Советская живопись

Найти картину по теме или автору По цене от до рублей

Статья о советском художнике Михаиле Богатырёве из книги "Мастера реалистической живописи ХХ века"

09.05.2020

М.Г. Богатырёв «Автопортрет» 1985 г.
М.Г. Богатырёв «Автопортрет» 1985 г.

 

Михаил Григорьевич Богатырёв (08.09.1924 - 07.05.1999).

 

"Когда появилась возможность напечатать статью в книге о художнике Михаиле Богатырёве, появилось искушение обратиться к искусствоведам, они бы написали цветисто, со знанием дела. Но потом я решила о нём написать сама, как умею, просто и безыскусно, ну а картины Богатырёва каждый зритель оценит сам ....

В.И. Богатырева, жена художника

 

На Тверской земле, в деревне с весёлым названием Нескучай, в крестьянской семье с былинной фамилией, родился в 1924 году Михаил Григорьевич Богатырёв. Отец его умел читать и писать, мать была безграмотна, оба были верующими людьми. В семье царили любовь и мир, но сыновей воспитывали в строгости. Когда Михаилу исполнилось 10 лет, семья переехала в Вышний Волочок, где вскоре в возрасте 38 лет умерла мать. Отец очень любил жену и, оставшись с тремя ребятами, был верен ей до конца дней.

Михаил рос любознательным мальчишкой, посещал авиамодельный кружок, но больше всего любил рисовать. И тут грянула война .... Молодым людям, в том числе и Михаилу, пришлось рано взрослеть. Как самое тяжёлое время вспоминал он время учёбы в военном училище. Воевал он на Украинском фронте, был пулемётчиком .

В августе 1943 года юный боец был тяжело ранен: пуля вошла в шею и вышла между лопаток, чудом не задев позвоночник. Очнувшись, он увидел, что руки и ноги в конвульсиях. Тогда он понял, что не жилец. Когда подошли санитары, Михаил просил их оставить его и забрать другого, того, кто выживет и будет дальше бить врага.

Но его всё же перенесли в медсанчасть, а оттуда под крылом самолёта, под обстрелом, переправили в тыл. Предстояло долгое лечение в госпиталях. Но молодой организм справился, и в конце войны Михаил вернулся домой, получив инвалидность 2 группы, но слава Богу, сохранив руки и ноги целыми. Вся жизнь была впереди .... Какое счастье!!!!

Теперь он точно знал, что будет только художником . В 1946 году, без пропуска, в товарном вагоне, Михаил приехал в Москву. Здесь совсем незнакомые люди помогли устроиться на работу. По вечерам Михаил посещал кружок рисования.

После войны при Мосгорисполкоме открыли Студию для инвалидов войны с шестилетним образованием, которую Богатырёв окончил в 1951-ом году. В Студии преподавали известные художники Д. Налбандян , Г. Цейтлин, И. Гурвич ....

Время учёбы было тяжёлым: жил впроголодь, снимал комнатушку под Москвой. Однажды "зацапал " его контролёр в электричке и повёл его в отделение. "Да куда Вы меня ведёте, посмотрите на мои ботинки", - вздохнул художник. Контролёр глянул и оторопел: подошвы ботинок были привязаны бечёвкой. Махнул рукой и отпустил.

И, тем не менее, это было счастливое время - ведь Михаил учился живописи. Окончив студию, он получил крохотную комнатку в старом деревянном доме в Москве. Много писал, и только с натуры, повторяя высказывание Чистякова " Напишешь раз со сто - будет просто ".

С 1952 года Михаил Богатырёв стал постоянным участником различных выставок. В 1956 - 57 годах были изданы открытки с его картин "Будущие чемпионы", "Жаркое лето" и "Дождик" - темами детства.

Открытка с картины М.Г. Богатырёва «Будущие чемпионы»  1957 г.
Открытка с картины М.Г. Богатырёва «Будущие чемпионы» 1957 г.

Открытка с картины М.Г. Богатырёва «Жаркое лето»
Открытка с картины М.Г. Богатырёва «Жаркое лето»

Открытка с картины М.Г. Богатырёва «Дождик»
Открытка с картины М.Г. Богатырёва «Дождик»

Весной 1960-го года Михаил приехал с группой художников на Оку, в село Дединово, на "большую воду" - разлив реки. Там мы встретились и вскоре поженились . Несмотря на большую разницу в возрасте - пятнадцать лет, как оказалось, в нашей жизни было много общего. Я с трёх лет осталась без матери, росла с глухонемым отцом, потом - детский дом, учёба в техникуме и работа в колхозе..... Оба привыкли к трудностям и умели довольствоваться малым, что нам очень помогло в течении долгого пути длиной почти в сорок лет. С первых дней совместной жизни я старалась, как могла, помогать мужу, чтобы не отвлекать его от творчества, потом к этому приучила и дочь. Она позировала отцу с трёх лет и знала слово "надо".

