ни одного телеканала, которые не сообщили бы об их подвиге. Эту славу через год с небольшим удалось затмить лишь Юрию Гагарину.

Вот они, эти парни – татарин, два украинца и русский.

Рядовой Филипп Поплавский,Рядовой Анатолий Крючковский (верхний ряд справа) Мл. сержант Асхат Зиганшин, Рядовой Иван Федотов (нижний ряд справа)
Рядовой Филипп Поплавский,Рядовой Анатолий Крючковский (верхний ряд справа) Мл. сержант Асхат Зиганшин, Рядовой Иван Федотов (нижний ряд справа)

У нас именами этих ребят называли улицы городов, снят художественный фильм «49 дней», в честь них слагались стихи и песни. Например, Владимир Высоцкий в том же 1960 году посвятил им песню  «Сорок девять дней» («Суров же ты климат охотский…».

Неудивительно, что и московский художник Николай Толкунов захотел написать картину с таким же названием. Он всюду искал баржу именно этого проекта, и нашёл её в Севастополе.

 

Н.П. Толкунов  «Севастополь. Баржа.»  х.к.м.  30х47 см. 1960 г.
Н.П. Толкунов «Севастополь. Баржа.» х.к.м. 30х47 см. 1960 г.

 

 

Н.П. Толкунов «Севастополь» к.м.  50х70 см   1960 г.
Н.П. Толкунов «Севастополь» к.м. 50х70 см 1960 г.

 

Н.П. Толкунов  «Баржа» (этюд к картине «49 дней в океане») х.м.  52х70 см. 1960 г.
Н.П. Толкунов «Баржа» (этюд к картине «49 дней в океане») х.м. 52х70 см. 1960 г.

 

 Н.П. Толкунов «Поле в Малиновке» к.м.  50х70 см. начало 1980-х гг.
Н.П. Толкунов «Поле в Малиновке» к.м. 50х70 см. начало 1980-х гг.

 

Н.П. Толкунов «Лес в инее» к.м. 70х50 см  1959 г.
Н.П. Толкунов «Лес в инее» к.м. 70х50 см 1959 г.

 

Н.П. Толкунов «Монумент с танком» к.м.  50х70 см  1970-е гг.
Н.П. Толкунов «Монумент с танком» к.м. 50х70 см 1970-е гг.

 

12 Н.П.Толкунов  «Дача С.В. Герасимова, г. Можайск» х.к.м 50х70 см  1980 г.
12 Н.П.Толкунов «Дача С.В. Герасимова, г. Можайск» х.к.м 50х70 см 1980 г.

 

Это дача известнейшего русского и советского живописца Сергея Васильевича Герасимова. 

С 1943 по 1948 год он был директором МГХИ им. В. И. Сурикова, руководил институтом в эвакуации в Самарканде во время Великой Отечественной войны. Прекрасный художник-педагог, картинщик и пейзажист, он воспитал великое множество учеников, которые сами потом стали известными советскими художниками. Среди его учеников в том числе были и Николай Павлович Толкунов, и мой отец Владимир Георгиевич Гремитских.

Под конец жизни С.В. Герасимов жил по большей части на этой даче под Можайском, где с удовольствием писал небольшие этюды на пленэре. Бывшие студенты его очень любили как художника и как человека, и иногда то тот, то другой, а то и небольшой компанией человека в два-три навещали своего престарелого преподавателя, ходили вместе с ним на этюды, продолжая у него учиться. Это продолжалось даже когда ученикам Сергея Васильевича самим уже было за сорок, и они уже давно сами стали зрелыми, признанными художниками. Видимо в один из таких приездов Николай Толкунов и сходил вместе со своим стареньким профессором на этюды.

С.В. Герасимов умер 20 апреля 1964 года. Поэтому датировка именно этого этюда представляется мне неправильной. Скорее всего, этюд был написан до этой даты потому, что дача перешла в другие руки, и бывшие ученики Сергея Васильевича туда ездить прекратили.

 

Н.П. Толкунов «Этюд в Троицком» (село Троицкое) к.м. 50х70 см  1956 г.
Н.П. Толкунов «Этюд в Троицком» (село Троицкое) к.м. 50х70 см 1956 г.

 

Н.П. Толкунов «Ока» к.м. 35х50 см. 1956 г.
Н.П. Толкунов «Ока» к.м. 35х50 см. 1956 г.

 

Н.П. Толкунов   «Ока. Сентябрь.»  х.м. 38.5х66 см. 1956 г.
Н.П. Толкунов «Ока. Сентябрь.» х.м. 38.5х66 см. 1956 г.

 

Н.П. Толкунов  «Южный Сахалин» х.м. 39х61 см. 1947 г.
Н.П. Толкунов «Южный Сахалин» х.м. 39х61 см. 1947 г.

