Стили и жанры
|
Мозаики Равенны26.05.2020
В июле 1991 года в Музее декоративного искусства РСФСР в Москве была представлена выставка копий древних мозаик итальянского города Равенна — выдающихся произведений византийского монументально - декоративного искусства. Фрагменты мозаик выполнены современными . искусными мозаичистами в натуральную величину. Экспонированы фрагменты мозаик, на которых изображены орнаменты, растения в чашах и вазах, животные, рыбы, поражающие яркостью красок, свежих, гармоничных, праздничных на индигово-синем фоне. И по контрасту вспоминались некоторые современные наши мозаики в приглушённой гамме, что у нас обосновывается стремлением «удержать плоскость стены, не разрушить её», особенно в современной архитектуре. На выставке ошеломляли многофигурные мозаики, где персонажи взяты в полный рост или более того, на смальтовом золотом фоне. Выразительные лица, мощные тектонично ниспадающие складки одежды, естественность движений, жестов рук. Представлены в залах фрагменты мозаик — головы, изображённые живо, неординарно, обобщённо; фрагменты фигур на фоне архитектуры, где появилось чувство меры и такта композиции, выявление типического и в то же время нет ничего лишнего, всё уравновешенно, взаимосвязано. А некоторые мозаики поражают даже несколько гротескным решением, они очень современны в нашем восприятии. Мне довелось осматривать эту выставку вместе со своими учениками, студентами МВХПУ (бывшее Строгановское), которые ранее говорили, что в наш атомно-космический век традиционный язык живописи, в том числе и монументальной живописи, устарел, нужен новый для воплощения в искусстве нашего времени и в этом, конечно, есть резон, значительная доля истины. Осмотрев выставку, они сделали вывод, что язык подлинного большого искусства не устаревает, пример этому равеннские мозаики, которые и теперь по смелости композиции, творческому полёту и напряжению, цветовому богатству и гармоничности, умению передать главное, отбросив второстепенное, ритмичности построения персонажей более современны, чем произведения нашего времени. Равеннские мозаичисты как бы «сплавляли» отдельные тона смальты с шероховатой поверхностью, а на расстоянии для зрителя они смотрятся мощной обобщённой живописью. Они использовали маленькие кусочки (3X7 см) смальты, не полируя их. Кладка смальты применялась такая: каждый смальтовый кусочек погружался в цемент под небольшим углом, разным для различных кусочков. Солнечные лучи, отражаясь от поверхности мозаики, давали вибрацию, игру, она, мозаика, как бы становилась живой. Мне посчастливилось осматривать эти мозаики в Равенне в церквях Сант Аполлинаре, Сан Витале (VI век), где они производили огромное впечатление в синтезе с архитектурой, для которой делались и размещались с учётом светового освещения из многих небольших оконных проёмов, расположенных на разных уровнях, там архитектура помогает мозаикам. Сейчас в Равенне есть всемирно известные, мозаичные мастерские, где по эскизам известных художников мастера-мозаичисты выполняют мозаики для новой архитектуры стран Европы, Америки. В Равенне можно увидеть на стенах зданий в экстерьерах и интерьерах современные мозаики этих мастерских, где работают мастера высочайшего класса, о чём свидетельствуют и показанные теперь в Москве копии византийских равеннских мозаик. Эта выставка до Москвы объехала много стран (около 100 выставок) и имела успех, у нас тоже она принята зрителем с большим интересом. Нужно отметить, что эта не первая выставка копий равеннских мозаик в Москве, предыдущая выставка была в 1978 году экспонирована в Музее русской архитектуры на Воздвиженке (проспект Калинина), и тоже имела огромный успех. В Италии существует «Общество друзей древней мозаики», основателями которого были крупные художники много лет назад и традиции равеннских мозаик сейчас не утрачены, скорее наоборот. Именно это общество организует выставки старинных равеннских мозаик теперь в разных странах.
В. ЛОГИНОВ газета Московский художник" 2 августа 1991 г.
РАННЕХРИСТИАНСКИЕ МОЗАИКИ В РАВЕННЕ
|