В 1961-ом году Михаил был принят в члены Союза художников и вскоре получил путёвку в Дом Творчества в Переславле. Это был рай для художников. Два месяца никаких забот - напоят, накормят, есть и мастерские, и жильё, и живая натура - и это всё бесплатно, только бы художник работал.

Это были "кузницы советских художников ".  Дома Творчества находились в разных уголках страны, художники приезжали со всего Союза, общались, учась друг у друга.

Через год Михаил опять получил путёвку в Переславль на ноябрь - декабрь. Известно, какие дни стоят у нас в это время - серые и слякотные. И вот в один из таких дней Михаил на берегу Плещеева озера увидел чудо ‐ сияние новой лодки! Так сияли свежеструганные доски и стружки, разбросанные кругом.

Это чудо Богатырёв решил перенести на холст, и началась работа над картиной "Новая лодка". Скоро выпал снег, и лодку убрали. В декабре ударили морозы, но Михаил упорно ездил на лесоповал писать лесорубов, и в итоге тяжело заболел, застудив почки.

Два месяца в больнице и три года строжайшей диеты помогли забыть о болезни. Позже я узнала, что во время госпитализации Михаил приходил к врачу с просьбой : "Если я протяну ещё недели две, то выпишите меня. Мне до смерти нужно закончить картину." Имелась в виду картина "Новая лодка", которая потом была успешно завершена и экспонировалась на Республиканской выставке "Советская Россия". Написано было несколько вариантов.

Летом 1964-го Михаила снова потянуло на малую родину, где он не был 30 лет. Встреча с деревней, с родными, всколыхнули воспоминания детства.

Ещё до поездки в деревню Михаил задумал написать картину "Первый праздник в колхозе". Десятилетним мальчишкой он видел такой праздник, и тот оставил сильное впечатление в его душе. Богатырёв часто вспоминал : "Я любил праздники в деревне. Но раньше ходили в гости друг к другу только родные, все по своим домам, а тут, представляешь, вся деревня за одним столом, как одна семья! "Вот это чувство единения поразило его в детстве и не отпускало и через 30 лет. Вернувшись из деревни, Михаил засел за эскиз, по которому скоро заключил договор с Министерством культуры к выставке.

М.Г. Богатырёв «Первый праздник в колхозе»   х. м. 145х115 см  1967 г.
М.Г. Богатырёв «Первый праздник в колхозе» х. м. 145х115 см 1967 г.

Этюды крестьян писал в своей деревне, а саму картину - на юге, в Доме Творчества "Горячий ключ" Краснодарского края. Ему хотелось, чтобы в картине было как можно больше солнца и радости. Картина экспонировалась на выставке в Манеже и была репродуцирована в журнале "Сельская новь" номер 10, 1967-го года.

Первые послевоенные 20 лет Михаил не хотел вспоминать о войне, его картины тех лет наполнены солнцем и радостью жизни. Но потом, пришло осознание того, что надо рассказать о том, как эта радость досталась, о том, что пришлось народу пережить.

Так появился замысел картины "Весна 43-го. Сеятельница.", где военная тема переплетается с крестьянской. Женская доля военных лет оказалась не легче мужской: сохранить дом, накормить фронт, вырастить детей. В первом варианте картины женщина сеет на фоне весеннего поэтического пейзажа. Картина была принята на выставку, но на выставке Михаил по-новому увидел её и остался недоволен. Ему показалось, что картина недостаточно выражает тяжесть пережитого, и после выставки художник переписал пейзаж. Теперь почти всё полотно занимала пашня, которую ещё нужно засеять. Главным героем полотна традиционно стала женщина, как например в картине "На задание", где партизанский отряд провожает молоденькую девчушку, а также в картине "Проводы".

М.Г. Богатырёв за работой над картиной   «Весна 43-го. Сеятельница.»
М.Г. Богатырёв за работой над картиной «Весна 43-го. Сеятельница.»

М.Г. Богатырёв  «Проводы»  х.м. 1977 г.
М.Г. Богатырёв «Проводы» х.м. 1977 г.

М.Г. Богатырёв «На задание» Холст, масло.
М.Г. Богатырёв «На задание» Холст, масло.

Ветеран, видевший ужасы войны, никогда не обращался в своём творчестве к "чёрным" темам смерти, боли и страданий. Напротив, его полотна - это гимн жизни.

Художник Михаил Богатырёв больше всего на свете любил живопись. Трудно вспомнить день, когда он бы не работал. У него не было выходных, ни праздников; он дорожил каждой минутой, писал всё и везде, с этюдником не расставался до последних дней, брал его с собой даже в санаторий и в госпиталь.

Михаил был постоянным участником всех значительных выставок - Республиканских, Союзных; многие его работы репродуцированы, но персональной выставки он так и не дождался .

С началом Перестройки пришло время вывоза картин наших художников в массовом порядке за рубеж. Французский галерист Эдмонд Розенфельд просидел за просмотром этюдов Михаила три дня и очень эмоционально, искренне выражал своё восхищение этюдами и картинами из разряда "мелкотемья" ( как говорили на худсоветах). Раньше они стояли на стеллажах и, казалось, никогда никому не могли понадобиться. Розенфельд же то и дело восклицал : " Фантастик!".