 

Н.П. Толкунов  «Малиновка» («В полях») к.м. 39.5х70 см. 1970 г.
Н.П. Толкунов «Малиновка» («В полях») к.м. 39.5х70 см. 1970 г.

 

Н.П. Толкунов  «Хлеба созрели. Рожь.» к.м.  32.5х64.5 см. 1950 г.
Н.П. Толкунов «Хлеба созрели. Рожь.» к.м. 32.5х64.5 см. 1950 г.

 

Н.П. Толкунов  «Академическая дача» к.м.  38х50 см. 1947 г.
Н.П. Толкунов «Академическая дача» к.м. 38х50 см. 1947 г.

 

После 1917 года, и вплоть до Великой Отечественной войны, на территории Академической дачи художников был пионерский лагерь. Академии художеств Академичка была возвращена лишь в 1948 году, а первый заезд творческой группы художников состоялся в 1949 году. 

Следовательно, этот этюд никак не может быть датирован 1947 годом.

Скорее всего этюд мог быть написан в 50-60-е годы, когда Н.П. Толкунов входил в состав творческих групп на Академичке.

Деревянное строение, изображённое здесь Н.П. Толкуновым, стоит и используется по своему прямому назначению до сих пор. В нём располагается несколько комнат для проживания художников и столовая.

 

Н.П. Толкунов  «Прибой» к.м.  18х27.5 см. 1950 г.
Н.П. Толкунов «Прибой» к.м. 18х27.5 см. 1950 г.

 

Н.П. Толкунов  «Медведь гора» к.м.  25х34 см. 1952 г.
Н.П. Толкунов «Медведь гора» к.м. 25х34 см. 1952 г.

 

Н.П. Толкунов  «Озеро Сенеж. Сосны.» х.к.м.  32х42 см. 1965 г.
Н.П. Толкунов «Озеро Сенеж. Сосны.» х.к.м. 32х42 см. 1965 г.

 

На озере Сенеж тоже был дом творчества художников. Не знаю, существует ли он сейчас.

 

Н.П. Толкунов  «Куст в снегу»  к.м.  43.5х60 см. 1950-е гг.
Н.П. Толкунов «Куст в снегу» к.м. 43.5х60 см. 1950-е гг.

 

Н.П. Толкунов  «Озеро Белое»  х.м. 55х70 см. 1961 г.
Н.П. Толкунов «Озеро Белое» х.м. 55х70 см. 1961 г.

 

А вот это действительно Гурзуф! Место, известное как Чеховский пляж.

 

Н.П. Толкунов  «Гурзуф. Скалы.»  х.м.  44х83 см. 1955 г.
Н.П. Толкунов «Гурзуф. Скалы.» х.м. 44х83 см. 1955 г.

 

Н.П. Толкунов  «Лошадка в лесу» х.м.  44.5х60 см. 1951 г.
Н.П. Толкунов «Лошадка в лесу» х.м. 44.5х60 см. 1951 г.

 

 

Н.П. Толкунов  «Гурзуф» («Адалары. Закат.»)  к.м.  33х45 см. 1980 г.
Н.П. Толкунов «Гурзуф» («Адалары. Закат.») к.м. 33х45 см. 1980 г.

 

Это действительно Адаллары (Два брата. татарск.). Две отдельностоящие в море скалы напротив Артека. Они хорошо видны из Гурзуфа.

 

Н.П. Толкунов  «Южный Сахалин. Зима.»  х.м.  33х58 см. 1946 г.
Н.П. Толкунов «Южный Сахалин. Зима.» х.м. 33х58 см. 1946 г.

 

Н.П. Толкунов  «Жатва» фанера, масло.  28х44 см 1950 г.
Н.П. Толкунов «Жатва» фанера, масло. 28х44 см 1950 г.

 

Н.П. Толкунов  «Пастушок. Южный Сахалин»  х.м.  17.5х35 см. 1946 г.
Н.П. Толкунов «Пастушок. Южный Сахалин» х.м. 17.5х35 см. 1946 г.

 

Н.П. Толкунов  «Август. Таруса.»  к.м. 18.5х49 см. 1956 г.
Н.П. Толкунов «Август. Таруса.» к.м. 18.5х49 см. 1956 г.

 

Н.П. Толкунов  «Старик. Самарканд.»  к.м.  33х24 см. 1942 г.
Н.П. Толкунов «Старик. Самарканд.» к.м. 33х24 см. 1942 г.

 

Этюд, судя по датировке, был написан в период эвакуации МГХИ им. Сурикова в Самарканд, то есть в студенческий период Н.П. Толкунова.

