Стили и жанры
|
Статья о советском художнике Михаиле Богатырёве из книги "Мастера реалистической живописи ХХ века"09.05.2020
Михаил Григорьевич Богатырёв (08.09.1924 - 07.05.1999).
"Когда появилась возможность напечатать статью в книге о художнике Михаиле Богатырёве, появилось искушение обратиться к искусствоведам, они бы написали цветисто, со знанием дела. Но потом я решила о нём написать сама, как умею, просто и безыскусно, ну а картины Богатырёва каждый зритель оценит сам .... В.И. Богатырева, жена художника
На Тверской земле, в деревне с весёлым названием Нескучай, в крестьянской семье с былинной фамилией, родился в 1924 году Михаил Григорьевич Богатырёв. Отец его умел читать и писать, мать была безграмотна, оба были верующими людьми. В семье царили любовь и мир, но сыновей воспитывали в строгости. Когда Михаилу исполнилось 10 лет, семья переехала в Вышний Волочок, где вскоре в возрасте 38 лет умерла мать. Отец очень любил жену и, оставшись с тремя ребятами, был верен ей до конца дней. Михаил рос любознательным мальчишкой, посещал авиамодельный кружок, но больше всего любил рисовать. И тут грянула война .... Молодым людям, в том числе и Михаилу, пришлось рано взрослеть. Как самое тяжёлое время вспоминал он время учёбы в военном училище. Воевал он на Украинском фронте, был пулемётчиком . В августе 1943 года юный боец был тяжело ранен: пуля вошла в шею и вышла между лопаток, чудом не задев позвоночник. Очнувшись, он увидел, что руки и ноги в конвульсиях. Тогда он понял, что не жилец. Когда подошли санитары, Михаил просил их оставить его и забрать другого, того, кто выживет и будет дальше бить врага. Но его всё же перенесли в медсанчасть, а оттуда под крылом самолёта, под обстрелом, переправили в тыл. Предстояло долгое лечение в госпиталях. Но молодой организм справился, и в конце войны Михаил вернулся домой, получив инвалидность 2 группы, но слава Богу, сохранив руки и ноги целыми. Вся жизнь была впереди .... Какое счастье!!!! Теперь он точно знал, что будет только художником . В 1946 году, без пропуска, в товарном вагоне, Михаил приехал в Москву. Здесь совсем незнакомые люди помогли устроиться на работу. По вечерам Михаил посещал кружок рисования. После войны при Мосгорисполкоме открыли Студию для инвалидов войны с шестилетним образованием, которую Богатырёв окончил в 1951-ом году. В Студии преподавали известные художники Д. Налбандян , Г. Цейтлин, И. Гурвич .... Время учёбы было тяжёлым: жил впроголодь, снимал комнатушку под Москвой. Однажды "зацапал " его контролёр в электричке и повёл его в отделение. "Да куда Вы меня ведёте, посмотрите на мои ботинки", - вздохнул художник. Контролёр глянул и оторопел: подошвы ботинок были привязаны бечёвкой. Махнул рукой и отпустил. И, тем не менее, это было счастливое время - ведь Михаил учился живописи. Окончив студию, он получил крохотную комнатку в старом деревянном доме в Москве. Много писал, и только с натуры, повторяя высказывание Чистякова " Напишешь раз со сто - будет просто ". С 1952 года Михаил Богатырёв стал постоянным участником различных выставок. В 1956 - 57 годах были изданы открытки с его картин "Будущие чемпионы", "Жаркое лето" и "Дождик" - темами детства.
Весной 1960-го года Михаил приехал с группой художников на Оку, в село Дединово, на "большую воду" - разлив реки. Там мы встретились и вскоре поженились . Несмотря на большую разницу в возрасте - пятнадцать лет, как оказалось, в нашей жизни было много общего. Я с трёх лет осталась без матери, росла с глухонемым отцом, потом - детский дом, учёба в техникуме и работа в колхозе..... Оба привыкли к трудностям и умели довольствоваться малым, что нам очень помогло в течении долгого пути длиной почти в сорок лет. С первых дней совместной жизни я старалась, как могла, помогать мужу, чтобы не отвлекать его от творчества, потом к этому приучила и дочь. Она позировала отцу с трёх лет и знала слово "надо". В 1961-ом году Михаил был принят в члены Союза художников и вскоре получил путёвку в Дом Творчества в Переславле. Это был рай для художников. Два месяца никаких забот - напоят, накормят, есть и мастерские, и жильё, и живая натура - и это всё бесплатно, только бы художник работал. Это были "кузницы советских художников ". Дома Творчества находились в разных уголках страны, художники приезжали со всего Союза, общались, учась друг у друга. Через год Михаил опять получил путёвку в Переславль на ноябрь - декабрь. Известно, какие дни стоят у нас в это время - серые и слякотные. И вот в один из таких дней Михаил на берегу Плещеева озера увидел чудо ‐ сияние новой лодки! Так сияли свежеструганные доски и стружки, разбросанные кругом. Это чудо Богатырёв решил перенести на холст, и началась работа над картиной "Новая лодка". Скоро выпал снег, и лодку убрали. В декабре ударили морозы, но Михаил упорно ездил на лесоповал писать лесорубов, и в итоге тяжело заболел, застудив почки. Два месяца в больнице и три года строжайшей диеты помогли забыть о болезни. Позже я узнала, что во время госпитализации Михаил приходил к врачу с просьбой : "Если я протяну ещё недели две, то выпишите меня. Мне до смерти нужно закончить картину." Имелась в виду картина "Новая лодка", которая потом была успешно завершена и экспонировалась на Республиканской выставке "Советская Россия". Написано было несколько вариантов. Летом 1964-го Михаила снова потянуло на малую родину, где он не был 30 лет. Встреча с деревней, с родными, всколыхнули воспоминания детства. Ещё до поездки в деревню Михаил задумал написать картину "Первый праздник в колхозе". Десятилетним мальчишкой он видел такой праздник, и тот оставил сильное впечатление в его душе. Богатырёв часто вспоминал : "Я любил праздники в деревне. Но раньше ходили в гости друг к другу только родные, все по своим домам, а тут, представляешь, вся деревня за одним столом, как одна семья! "Вот это чувство единения поразило его в детстве и не отпускало и через 30 лет. Вернувшись из деревни, Михаил засел за эскиз, по которому скоро заключил договор с Министерством культуры к выставке.