Прошло 15 лет, и мы узнали, что работы Михаила - 84 этюда, приобрела галерея Патрик Фремо. В Париже, в Венсенском замке, прошла Персональная ретроспективная выставка художественного наследия Михаила Богатырёва. Выставка продлилась 3 месяца и завершилась аукционом.

М.Г. Богатырёв «Март»  Картон, масло. 50x39,5 см 1965 г.
М.Г. Богатырёв «Март» Картон, масло. 50x39,5 см 1965 г.

"Мы открыли русского неоимпрессиониста", - восхищались организаторы. Странно и печально, что скромный русский художник при жизни не удостоился даже персональной выставки у себя на Родине. Французы же, известные своим утончённым вкусом, смогли по достоинству оценить творчество Михаила Богатырёва. Имя художника ставится ими в один ряд с именами великих французских живописцев.

В этом смысле весьма показателен каталог, выпущенный специально к парижской выставке. Там репродукции работ художника соседствуют с высказываниями об искусстве писателя Льва Толстого, творческими рассуждениями мэтров импрессионизма и научным анализом их картин, проведённым учёными-оптиками.

Патрик Фремо, французский искусствовед и учредитель выставки, так писал о Михаиле Богатырёве: "Особое внимание в своей творческой деятельности Михаил Богатырёв уделял натюрморту и пейзажу. В натюрмортах он старался проникнуть в самую сущность вещей, познать их материальную природу, плотность, объём, цветовое богатство и колористическое разнообразие каждого предмета. Манера его письма отличается смелыми мазками, звучным цветом и строгой композицией..... Богатырёв, наподобие Альберта Марке (работы которого он, несомненно, не видел ), выработал эффект свечения, изображая природу или человеческое жильё, показывая при этом, то необычное качество прозрачности и отражения, которое свойственно холодным краям ( "северный свет").

М.Г. Богатырёв «Натюрморт с клубникой»  Картон, масло
М.Г. Богатырёв «Натюрморт с клубникой» Картон, масло

Художественная манера Богатырёва не ищет стилистических эффектов. Её единственная цель - быть эффективной в том, что касается выражения и ощущения, которое даёт пейзаж - так же, как у величайших мастеров ( от Клода Мане до американских и канадских импрессионистов ). Михаил Богатырёв заставляет зрителя испытать ощущение прямой связи с пейзажем, которое рождает непреодолимую потребность войти внутрь этой иллюзии.

Свободная в поисках восприятия художественная трактовка Михаила Богатырёва теперь находит своё истинное и более фундаментальное место в истории русского искусства."

Богатырёв всегда был оптимистом, и на вопрос "Как жизнь ?", неизменно отвечал: " Лучше всех!».

 

М.Г. Богатырёв у своей картины «Ленин в Горках»
М.Г. Богатырёв у своей картины «Ленин в Горках»

М.Г. Богатырёв «На озере Плещеевом» Картон, масло. 1960 г.
М.Г. Богатырёв «На озере Плещеевом» Картон, масло. 1960 г.

М.Г. Богатырёв «Дети в Вышневолоцкой галерее»
М.Г. Богатырёв «Дети в Вышневолоцкой галерее»

Богатырёв Михаил Григорьевич (1924-1999) «Колхозница» 1960-е
Богатырёв Михаил Григорьевич (1924-1999) «Колхозница» 1960-е

М.Г. Богатырёв «Рыбаки»
М.Г. Богатырёв «Рыбаки»

М.Г. Богатырёв «Пионы» Картон, масло. 49х69 см  1963 г.
М.Г. Богатырёв «Пионы» Картон, масло. 49х69 см 1963 г.

М.Г. Богатырёв «Яблоня в цвету» Холст, масло. 1958 г.
М.Г. Богатырёв «Яблоня в цвету» Холст, масло. 1958 г.

М.Г. Богатырёв «Мирные будни» Холст, масло.
М.Г. Богатырёв «Мирные будни» Холст, масло.

М.Г. Богатырёв «На берегу реки» Картон, масло. 44 Х 50 см  1975 г.
М.Г. Богатырёв «На берегу реки» Картон, масло. 44 Х 50 см 1975 г.

М.Г. Богатырёв «Н.С. Хрущев на домостроительном комбинате» Холст, масло. 1960г.
М.Г. Богатырёв «Н.С. Хрущев на домостроительном комбинате» Холст, масло. 1960г.

М.Г. Богатырёва «Будущие чемпионы»  х.м. 1957 г.
М.Г. Богатырёва «Будущие чемпионы» х.м. 1957 г.

М.Г. Богатырёв «Строительство МКАД»  Холст, масло. 75 × 120 см  1958 г.
М.Г. Богатырёв «Строительство МКАД» Холст, масло. 75 × 120 см 1958 г.

М.Г. Богатырёв «Дорожники»  Холст, масло.
М.Г. Богатырёв «Дорожники» Холст, масло.

 

 

 

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru СОВЕТСКАЯ ЖИВОПИСЬ
..