 

Н.П. Толкунов  «Утро туманное. Таруса.»  к.м. 16.5х42.5 см. 1956 г.
Н.П. Толкунов «Утро туманное. Таруса.» к.м. 16.5х42.5 см. 1956 г.

 

Н.П. Толкунов  «Самшитовая роща. Хоста.»  х.к.м.  26х35 см. 1957 г.
Н.П. Толкунов «Самшитовая роща. Хоста.» х.к.м. 26х35 см. 1957 г.

 

В небольшом городке Хоста под Сочи в советское время также располагался дом творчества художников. Не знаю, существует ли он сейчас.

 

Н.П. Толкунов  «Дорога в Гурзуф»  х.м.  36х45 см. 1953 г.
Н.П. Толкунов «Дорога в Гурзуф» х.м. 36х45 см. 1953 г.

 

Это участок старой извилистой горной дороги из Симферополя в Севастополь, проложенной ещё чуть ли не во времена Матушки Екатерины, по которой добирались из Симферополя в Гурзуф до того как была проложена в начале 1970-х более прямая трасса, по которой даже пустили чешские троллейбусы. Когда в детстве меня родители впервые привезли на отдых в Гурзуф, мы ехали именно по этой старой дороге. Она была по одной узкой полосе в каждую сторону. На меня это небольшое путешествие тогда произвело неизгладимое впечатление, а маму из-за множества крутых поворотов постоянно укачивало, вследствие чего нам приходилось частенько останавливаться.

 

Н.П. Толкунов  «Дубы в парке Динамо»  к.м.  50х40 см. 1984 г.
Н.П. Толкунов «Дубы в парке Динамо» к.м. 50х40 см. 1984 г.

 

Н.П. Толкунов  «Крым. Ветреный день.»  х.к.м.  40х54 см. 1980 г.
Н.П. Толкунов «Крым. Ветреный день.» х.к.м. 40х54 см. 1980 г.

 

Н.П. Толкунов  «Гурзуф. Скалы.»  к.м.  36х50 см. нач. 1950-х гг.
Н.П. Толкунов «Гурзуф. Скалы.» к.м. 36х50 см. нач. 1950-х гг.

 

Это опять что угодно, но только не Гурзуф. 

 

Н.П. Толкунов  «Гурзуф. Чеховский пляж. Виноградная беседка.» к.м.  32х45 см 1975 г.
Н.П. Толкунов «Гурзуф. Чеховский пляж. Виноградная беседка.» к.м. 32х45 см 1975 г.

 

Это опять что угодно, только не Чеховский пляж и не Гурзуф. В Гурзуфе в принципе нет такого узкого залива, пролива или реки, где бы на противоположном берегу были какие-то дома или строения.

 

Н.П. Толкунов  «Жницы. Родина моя.»  х.м.  43.5х61 см. 1950 г.
Н.П. Толкунов «Жницы. Родина моя.» х.м. 43.5х61 см. 1950 г.

 

Николай Павлович Толкунов «Загорск»
Николай Павлович Толкунов «Загорск»

 

А вот эти этюды Николай Павлович Толкунов привёз из своей творческой командировки в Дагестан в 1949 году.

 

Н.П. Толкунов  «Дагестанец»  х.к.м.  25х18 см. 1949 г.
Н.П. Толкунов «Дагестанец» х.к.м. 25х18 см. 1949 г.

 

Н.П. Толкунов  «Ущелье. Дагестан.»  к.м.  25.5х34 см. 1949 г.
Н.П. Толкунов «Ущелье. Дагестан.» к.м. 25.5х34 см. 1949 г.

 

Во время похорон И.В. Сталина среди прочих мероприятий, широко известных, было и ещё одно, нынче совершенно забытое. Пяти советским художникам, среди которых был и Николай Толкунов, было поручено создать большие картины на тему прощания с вождём. С этой целью им было разрешено сделать по одному натурному этюду непосредственно у гроба И.В. Сталина в Колонном зале Дома союзов. Церемония прощания началась 6 марта в 16 часов и закончилась в ночь с 8 на 9 марта около полуночи. Следовательно, размещённый ниже натурный этюд Н.П. Толкунова был сделан именно в это время.

Н.П. Толкунов  «Похороны И.В. Сталина»  х.м.  80х65 см. 6-8 марта 1953 г.
Н.П. Толкунов «Похороны И.В. Сталина» х.м. 80х65 см. 6-8 марта 1953 г.

 

Андрей Толкунов, внук художника, прислал мне по электронной почте фотографии ещё трёх работ Николая Павловича Толкунова к сожалению без названий, размеров и датировки.

 

 

 

 

Александр Гремитских

27 апреля 2020 г.

 

Подробнее о советском художнике Николае Толкунове: https://sovjiv.ru/articles/86/ 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru СОВЕТСКАЯ ЖИВОПИСЬ
..