Этюды крестьян писал в своей деревне, а саму картину - на юге, в Доме Творчества "Горячий ключ" Краснодарского края. Ему хотелось, чтобы в картине было как можно больше солнца и радости. Картина экспонировалась на выставке в Манеже и была репродуцирована в журнале "Сельская новь" номер 10, 1967-го года. Первые послевоенные 20 лет Михаил не хотел вспоминать о войне, его картины тех лет наполнены солнцем и радостью жизни. Но потом, пришло осознание того, что надо рассказать о том, как эта радость досталась, о том, что пришлось народу пережить. Так появился замысел картины "Весна 43-го. Сеятельница.", где военная тема переплетается с крестьянской. Женская доля военных лет оказалась не легче мужской: сохранить дом, накормить фронт, вырастить детей. В первом варианте картины женщина сеет на фоне весеннего поэтического пейзажа. Картина была принята на выставку, но на выставке Михаил по-новому увидел её и остался недоволен. Ему показалось, что картина недостаточно выражает тяжесть пережитого, и после выставки художник переписал пейзаж. Теперь почти всё полотно занимала пашня, которую ещё нужно засеять. Главным героем полотна традиционно стала женщина, как например в картине "На задание", где партизанский отряд провожает молоденькую девчушку, а также в картине "Проводы".
Ветеран, видевший ужасы войны, никогда не обращался в своём творчестве к "чёрным" темам смерти, боли и страданий. Напротив, его полотна - это гимн жизни. Художник Михаил Богатырёв больше всего на свете любил живопись. Трудно вспомнить день, когда он бы не работал. У него не было выходных, ни праздников; он дорожил каждой минутой, писал всё и везде, с этюдником не расставался до последних дней, брал его с собой даже в санаторий и в госпиталь. Михаил был постоянным участником всех значительных выставок - Республиканских, Союзных; многие его работы репродуцированы, но персональной выставки он так и не дождался . С началом Перестройки пришло время вывоза картин наших художников в массовом порядке за рубеж. Французский галерист Эдмонд Розенфельд просидел за просмотром этюдов Михаила три дня и очень эмоционально, искренне выражал своё восхищение этюдами и картинами из разряда "мелкотемья" ( как говорили на худсоветах). Раньше они стояли на стеллажах и, казалось, никогда никому не могли понадобиться. Розенфельд же то и дело восклицал : " Фантастик!". Прошло 15 лет, и мы узнали, что работы Михаила - 84 этюда, приобрела галерея Патрик Фремо. В Париже, в Венсенском замке, прошла Персональная ретроспективная выставка художественного наследия Михаила Богатырёва. Выставка продлилась 3 месяца и завершилась аукционом.
"Мы открыли русского неоимпрессиониста", - восхищались организаторы. Странно и печально, что скромный русский художник при жизни не удостоился даже персональной выставки у себя на Родине. Французы же, известные своим утончённым вкусом, смогли по достоинству оценить творчество Михаила Богатырёва. Имя художника ставится ими в один ряд с именами великих французских живописцев. В этом смысле весьма показателен каталог, выпущенный специально к парижской выставке. Там репродукции работ художника соседствуют с высказываниями об искусстве писателя Льва Толстого, творческими рассуждениями мэтров импрессионизма и научным анализом их картин, проведённым учёными-оптиками. Патрик Фремо, французский искусствовед и учредитель выставки, так писал о Михаиле Богатырёве: "Особое внимание в своей творческой деятельности Михаил Богатырёв уделял натюрморту и пейзажу. В натюрмортах он старался проникнуть в самую сущность вещей, познать их материальную природу, плотность, объём, цветовое богатство и колористическое разнообразие каждого предмета. Манера его письма отличается смелыми мазками, звучным цветом и строгой композицией..... Богатырёв, наподобие Альберта Марке (работы которого он, несомненно, не видел ), выработал эффект свечения, изображая природу или человеческое жильё, показывая при этом, то необычное качество прозрачности и отражения, которое свойственно холодным краям ( "северный свет").
Художественная манера Богатырёва не ищет стилистических эффектов. Её единственная цель - быть эффективной в том, что касается выражения и ощущения, которое даёт пейзаж - так же, как у величайших мастеров ( от Клода Мане до американских и канадских импрессионистов ). Михаил Богатырёв заставляет зрителя испытать ощущение прямой связи с пейзажем, которое рождает непреодолимую потребность войти внутрь этой иллюзии. Свободная в поисках восприятия художественная трактовка Михаила Богатырёва теперь находит своё истинное и более фундаментальное место в истории русского искусства." Богатырёв всегда был оптимистом, и на вопрос "Как жизнь ?", неизменно отвечал: " Лучше всех!».
|